ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Моей доченьке 4,5года. Она очень радостный и довольно общительный человечек. Проблемы с послушанием есть, мне кажется, в каждой семье, но в моем случае я просто не знаю, что мне делать! Она просто не воспринимает наши слова всерьез. Если мы ее накакзываем, то обязательно объясняем за что и почему, и она отправляется подумать в другую комнату! Там она сидит, затем выходит, мы с ней еще раз проводим беседу. Она все понимает и через минуту делает то же самое!

Пробовали разные способы и даже получала под зад. Все бестолку. Она просто не воспринимает наши слова. На большинство просьб один ответ: «Не хочу, не могу, не буду».

Мы знаем, что делаем неправильно, но все-таки предлагаем ей что-либо сделать за вознаграждение. Это действует! Но так не должно быть.

Я знаю, что кричать и ругаться — это не выход, но мне очень трудно. Прошу вашей помощи, совета или замечания. С уважением, Ольга.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ребенок хочет от вас понимания. Вы пишете, что дочка – радостный человек. Она приглашает вас в радость. Что это значит? Раскрыться навстречу игре, легкости, оставить эту самую серьезность, о которой вы пишете и которую хотите навязать своему ребенку. Считаете, что делаете что-то неправильно? Так перестаньте это делать! Можно поставить перед годовалым ребенком любой опасный предмет и муштровать его, как собаку, отрабатывая слово «нельзя». Но зачем? Можно убрать опасный предмет подальше и поиграть с малышом, поговорить, побаловаться и пообниматься. Что лучше? Что вы выбираете?

То же самое и с вашей дочкой. Не заставляйте ее, не натаскивайте, человека дрессировать не нужно. Играйте с ней, фантазируйте, придумывайте, как сделать выполнение каких-то правил интересным, позвольте себе быть легкомысленной выдумщицей, оставьте вы эту серьезность, честное слово. Она вам не к лицу. От нее появляются морщины и плохой запах изо рта. Вышколите ребенка, не дай Бог, а потом сами будете в ужасе от результата. Ну, станет она скучной занудой, маленькой правильной старушкой. Будет, как писал Григорий Остер, «стоять спокойно в уголке до старости своей», и что? Вы к этому стремитесь? Сделайте одолжение, оставьте ее такой же жизнерадостной, как сейчас, и сами к ней присоединяйтесь. И вам, и ей, и всему миру от этого будет польза.

Ваше письмо – протест против логики, которую вы сами видите и описываете. Дочка – радостный человек, и Вам это вроде бы нравится. Очень хорошо. А что Вы от нее хотите? Чтобы она была серьезной и воспринимала ваши слова всерьез. И как вы себе представляете радостно-серьезного человека?

Вы уж как-то определитесь. А если хотите двигаться одновременно в две противоположные стороны, сами знаете, что с вами будет. В лучшем случае ни одного зайца не поймаете, в худшем – будет вас две половинки, которые друг от друга разбегаются в разные стороны…

Дети отражают родителей, как зеркало. Я об этом писала вот здесь (статья Детская психологя: «вредные привычки» после грудного вскармливания), и в своем письме Вы описали, образно говоря, что Вам не нравится в Вашем отражении. Но это всего лишь отражение, а что с самим отражающимся, то бишь с Вами? Об этом в письме ни слова, но я попробую восстановить картину. Итак,…

Есть абстрактный челвек. Ему очень не нравится его работа, но он продолжает на нее регулярно ходить и что-то на ней делать. Начальник ему тоже не нравится, он часто бывает неправ, но человек продолжает его слушаться, потому что хочет получать вознаграждение!!! (денежное). Внутри него кричит внутренний, уже изрядно охрипший от крика, голос: не хочу я это делать, не могу я здесь находиться, не буду выполнять его указания! Но человек затыкает рот этому внутреннему голосу, если надо, дает ему пару подзатыльников и отправляет куда подальше, чтоб не мешал человеку заниматься ненужным, скучным, опротивевшим делом.

Зачем?

Чтобы быть серьезным? Чтобы не радоваться? Чтобы каждый день был похож на предыдущий – серый, нудный, скорей бы спать лечь? Может, ради стабильности? Чтобы не надо было ничего менять, дергаться, что-то предпринимать? Просто лежать на грядке, как зреющая тыква, неподвижно, расти себе потихоньку, зреть, пока не придут с ножиком и не срежут готовый плод. У человека больше возможностей, потому он не тыквой родился, а человеком. Жизнь – она в движении. Поэтому дети такие подвижные и физически, и эмоционально, и ментально. Говоря по-русски, они носятся, везде лезут, все им интересно, всему они хотят научиться, разобраться, что к чему, их чувства – как ртуть, неуловимы и неудержимы, чисты и ярки, будь то грусть или радость, веселье или сосредоточенное внимание. А однообразие, рутина, цепляние за отжившее старое и страх новизны – это больше похоже не на жизнь, а на смерть. Все равно как срезать живой цветок и засушить. По форме – та же розочка, а по сути… Этот человек воспитан послушным…

У Вашей ситуации есть еще один немаловажный аспект. Присмотритесь к отражению – у него (у нее) можно многому поучиться. Именно здесь ответ на Ваш вопрос, здесь выход из положения, здесь дверь во взаимопонимание с ребенком, путь к счастливому, уверенному и радостному материнству.

Вы хотите, чтобы дочка вас слушалась. А вы ее слушаете? У ребенка, вы уж извините, мудрости больше, чем у любого самого умного взрослого. Вы ее послушайте – не послушайтесь, а просто услышьте! – для начала, а потом будете решать, кого и как часто наказывать и вознаграждениями стимулировать. Давайте делать все на взаимной основе. В противном случае понимания сторон не будет. Когда один хочет заставить другого тупо подчиняться, дружба невозможна.

От родителей требуется доброжелательное и уважительное отношение к ребенку. Снисходительно можно относиться к хомячкам, а ваш ребенок – неповторимая, яркая, самобытная личность. Когда в семье рождается ребенок, это великое благо и подарок судьбы, потому что с приходом малыша взрослым открывается чистый источник мудрости и света, из которого можно черпать, сколько угодно и сколько вместите в себя. А если не в коня корм, и родители настолько глухи и слепы, что не могут воспользоваться подарком, не воспринимают ничего, не слышат, продолжают делать одно и то же, хотя знают, что поступают неправильно, и им очень трудно, тогда только и остается, что кричать и давать этому источнику света под зад.

Наказание бесполезно. С его помощью можно только выразить свои чувства. Но с таким же успехом ( и с гораздо меньшим вредом) вы можете отдубасить подушку или сделать пробежку километров на пять. Наказание не работает. От него у ребенка появляется чувство вины («я плохой»), которое в дальнейшем сделает из него неудачника. Похвала работает отлично. От нее появляется и радость, и уверенность, и любовь, и желание сделать еще лучше. Тут тоже выбирать вам, кого хотите вырастить.

О наказании я готовлю отдельную статью, которую планирую опубликовать в декабре. Следите за публикациями!