ребенок в детском саду

Здравствуйте! Моему сыну 2,5 годика он почти ничего не говорит, но практически все понимает, но меня очень беспокоит то, что он не любит играть в развивающие игрушки или полезное для развития (после 1-2 минут интереса к пластилину, фломастеров, кубиков он начинает все бросать или стучать, при этом не с агрессией а с игрой). Стараюсь не давить на него потихоньку приучать, но последнее время совсем перестал слушаться и выполнять элементарные просьбы (только за что-то и когда ему хочется), если что не так сразу в дикий крик и на пол на колени. Иногда мне кажется , что он просто испытывает до какой степени у меня хватит терпения. Нам через месяц в детский сад очень беспокоюсь как он со своей привычкой все бросать и не слушаться там будет находиться, пожалуйста помогите советом, как мне себя вести с сыном?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Очередной раз предлагаю взять пример с Вашего малыша. Посудите сами: кто из Вас остается в выигрыше и достигает своих целей?

А в чем секрет? Да он очень простой! Цитирую Ваше письмо. Во-первых, малыш играет по жизни, во-вторых, делает то, что хочется, в-третьих, «очень беспокоюсь» — это выражение к нему вообще неприменимо. Или я ошибаюсь?

Попробуем применить все три принципа в жизни взрослой, очень серьезной и даже озабоченной мамы. Эти три принципа будут нашей волшебной палочкой. С ее помощью будем превращать маму в веселую, радостную и успешную. (На самом деле эта палочка очень волшебная, и может превращать не только мам, а всех-всех-всех.)

Принцип первый. ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА.

«…после 1-2 минут интереса к пластилину, фломастеров, кубиков он начинает все бросать или стучать, при этом не с агрессией а с игрой». Вот и замечательно, что с игрой. Поддержите и продолжите эту игру. Забудьте на время, что Вы обязаны его развивать.

Честное слово, можно малышу доверять. Если он своим поведением ясно показывает Вам, что ему интереснее играть с кубиками иначе, значит, так оно и есть. Значит, он хочет играть с Вами на другом уровне – очень интересно, на каком? Вот и пройдите с ним за ручку в ЕГО игровую комнату, посмотрите, что там есть такого супер-интересного, от чего у малыша появляется особый блеск в глазах. Помните свои любимые игры и игрушки, от которых дух захватывало? У него они, скорее всего, другие, Вам будет интересно. Это такое уникальное приглашение в новый для Вас волшебный мир.
Только очень деловым и «правильным» мамам в такой игровой комнате будет скучно. Они могут даже в дверь не поместиться. В эту дверь влетают, на крылышках беззаботности. А если какая-нибудь настойчивая мама все-таки пройдет, то ей придется играть роль… Настойчивой Мамы. Помните Крокодила Гену, который работал в зоопарке крокодилом? Тут тоже самое. Так что новую роль выбирайте себе сами.
«не любит играть в развивающие игрушки или полезное для развития. Стараюсь не давить на него потихоньку приучать.» И хорошо, что не давите. Ведь это Вы его к себе в гости приглашаете, но что-то его в Вашей комнате не устраивает. Может, мама там становится серьезной и скучной? Может, там надо себя как-то по-особому вести? Или нельзя делать то, что нравится? А Вам-то самой нравится в развивающие игры играть? Вы сами ИГРАЕТЕ или только развиваете?

Можно взять свои игрушки и прийти с ними в гости, можно пригласить к себе товарища по играм. А можно создать новую площадку для игр, вместе сделать ее и вместе играть.
Какими бы мы ни были серьезными, умными, деловыми, целеустремленными, мы всегда во что-то играем. Выбираем роль, и играем ее вдохновенно, с полной самоотдачей. Меняются роли, меняются игры, идут годы. Когда мы сами выбираем роли и понимаем это, треть волшебной палочки уже у нас в руках.

Принцип второй. ДЕЛАЮ, ЧТО ХОЧУ

«…последнее время совсем перестал слушаться и выполнять элементарные просьбы(только за что-то и когда ему хочется), если что не так сразу в дикий крик и на пол на колени.Иногда мне кажется , что он просто испытывает до какой степени у меня хватит терпения.» Ну что ж, мне тоже так кажется. Возраст у малыша как раз такой, когда он определяет границы – свои и чужие. Замечательно, если Вы точно знаете, где пролегает Ваша граница в общении с сыном. Тогда остается спокойно поддерживать ее, подчеркиваю, спокойно, с любовью, с интересом к тому, как развивается Ваш ребенок, как он учится устанавливать отношения. Возможно, Вам захочется поэкспериментировать, поерзать, подвигать эту свою границу туда-сюда, найти самое удобное положение (как в новом кресле). Ищите, творите и помните, для чего Вы его рожали – для радости, для любви. Процесс радости и любви идет, причем обоюдный.
Малыши бывают очень настойчивы в своих желаниях, и, согласитесь, это прекрасно. Иначе как потом во взрослой жизни цели свои достигать? Они часто используют сначала метод проб и ошибок, пробуют вести себя по-разному, чтобы получить желаемое, и Вы в данном случае являетесь живым зеркалом, говорящим: так можно делать, это работает, а так бесполезно, это не помогает. Но если какой-то способ сработал однажды, будьте уверены, ребенок будет применять его еще много раз. Учимся мы так, что тут сделаешь.
Красиво советовать, конечно, легко, но когда у моего ребенка начинается крик и плач, чтобы дали то, что он хочет – оставаться спокойной, ох, как трудно. Если Вам случается отреагировать бурно, что бы это ни было, и Вам это не нравится, значит, это для Вас был самый легкий и простой способ настоять на своем. Не ругайте себя, вы живой человек, имеете право на проколы. Это нормально. Главное, чтобы проколы не стали системой.
Когда Вы найдете комфортную для себя границу, Вы уже будете знать, с какой точки зрения рассматривать ситуации притязаний ребенка, и по какой линии действовать. (Еле слова подобрала, трудно, как описать умение ездить на велосипеде.) Ни в коем случае не давите на себя, если Вам чего-то категорически не хочется, значит, этого делать не нужно. Всегда помните, что счастлив только тот, кто делает, что ему хочется. И будьте счастливы — это серединка волшебной палочки.

Принцип третий. У МЕНЯ ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

«…меня очень беспокоит то, что он не любит играть в развивающие игрушки или полезное для развития …Нам через месяц в садик очень беспокоюсь как он со своей привычкой все бросать и не слушаться там будет находиться, пожалуйста помогите советом, как мне себя вести с сыном?»

Спокойно и с удовольствием. А чего, собственно беспокоиться? Разве с Вашим сыном что-то не так? Допускаю, что может быть не так, как в какой-нибудь книге или статье, но, по большому счету, ведь все в порядке. Это самое главное. А с Вами? Это очень важно.
Думаю, ничего страшного не произойдет, если он заинтересуется пластилином чуть позже, зато ему это будет в радость. А когда человеку интересно, любое дело спорится, и обучение происходит семимильными шагами, ребенок «глотает» новые знания и навыки. И для учителя это сплошное удовольствие. А может быть, Вашему малышу никогда не будет интересен пластилин, зато он будет увлекаться машинками или рисованием. Так ведь тоже нормально будет? Чуть больше свободы, себе и ребенку, чуть больше творчества. А чуткости Вам и так не занимать.

Что-то тревожное слышится во фразе про детский сад, какая-то вынужденная необходимость. На всякий случай напомню, что тут тоже есть варианты, например, повести в сад позже; попробовать походить в сад, а потом волноваться, если для этого будет повод – ведь в новой обстановке, с другими людьми ребенок и вести себя будет по-другому; подобрать такой детский сад, в котором малышу будет хорошо.
Сейчас я хочу обратить Ваше внимание на два момента: 1) сделать комфортным для Вас Ваше общение с малышом 2) спокойно (и последовательно) реагировать на неожиданные и нежелательные для Вас выбрыки сына. Эти моменты, как видите, тесно взаимосвязаны, но прежде всего хорошо должно быть Вам. Почувствуйте свои возможности, как мамы, как воспитателя, как учителя, как человека вообще. Примерьте, например, роль успешной мамы, у которой все получается. Тогда поводы для беспокойства будут выглядеть просто как пункты рабочей программы, требующие определенного внимания, времени и усилий.

И все. Волшебная палочка к Вашим услугам. Желаю успехов!
P.S. Большое спасибо Вам за письмо. Оно написано просто гениально – настолько четки его структура и содержание. Как Вам удается в минимум слов вкладывать максимум смысла? Я восхищена.