Автор — Прищепёнок Наталья Сергеевна,
методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова
Игры для воспитателей — это не просто способ занять время, проведённое ребёнком в детском саду. Игровая технология является ведущей в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Французский философ Жан-Жак Руссо считал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».
Отношение к игре — вот что отличает, в первую очередь, ребёнка от взрослого. Игра для ребёнка — это так же естественно, как дышать.
Игры для воспитателя в детском саду — это целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса.
При подготовке занятия с использованием игровых технологий необходимо очень тщательно подбирать игровой материал, знать специфику образовательной программы и дошкольного учреждения, чтобы соблюсти те необходимые пропорции предлагаемого для изучения материала, которые позволят ребёнку не стоять на месте, а идти вперёд, опираясь на уже имеющийся у него действенно-практический пласт умений и навыков и сформированные компетенции.
Игры для воспитателей должны соответствовать направлениям развития ребёнка. Воспитатели выбирают игры не только по направлениям развития: сенсорное, развитие речи, движений рук, мышления, социально-эмоциональное развитие, развитие представлений об окружающем мире, но, прежде всего, по возрастам.
Таким образом воспитателями формируется целый цикл из игр по определённому направлению, причём, с различными игровыми формами подачи материала:
- лото, картинки-половинки, кубики — для более младших, от трёх лет;
- до игр с карточками, демонстрационным материалом, головоломками, ребусами, загадками, раздаточным материалом, игровым полем, кубиком и фишками, с диагностическими материалами — для более старших детей.
Игры для воспитателя на развитие речи детей
Очень актуальна сегодня проблема развития речи, овладения русским языком. Хотя проблема касается, прежде всего, школы, но корни её уходят в дошкольное образование. Именно здесь, в детском саду, воспитатели в играх с детьми могут заложить основу правильной речи, ответственного отношения к русскому языку у ребёнка.
В 2014 году на 2,3% снизился средний балл ЕГЭ по русскому языку по сравнению с прошлым годом. А минимальный порог снижен с 36 до 24 баллов. 100 баллов по этому самому важному предмету набрали 0,3% выпускников. А менее 36 — 20% — это дети, поступающие в первый класс, даже в самые престижные учебные учреждения города, которые не умеют связно высказывать свои мысли, предпочитая изъясняться односложными предложениями.
Помочь решить эту проблему может комплексный подход к развитию речи в детском саду и школе. Воспитатели детских садов могут использовать в реализации своих программ игры по развитию речи. Ребёнок с помощью взрослого поэтапно овладевает словами и предложениями, учится говорить красиво, развёрнуто и правильно, используя различные нюансы русского языка. Обогащается словарный запас ребёнка, развивается его логика, фантазия.
«Расшифруй слова»
Игра для воспитателя на развитие речи «Расшифруй слова» превращает детей шести лет (игра лучше проходит в старшей и подготовительной группах детского сада) в настоящих разведчиков.
Детям предлагается прочитать зашифрованные на карточках с рисунками надписи. Каждая буква в слове заменена цифрой, соответствующей её порядковому номеру в алфавите. Воспитателю надо подтолкнуть детей к пониманию этого ключа, если они не смогут догадаться сами. На картинках могут быть нарисованы те предметы или явления, которые изучаются в данный момент на занятиях по окружающему миру или сцены из любимых сказок.
Усложнённый вариант — разгадывание целых предложений — подписей под рисунками.
«Волшебный мешочек»
Воспитатель формирует «Волшебный мешочек», складывая в него множество интересных для ребёнка маленьких предметов: игрушки из киндер-сюрпризов, ключи, что-то из канцтоваров, маленькие машинки, фигурки животных, пуговицы, моток ниток, какие-то сувенирные предметы — матрёшку, деревянные ложки и так далее. Главное, чтобы предметы были разнообразны по функционалу и материалу и знакомы детям.
Затем воспитатель начинает сказку, предлагает детям эту сказку продолжить, вытягивая по очереди из мешочка по одному предмету каждый и развивая сюжет.
В процессе всей игры воспитателю необходимо помогать детям развивать действие, так как иногда рассказ ограничивается у детей, достающих какой-либо предмет из волшебного мешочка, одной фразой: «Встретили они его и пошли дальше».
В этой игре задействован принцип оживления предметов, об этом тоже можно рассказать детям, вспомнив предварительно с ними, в каких сказках они встречали подобный приём.
«Рифмочки и нерифмушки»
Эта игра учит детей воспринимать рифмованные и нерифмованные слова и подводит к сочинению стихов.
Воспитатель предлагает детям вспомнить какие-нибудь известные им стихи и определить, чем они отличаются от обычной речи. Затем объясняет, что совпадение последних трёх или четырёх букв в словах называется рифмой. Предлагая детям отрывки из известных им стихотворений и прозаических произведений, просит определить, есть тут рифма или нет.
Второй вариант — дети находят вокруг себя какой-нибудь предмет и определяют рифмы к нему.
Ещё один вариант этой игры — воспитатель предлагает начало стихотворной строфы, предлагая детям закончить вторую строку стихотворения рифмой, а потом читает, как было на самом деле. Дети все вместе оценивают своё творчество.
Для этой части игры лучше всего брать известные детям стихи. Играть можно, начиная уже с пятилетнего возраста.
Четвёртый вариант игры: воспитатель даёт детям зарифмованные слова и просит определить, есть здесь рифма или нет. Для того, чтобы игра была интереснее и эффективнее, взрослый даёт детям и ошибочные словосочетания, где рифмы нет, помогая им, если они затрудняются, это определить.
Игра «Рифмочки и нерифмушки» обогащает словарный запас детей, учит согласовывать существительные с глаголами, развивает фонематический слух. В процессе игры дети учатся чувствовать слово и сочинять простые стихи.
«Один и много»
Играть можно начиная с трёх лет. Для этой игры на развитие речи и внимания необходимы комплекты небольших предметов:
- пуговицы,
- ручки,
- карандаши,
- ёлочные небьющиеся игрушки,
- наборы животных (можно из разного материала, но изображающие одинаковых животных: зайчиков, кошечек, собачек, лошадок, овечек; хорошо подходят для этой цели игрушки размером 5-12 см из ПВХ — пластизоля, мягкого, похожего на резину материала производства фабрики игрушек «Весна»).
Задача играющего — сказать, сколько предметов — один или много — находится перед ним.
Второй вариант. Воспитатель просит ребёнка оставить один или поставить много предметов.
Игра может иметь массу вариантов продолжения. Каждый вариант развивается в процессе изучения какой-либо новой темы:
- цифр — сосчитать, сколько предметов перед тобой;
- животных: выбери из всех животных только кошечек, только собачек;
- размер, величина: собери всех вместе самых больших животных; а сейчас — самых маленьких; определи, какое животное по размеру самое маленькое и самое большое;
- действия: назвать, кто из животных что умеет делать (кошка мяукает, царапается; собака лает, охраняет и так далее);
- домашние и дикие животные: назови, какие животные живут дома, а какие — в лесу;
- цвет: найти предметы, одинаковые по цвету;
- форма: найти все круглые предметы; все квадратные;
- длина, ширина: найти самый длинный, широкий, короткий, узкий предмет; определить предмет, который длиннее, короче, шире, уже заданного воспитателем и так далее.
Игра развивает словарный запас ребёнка, помогает малышам научиться употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа, составлять небольшие предложения, сравнивать предметы. Этот набор предметов с различными добавлениями может быть использован и для игры «Волшебный мешочек».
«Над и под»
Эта игра из разряда подвижных игр. Она одновременно развивает у детей и умение правильно употреблять в речи предлоги, и двигательную активность и координацию движений. Игру лучше проводить на участке во время прогулки.
Для игры потребуются гимнастические скамейки или небольшие возвышенности на местности, имеющиеся на участке возвышенность или веранда. Если игра проходит в зале — то обручи и скакалки.
Дети встают в одну шеренгу, воспитатель даёт задания разместиться в определённом отношении к какому-либо предмету, дети выполняют. Воспитатель даёт детям инструкцию: не спешить, делать всё аккуратно, и следит за техникой безопасности выполнения заданий
Примеры заданий:
- Встать на скамейку.
- Встать за скамейкой.
- Встать перед скамейкой.
- Подняться на возвышенность.
- Спрятаться за возвышенностью.
- Скрыться в беседке.
- Встать на скакалку.
- Встать за скакалкой.
- Встать перед скакалкой.
- Встать в обручи.
- Встать парами друг с другом.
- Расположиться друг за другом.
- Расположиться друг перед другом и так далее.
После выполнения последнего задания, которое может вызвать у детей замешательство и смех, воспитатель рассказывает об относительности расположения предметов: «Если мы на скамейке, то скамейка где? Правильно, под нами!», и так далее.
Игры для воспитателей на развитие мышления детей
В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные. Для развития мышления особенно полезно заниматься математикой.
Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове.
«Не собьюсь!»
Эта игра не только знакомит с цифрами, но и учит внимательности, сосредоточенности, что очень необходимо ребёнку в процессе учёбы.
Все играющие стоят в кругу. Задача: посчитать от одного до двадцати, соблюдая различные условия, произнося каждый раз вместо цифры, которую в игре нельзя произносить, слова «Не собьюсь!».
Например: не произносим цифру 3 и числа, где есть цифра 3, то есть 3 и 13. Числа, в которых есть цифра 1, а это 1, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. И так далее.
При усложнении игры считать можно и до тридцати, сорока и так далее.
«Математическая эстафета»
Игра для подготовительной группы детского сада. Важно, чтобы дети уже умели производить элементарные математические действия сложения и вычитания в пределах десятка.
Дети делятся на команды по 10 человек. Каждому присваивается номер от 1 до 10. Задача игроков — внимательно слушать воспитателя, который говорит, какой номер должен бежать, или читает простой пример, результатом которого будет цифра, участник с которой побежит к финишу.
Побеждает та команда, участники которой будут всех внимательнее слушать воспитателя и первыми закончат каждый этап эстафеты.
«Волшебная линия»
Игра развивает не только творческое воображение, но и движения рук.
Для игры дети делятся на пары. В каждой паре один из детей рисует на листке бумаги фломастером какую-нибудь извилистую линию, задача второго — дорисовать линию таким образом, чтобы получилось какое-либо изображение предмета, животного или явления. Затем пары меняются заданием. После выполнения задания дети объясняют, что у них получилось.
«Логический поезд»
Играть можно с трёх лет. Для игры может быть использован набор предметов из игр «Волшебный мешочек» и «Один и много». Могут быть добавлены предметы:
- одинаковые по форме: круглые, квадратные;
- по назначению: предметы кукольной одежды, кукольная посуда, игрушечные овощи, фрукты и так далее.
Воспитатель предлагает детям выбрать несколько предметов из имеющихся, выложить из них цепочку и объяснить, почему они выбрали такую последовательность.
Например, дети выбрали мячик, клубок, мандарин и яблоко, потому что все они круглые, или кошку, клубок, овечку, носочки и медвежонка, потому что кошка и медведь покрыты шерстью, носки и клубок — это шерстяные нитки, которые прядут из овечьей шерсти.
Если игрокам шесть-семь лет, то в «Логическом поезде» могут участвовать и две команды детей. В этом случае игра помимо логического мышления будет развивать и умение договариваться, действовать сообща, слушать друг друга и лидерские качества: умение правильно сформулировать и донести свою точку зрения, организовать команду на выполнение задания.
Театральные игры для воспитателей
Театральные игры для воспитателей — одно из эффективнейших средств развития личности ребёнка в процессе театральной деятельности. Артистичность, творческое воображение, координация движений, коммуникативные навыки, правильная речь, эмпатия — все эти качества можно развить у детей, используя средства театра.
«Играем в сказку!»
Все малыши любят сказки. Игра в сказку — что может быть лучше для развития! Сначала дети (эта игра лучше подходит для подготовительной группы) предлагают героев — участников сказки. Потом воспитатель и дети все вместе сочиняют сказку.
Для того, чтобы дети смогли правильно выстроить сюжет, воспитатель знакомит их с алгоритмом сочинения сказки по Проппу. Облегчённый и слегка модифицированный алгоритм, в котором всего 7 пунктов, легко могут принять к действию и шести-семилетки.
Алгоритм сочинения сказки
1. Кого-то не пригласили на важное для него мероприятие. Дети придумывают героя и куда его не пригласили: в гости, на бал, на праздник, в кино, к бабушке, в поход, на экскурсию, в путешествие, гулять, в зоопарк, музей и так далее.
2. Он был или стал плохим.
3. Что-то украл и сбежал. В этих двух пунктах необходимо опираться на нравственно-этическую основу поведения.
4. Положительные герои устремляются за ним в погоню. Основываемся на опыте детей, на прочитанных ранее литературных произведениях, просмотренных мультфильмах и фильмах-сказках.
5. Находят отрицательного героя.
6. Положительные герои объясняют отрицательному герою, в чём он был не прав. Тот осознаёт происшедшее и исправляется.
7.Финал с моралью.
Сочинённую вместе с детьми сказку можно поставить как сказочный спектакль, предварительно сделав театральные костюмы из подручных средств, а можно сыграть как кукольный спектакль. Так обычная игра в сказку может превратиться в начало большой театральной деятельности.
«Что сначала, что потом?»
Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается придумать или вспомнить какое-либо событие и показать, с чего оно началось, какая была кульминация события (то есть, что, собственно, случилось) и чем событие закончилось. После этого каждая команда показывает другой все три этапа развития события, но в перепутанной последовательности. Другая команда должна отгадать, с чего всё началось (то есть, что послужило причиной события), что, собственно, произошло, и чем всё закончилось.
В этой игре развивается причинно-следственное мышление детей, артистичность, творческие способности и умение правильно передать, воспринять и понять информацию.
«Мяу-мяу!»
Это очень весёлая и динамичная игра, развивающая актёрские способности, внимание, творческое воображение.
Для игры необходим набор игрушечных животных — мягко-набивных, пластмассовых или из ПВХ — пластизоля. Воспитатель показывает какое-нибудь животное, а играющие должны изобразить его звуком или движениями. Кто первый — тому присуждается один балл. Выигрывает тот, кто наберёт больше всего баллов.
Для возраста шести-семи лет можно предложить более сложный вариант игры с предлагаемыми и показом действий, производимых с ними.
«Целый год»
Воспитатель называет какое-либо время года, а задача играющих — показать действия, связанные с этим сезоном.
Например,
- Весна — все шлёпают по лужам, пускают кораблики в ручье.
- Лето — все плавают, играют в футбол.
- Осень — копают картошку, собирают грибы.
- Зима — катаются на лыжах и коньках.
После выполнения задания дети рассказывают, что они делали, и обсуждают, а что ещё можно делать в это время года.
Усложнённый вариант игры — показывать не только, что делают люди, но живая и неживая природа.
«Уроки этикета»
Игра «Уроки этикета» знакомит детей с правилами культурного поведения в театре, гостях, в транспорте, во дворе, на стадионе и дома. Воспитатель раздаёт детям роли, необходимые для исполнения маленьких театральных этюдов с соответствующими названиями. Дети вместе с воспитателем обустраивают место действия — сцену и зал театра, салон автобуса, дом, двор, стадион, а затем разыгрывают маленькие сценки о правилах поведения. В игре могут быть участники и зрители. После очередной сценки дети обсуждают показанное и все вместе определяют как правильно себя вести в той или иной обстановке.
Второй вариант этой игры — изучение речевых правил поведения при общении: приветствии, просьбе, извинении, благодарности, разговоре по телефону с родными и друзьями и с незнакомыми людьми. Дети принимают разные роли и в игровой форме общаются, соблюдая правила этикета.
Третий вариант игры — изучение правил поведения за столом.
«Мир эмоций»
Воспитатель показывает детям портреты людей с разными эмоциями. Дети должны изобразить ту иную эмоцию. После игры обязательно обсуждение: какие эмоции было легче и приятнее изображать, какие эмоции им ближе, всегда ли можно отражать свои эмоции, можно ли скрывать эмоции и в каких случаях.
Использование игровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях имеет своим результатом не только развитие познавательных качеств ребёнка. Самые важные для человека качества — ответственность, выдержка, умение работать в коллективе, налаживать коммуникацию, адекватно относиться как к победам, так и к поражениям — всё это формируется, проявляется и закрепляется в процессе игры и очень пригодится ребёнку и в обычной, не игровой жизни.