Автор — БАЙРАМОВА Эльмира Эмирзяновна,
МАДОУ № 186 «Волгарик», г. Ульяновск.
Описание проекта
Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование связной речи. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь самостоятельно составлять монологические тексты различного характера. Признаками такой речи являются произвольность, развернутость и связность. В монологе ребенок строит высказывания самостоятельно, здесь ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он сам выбирает словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, намечает последовательность отдельных частей, звеньев содержания, будь то описание предмета, явления или события.
Педагогу важно: владеет ли ребенок различными средствами для выражения мыслей, не повторяются ли в одном отрезке речи одни и те же слова и обороты?
Такая форма монологического текста, как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. На практике обучению дошкольников созданию стихотворных текстов, на наш взгляд, уделяется мало внимания. Данный факт объясняется отсутствием эффективных методов и приемов обучения детей ритмованию и рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребенок не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но чувства, переживания человека.
На начальных этапах работы необходимо вызвать у детей интерес к художественным произведениям, наполненным фантазией, юмором, словесными играми в рифмы, ритмы, звукоподражания. Все это, в первую очередь, игры, которые обучают или быстрому произношению трудной фразы, или сложному звукосочетанию, или безобидному подтруниванию над детскими речевыми ошибками.
Чем чаще повторяются стихотворения, тем больше в них можно увидеть загадок, шуток, звукоподражаний, перевертышей и других игр. Это, в свою очередь, поможет сделать еще один шаг к новому увлечению – сочинению собственных рифмованных текстов, а в дальнейшем и собственных стихотворений. Приобретенная способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. Она открывает ребенку путь к бесценным сокровищам мировой поэзии и к собственному речевому творчеству.
В настоящее время существуют игры, направленные на развитие у детей дошкольного возраста умения подобрать рифму к заданному слову. Данные игры предполагают лишь механический выбор ребенком созвучного слова к заданному из тех, которые предложены автором. То есть не идет речь о словотворчестве, самостоятельном подборе особо меткой и яркой рифмы.
На наш взгляд, разработанная нами игра поможет научить детей:
- подбирать описательные, эмоциональные, образные характеристики того или иного объекта;
- рифмовать слова и словосочетания;
- составлять смысловые стихотворные тексты.
Правила игры
В игре могут принимать участие дети от 2 до 10 и более человек. На начальных этапах целесообразнее роль ведущего предоставить взрослому. Возраст участников — от 4 до 7 и старше лет. Дети 4 лет не могут свободно схематизировать те или иные слова, словосочетания, поэтому эту функцию должен выполнять взрослый.
В данной игре используется методы ОТСМ – ТРИЗ — технологии: морфологическая таблица, модель «Объект – имя признака – значение имени признака».
В верхней горизонтали морфологической таблицы располагаются схематические обозначения имен признаков (количество используемых в игре значений имен признаков зависит от возраста детей).
В первой клетке второй строки расположена картинка с изображением выбранного объекта. Далее дети схематически изображают подобранные к данному объекту характеристики в соответствии со значением имен признаков.
Например: объект – ель.
Подобранные детьми характеристики:
- действие – стояла;
- место — в зале;
- по цвету — зелёная;
- по характеру — добрая;
- по размеру — высокая;
- по характеру поверхности — колючая;
- части — ствол, хвоя, ветви, шишки;
- по температуре — теплая;
- запах — хвойный;
- на вкус – хвоя горькая;
- по количеству — одна;
- направление — на месте;
- по весу – тяжелая.
На третьей строке морфологической таблицы дети схематически обозначают подобранное сравнение к составленной характеристике объекта:
Как столб; как гость; как кактус; как фея; как вышка; как ёжик; шишки, как мышки; как кошка; аромат; как лимон; одинешенька; как мешок; как Буратино.
На четвертой строке морфологической таблицы дети схематически обозначают составленное рифмованное словосочетание.
Каждое из определений, сравнений, рифмующихся слов записывают схематически на пересечении столбцов и строк.
Например:
- Как столб стояла, огоньки роняла.
- Как гость в зале, где подарки раздавали.
- Как кактус, ель зеленая, но зато веселая.
- Добрая, как фея — всех она жалеет.
- Высокая, как вышка. Сидел под ней зайчишка.
- Висят на ели шишки, как крошечные мышки.
- Колючая, как ёжик – четверо ножек.
- Теплая, как кошка, погладь её немножко.
- Хвойный аромат манит ребят.
- Как лимон, горька иголка – ты иди, попробуй только.
- Стоит на месте ель всех веселей.
- Как тяжелый мешок, все подарки уволок.
Затем, выбрав наиболее удачные и более подходящие по смыслу рифмованные строчки, дети составляют смысловые рифмованные тексты. Например:
Стояла в зале ель,
За окном мела метель.
Ель, словно добрая фея,
Всех в мире ребят пожалела.
Высокая, будто вышка,
Сидел под ней зайчишка.
На ветвях висели шишки,
Словно крошечные мышки.
Будто гость она в зале стояла –
Красотой всех ребят поражала!
В игре принимали участие дети подготовительной к школе группы МДОУ ЦРР № 178 «Облачко» г. Ульяновска.