Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог-новатор Б.П. Никитин назвал «творческим складом мышления».
Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.
Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:
- Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру.
- Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти.
- Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины.
- Играми-соревнованиями, развивающие коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе.
- Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.
В начале учебного года в дошкольных учреждениях может быть проведена Неделя интеллектуальных игр.
Пример планирования Недели интеллектуальных игр в детском саду, старшая группа:
- понедельник — КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша
- вторник — викторина «Умники и умницы», игры Никитина
- среда — математический ринг, игры с логическими кубиками, игра «Что? Где? Когда?»
- четверг — викторина «Зачем и почему»
- пятница — турнир настольных игр с родителями
Формы взаимодействия с родителями:
- Памятка «Игра — дело серьезное»
- Консультация-семинар «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста»
- Психологическая консультация «Поиграй со мною, мама?»
Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:
Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у детей, необходимо придерживаться простых правил.
- Самое главное правило — игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
- Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры. Оскорбления и обиды не допустимы.
- Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок будет не справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.
- Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.
- Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.
- В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой/памятными дипломами/медалями.
Настольно-дидактические интеллектуальные игры
В детском саду широко применяются настольно-дидактические игры. Они могут быть использованы как для групповых занятий, так и для свободной игровой деятельности.
Все настольные интеллектуальные пособия имеют ряд схожих черт:
- Они рассчитаны на широкий возрастной диапазон играющих: могут быть интересны детям ясельного возраста и людям глубоко пожилым.
- Игры строятся по принципу «от простого к сложному», так как имеют несколько уровней выполнения заданий.
- Задания универсальны и вариативны, то есть включают в себя несколько сюжетных линий.
- В конце выполнения задания ребенок получает конкретный, материальный результат.
Мы расскажем о тех настольно-дидактических играх, которые востребованы в дошкольных учреждениях.
Игры Воскобовича, по данным опроса в г. Санкт-Петербурге, где живет создатель этих игр, используются педагогами в 90% дошкольных учреждений города. Игры наполнены ощущением сказки. Это по сути не игры, а сказочные задания: ребенку предлагается создать Галошадь из галоши и лошади, найти выход из паутинок паука Юка, а еще сделать целое море открытий вместе с вороном Метром, забавным Магноликом и храбрым мальчуганом Гео. Самые популярные пособия — «Геоконт», «Ларчик», «Игровизор», «Волшебная восьмерка» и другие.
Интеллектуальные игры Руденко появились совсем недавно, поэтому массового использования в детских садах пока нет. Однако эти игры-пособия перспективны и воспринимаются детьми на «ура». Механизм решения головоломок прост — нужно с помощью определенных манипуляций переместить блоки в нужные ячейки. Так решаются поставленные задачи: довести Красную Шапочку до бабушки, минуя волка; создать шифровальные матрицы; переселить матрешек.
Интеллектуальные игры Никитиных построены на раннем развитии. В них можно играть как одному, так и целой группой в детском саду. Каждая игра — это набор задач, который ребенок решает с помощью кирпичиков, кубиков, квадратов из пластика и картона. Самые популярные: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши».
Блоки Дьенеша представляют собой 48 логических блоков, различающихся цветом, формой, размерами и толщиной. Все детали уникальны. Заданий целое множество: от сортировки кубиков по цветам до выкладывания определенных слов.
Коллективные интеллектуальные игры в детском саду
Коллективные игры в детском саду — это широкое поле деятельности для фантазии и творческой реализации педагога.
Во-первых, в дошкольных учреждениях часто проводятся викторины — интеллектуальные состязания, где победа достается игроку, назвавшему больше всего правильных ответов.
Викторины могут строиться по принципу вопрос-ответ, как в телевизионных передачах «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Брейн-Ринг», «Своя игра». Другой вид викторин — сюжетные, когда детям приходится примерить на себя роль сказочных персонажей. Телевизионные аналоги — «Колесо истории», «Полундра».
Во-вторых, дети с ранних лет учатся планировать свои действия, совершать обдуманные поступки посредством игр-стратегий, монополий. Примеры: шашки и шахматы, настольные игры «Менеджер», «Продавец».
В дошкольном учреждении может быть организован Клуб интеллектуальной игры. Пример — детский сад № 781 г. Москвы. Все началось с инициативы педагогов, которые решили, что настольные игры — это мостик, связующий взрослых и детей: дошкольников они радуют, а взрослых не смущают. В результате для клуба было приобретено порядка 30 настольных «монополий». В Клубе активно проводятся занятия по интеллектуальному развитию детей. С помощью настольных игр дети тренируют навыки счета, развивают память, логику и речь.
Автор — Даниленко Мария.