ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Авторы — Ольга ЧЕРНЕНКО, старший воспитатель; Лилия МАШКОВА, воспитатель, МКДОУ «Детский сад № 38», г. Саров

Придумывать игры – занятие не менее увлекательное, чем играть в них. И если создавалась игра без увлечения, то и играть в нее придется так же. Это относится и к взрослым, и к детям, которые, правда, все реже изобретают новые игры, предпочитая готовый «ассортимент», предоставляемый игровой индустрией взрослых. В итоге из игры выпадает главное – авторская позиция. Что касается взрослых, то их сегодня приходится учить не только создавать игры – просто играть. Исследования показывают, что играть в массе не умеют не только родители, но и воспитатели. Не умеют и не хотят, не видя в этом смысла. Вернуть этот смысл (который был очевиден для большинства наших мам и пап, не говоря уже о бабушках и дедушках!) можно через ворота творчества – творение игры. Для взрослых это – не только увлекательное занятие, но и серьезная педагогическая задача. От этого, впрочем, не менее увлекающая

Создание авторской игры – дело серьезное и в то же время очень увлекательное. Мы разработали своеобразный алгоритм создания игры, благодаря которому в нашем детском саду появились свои собственные игры для детей и их родителей.

Последовательность работы была следующей:

  • анализ возрастных задач;
  • определение проблем, которые испытывают большинство детей при освоении общеобразовательной программы;
  • выявление их интересов;
  • определение темы игры;
  • изучение материалов по проблеме;
  • выбор и конкретизация задач;
  • разработка заданий, правил и описания игры;
  • разработка макета и создание игры, обучение игре родителей и детей;
  • использование игры в детском саду и создание новых вариантов.

Определить тему игры можно двумя способами:

  1. Исходя из выявленных проблем у большинства воспитанников группы ДОУ
  2. Исходя из интересов, предпочтений воспитанников

Мы разработали игры «Найди друзей» (помогает освоить общеобразовательную программу) и «Юный конструктор» (дети очень любят конструировать). Игры также помогают развивать речь (в детском саду работают группы для детей с общим недоразвитием речи). Изначально предполагалось, что играть с детьми будут родители, поэтому были организованы семейные консультации. Однако оказалось, что не только родители, но и педагоги детского сада оценили новые игры и включили их в свою работу. Ну а дети старшего возраста играют в них самостоятельно.

Игры в детском саду: НАЙДИ ДРУЗЕЙ

Материалы:

  • игровое двухстороннее поле из картона размером 42×30 см, разделенное на квадраты 5×5 см, в которых изображены различные предметы окружающего мира и объекты природы (посуда, бытовая техника, мебель, растения, насекомые и др.);
  • два комплекта кубиков (зеленые и красные), на гранях которых схематично изображены 18 признаков этих предметов и объектов (форма, цвет, величина и другие), при этом признаки на кубиках зеленого цвета дублируют те, которые изображены на кубиках красного цвета;
  • карточки-запреты в виде перечеркнутых квадратов 5×5 см белого цвета;
  • медали «Знайки» (любые поощрительные флаеры).

игры в детском саду

игры в детском саду

игры в детском саду

Условия игры

игры в детском саду

Для успешной игры необходимо научить детей «читать» схемы признаков объектов. Признак может быть определен как по отношению к объекту в целом, так и к его частям. Например, в игре выпадает грань с признаком «материал». Игрок находит на игровом поле два объекта, которые могли бы быть «друзьями» по данному признаку, и объясняет: «Куртка и дверь – “друзья”, потому что ручка у двери металлическая (часть) и молния на куртке – тоже».

Вариант № 1 (возраст 3–7 лет)

Материалы:

  • комплект кубиков зеленого цвета,
  • медали «Знайки»,
  • игровое поле.

Ведущий бросает кубик, называет признак, изображенный на верхней грани, и дает задание: «Найди два предмета на игровом поле, которые могут быть “друзьями”, и объясни, почему ты так думаешь». (Игрок находит два предмета со сходными признаками.)

В случае выпадения признака «Форма» ответы могут звучать так: «Шар и мяч – “друзья”, потому что они круглые»; «Стол и картина – “друзья”, так как столешница у стола и рама картины – прямоугольной формы»; «Пирамидка и ель – “друзья”, так они похожи на треугольник».

В случае выпадения признака «Размер» рекомендуется сравнивать объекты (или части их) по высоте, длине, ширине. За каждый правильный ответ игроки получают медали «Знайки». Тот, кто не нашел «друзей» по данному признаку, пропускает ход. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество «Знаек».

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

В игру вводятся карточки-запреты. По ходу игры ведущий закрывает знаком изображения выбранных детьми объектов. В этом случае варианты выбора ограничены. Если количество объектов сократилось до 4–6 и игроки не могут выделить их сходные признаки, можно предложить детям объединить объекты по любому признаку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

В игре используются оба комплекта кубиков (красного и зеленого цветов), игровое поле, медали «Знайки».

Ведущий одновременно бросает по одному кубику из каждого комплекта (один зеленый и один красный). Взрослый или ребенок «читает» схемы на верхних гранях кубиков и дает задание: «Найди на игровом поле два предмета, которые могут быть “друзьями” по двум признакам, и объясни свой выбор».

Например, если выпали признаки «Форма» и «Рукотворный», объединить их можно так: «Машина и мяч – “друзья”, потому что у машины колесо круглой формы, и мяч круглой формы. Они рукотворные, их сделали люди». Если выпали признаки «Вес» и «Поверхность», в качестве «друзей» могут быть выбраны книга и камень, так как они тяжелые и гладкие.

Игры в детском саду: ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР

Материалы:

  • 4 цветных карты размером 20×29 см, расчерченных на 8 клеток;
  • в центре каждой карты находится фотография построек из 8 деталей размером 10×15 см;
  • наборы цветных карточек размером 6×6 см (по 12 штук), на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:2 (наборы по цвету соответствуют картам);
  • 14 фотографий деталей 10×15 см с подписанными названиями;
  • 14 карточек размером 10×15 см, на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:1;
  • 4 трафарета;
  • набор деталей (14 штук);
  • 10 схем построек;
  • 4 ламинированных белых листа А4;
  • 4 маркера на спиртовой основе.

игры в детском саду

Условия

игры в детском саду

Для успешной игры необходимо научить детей «считывать» схемы деталей. (Вспомните уроки черчения в школе и 3 проекции деталей – вид спереди, сверху и сбоку слева.) Для этого нужно познакомить детей в игровой форме с трафаретом, например: «Трафарет – это “дом” для деталей. У каждой детали – своя “квартира”. Догадайтесь, в какой квартире может “жить” кирпичик, если он к нам повернут длинной узкой стороной?». Дети рисуют «фотографии» деталей с помощью трафарета.

Вариант № 1 (возраст 4–7 лет)

Игра «Парочки»

Используются «фотографии» деталей, карточки-схемы деталей в масштабе 1:1. Перед игрой нужно перемешать «фотографии» и карточки-схемы, а затем разложить их на столе россыпью, изображением вниз. С помощью жеребьевки установить очередность игроков. Игроки по очереди открывают по две любые карточки и называют изображения. Если открылась деталь и соответствующая ей схема, ребенок забирает пару себе. Если карточки не совпали, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто больше наберет «парочек». Схема деталей соответствует виду детали спереди.

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

Игра «Лото»

Используются цветные карты и наборы цветных карточек со схемами, фотографии деталей. Перед игрой дети берут карты и соответствующие им по цвету наборы карточек. Ведущий выбирается с помощью считалки. Он перемешивает «фотографии» и складывает их стопкой изображением вниз, затем поднимает верхнюю фотографию и спрашивает: «Кому нужна эта деталь? Почему?» (Игрок отвечает: «Мне, потому что в моей постройке есть брусок».)

Если игрок узнал деталь, он ищет соответствующую схему и закрывает одну из клеточек. Если деталь никому не пригодилась, фотографию кладут в низ колоды. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки. Возможно, что разные детали будут иметь одинаковые схемы. Для этих случаев в наборах схем есть повторяющиеся карточки, которыми можно закрыть клетку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

Игровое задание «Чертежники»

Материалы:

  • набор деталей,
  • трафареты формата А4,
  • листы бумаги формата А4,
  • фломастеры или маркеры.

Выбирается ведущий. Он создает постройку и комментирует: «Я поставил брусок справа от кирпичика, на кирпичик положил кубик и полукуб» и т. д. Затем можно обсудить местоположение деталей: «Где находится конус?» («Между призмой и цилиндром»). После этого дети рисуют схему постройки (вид спереди, сбоку или сверху). Правильность выполнения заданий оценивает взрослый.

Вариант № 4 (возраст 4–7 лет)

Игровое задание «Юный строитель»

Материалы:

  • набор деталей,
  • трафареты,
  • листы бумаги и маркеры,
  • схемы построек.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть чертеж постройки, например: «Из каких деталей может состоять постройка? Где находится сфера?» Затем взрослый предлагает построить по чертежу постройку. Поскольку схемам иногда соответствуют разные детали, взрослый может попросить воспроизвести все варианты построек. К одной схеме, в зависимости от расположения, могут подходить разные детали. Обратите внимание детей на устойчивость постройки.

Материал предоставлен журналом ОБРУЧ (№ 3 за 2013 год).