ребенок в детском саду

ребенок испугался

Вопрос: Здравствуйте! У меня племянник, ему 4 годика. Его развитие не соответствует его возрасту, он развит как 5-6 летний ребенок. Ходит в детский садик. В марте у них были учения технике пожарной безопасности. Включали пожарную сигнализацию несколько раз. Первый раз ребенок испугался, а во второй раз, когда она ревела 15 минут, он даже описался от испуга.

После этих учений ребенка как будто подменили. Он не заходит на кухню, если включен газ, у него начинается истерика, и он просит? чтобы выключили газ. Варить ничего не разрешает — нужно, чтобы были закрыты все кастрюли. Картинки или репортаж про пожар он отказывался смотреть наотрез.

Мы варим только по ночам, а если днем, то он закрывает дверь в кухню и никого оттуда не выпускает. После этих учений он отказывался ходить в детский сад, у него была истерика. Мы не водили его туда около месяца. Создавали спокойную атмосферу для него. Рассказывали ему про пожар, покупали пожарные машины, пытались играть, но ничего не помогает. За этот месяц он чуть-чуть успокоился, и мы повели его в садик.

В детском саду из-за этой ситуации мы ругались с заведующей и воспитателями. После чего ребенок стал изгоем в группе. И его поведение изменилось еще больше. Он стал неуправляемым: не одевается и не обувается, убегает, не слушается, дерется, ругается и придумывает кучу способов, чтобы его не водили в детский сад, просто кошмар.

На данный момент у нас нет возможности не водить его в сад вообще и перевести в другой.

Помогите, пожалуйста.Что нам делать в этой ситуации? Как помочь ему побороть его страх и сделать так, чтобы он стал нормальным, послушным ребенком? Заранее большое спасибо!

Отвечает Любовь Голощапова, психолог-консультант:

Дорогие товарищи взрослые! Вы, наверное, очень упорные и целеустремленные люди. И это замечательно. А творческие функции в семье взял на себя ребенок. И это тоже прекрасно. А еще очень хорошо, что вы обратились с вопросом, потому что, находясь внутри ситуации, буквально варясь в ней, некоторые вещи бывает заметить трудно. По-моему, ситуация развивается абсолютно логично и наилучшим образом, потери, если и есть, то минимальные.

Ребенок испугался, месяц не ходил в этот садик, начал успокаиваться. (Кстати, а зачем вы его все время держали в теме пожара – машинки, рассказы, игры? Ведь есть и другие темы…)

После этого вы опять повели ребенка в сад, и вот результат: ругались в саду, изгой, не слушается.

Что сделала бы я на вашем месте:

  • Забрала бы ребенка из сада однозначно и либо перевела в другой, либо искала альтернативные решения.

Ребенку, если он развивается быстрее основной массы, может быть просто скучно. Не нужно говорить себе «нет возможности» — потому что как скажете, так и будет. Можно переформулировать эту фразу в «ищу возможность» или что-то в этом духе – чувствуете разницу? А возможности определенно есть, например, какие-нибудь нестандартные, неожиданные решения. Так позвольте себе их просто увидеть и выбрать самую приглянувшуюся. И обязательно поговорите с малышом на эту тему – он может дать гениальную, простую подсказку. Может, у вас после этого начнется вообще сказочная жизнь. Вполне возможно, что вы сами к этому подсознательно стремитесь.

  • Переключилась бы в общении с ребенком на другие темы – благо, их вокруг нас великое множество.

Бесконечно развивая тему пожара, вы просто увеличиваете свои шансы поучаствовать в таком реальном событии. Вам это нужно?

  • Ответила бы себе на вопрос: зачем лично мне нужен «нормальный, послушный» ребенок.

Он у вас уже ненормальный – в самом лучшем смысле этого слова – сами пишете, что развит не по годам. Можно, конечно, сделать из него «нормального», запугать до предела, он какое-то время будет развиваться медленнее, потому что все его внутренние резервы будут брошены буквально на тушение очага страха, сверстники его догонят. Вы действительно этого хотите?

Нормальные послушные дети превращаются в заурядных безынициативных взрослых…

Вы пишете: ребенок испугался, нужно побороть страх. Самое главное тут вот что: снаружи его побороть невозможно, можно только заглушить. И тогда этот страх будет сидеть глубоко внутри вашего мальчика, портить ему жизнь, травить потихоньку, а в самые неожиданные и неподходящие моменты будет высовываться и заставлять своего «хозяина» вести себя неадекватно. Иначе говоря, человек будет временно терять контроль над собой, своими действиями, чувствами, и над ситуацией.

Страх можно побороть изнутри – это реально.

Я не устаю восхищаться мудростью наших маленьких людей. Ваш малыш это и делал. Давайте подойдем к ситуации с другой точки зрения – что было бы, если бы вы пошли на поводу у «капризов» своего малого? Могу предположить, что некоторое время еда бы не готовилась, во всяком случае, не варилась и не жарилась бы. Если мальчику сырая еда больше нравится – он был бы рад, и вы бы покушали свежих витаминчиков, если бы ему не хватало термически обработанной пищи – он бы в конце концов сам понял, для чего нужен открытый огонь в вашем доме, и нашел бы для себя путь, как этот факт принять. Что я хочу сказать: не было бы никакой катастрофы! А вы могли бы получить новый жизненный опыт. (Поиграли бы в доисторическое племя или что-то в этом роде). Как по мне, прекрасная возможность.

Однако эта ситуация уже ушла, если я правильно поняла из письма. И теперь вы поставлены перед еще более удивительным, радостным и волнующим фактом: вас ждут перемены. К лучшему! А маленький мальчик, это малое чудо – ваш проводник. Просто послушайте его (будьте сами послушны, хоть на пару месяцев), доверьтесь ему и за ручку с ним пройдите эту часть жизненного пути. Ваша разумность, ваш опыт и его творческая фантазия могут дать бесподобные результаты.

Сотрудничайте, доверяйте, прислушивайтесь к ребенку, учитесь друг у друга, и вместе обретете мудрость.

Пройдет совсем немного времени, и вы почувствуете к вашему малышу огромную благодарность.

Автор иллюстрации — Анна Лукьянова.