Неделя детской книги в детском саду предполагает проведения большого количества мероприятий, направленных на приобщение детей к миру художественной литературы. В частности можно провести лотерею на знание художественных произведений и прав человека.
Лотерея подготовлена социальным педагогом Потехиной Юлией Александровной и проведена в МДОУ Центре развития ребенка-детском саду № 390 Дзержинского района г. Волгограда.
Цель:
- показать важность и значимость правового направления в социальной педагогике ДОУ для родителей подготовительных групп.
Задачи:
- Уточнить, обобщить и закрепить знания родителей о правах человека, с которыми знакомятся дети подготовительных групп в ДОУ через художественную литературу.
- Довести до осознания родителей то, что права ребенка нарушать нельзя.
- Развивать интерес родителей к совместной работе с ДОУ по вопросам правового воспитания.
- Выявить желание участвовать в подобных мероприятиях.
Предварительная работа:
- проведение выставки книг научной и методической литературы по правам человека;
- рисование с детьми на тему «Мои права и обязанности»;
- оформление галереи детских работ;
- изготовление буклета на тему «Права маленького гражданина» и помещение его в группы;
- помещение текста объявления о проведении лотереи в информационный уголок.
Место проведения:
- детская площадка ДОУ групп.
Длительность:
- подготовка и предварительная работа – 1 неделя,
- проведение – 2 дня (в двух группах).
Атрибуты и инвентарь:
- книжки из серии «Читаем сами, читаем маме»;
- научная и методическая литература;
- рисунки детей;
- текст объявления в уголок и в подготовительные группы;
- лотерейные билеты разного цвета: первого уровня – желтые, второго – синие, третьего – красные;
- призы: ручки, папки-уголки, книжки «Читаем сами, читаем маме»;
- сценарий проведения мероприятия.
Актуальность работы:
В рамках проведения Недели детской книги мы организовали и провели лотерею для родителей нашего ДОУ на тему: «Художественные произведения и права человека». С детьми подготовительных к школе групп с начала года проводим беседы, игры в детском саду, упражнения по правовому воспитанию, в занимательной форме знакомим детей в возрасте 6-7 лет с правами человека.
Было организовано задание для детей подготовительных к школе групп: рисование на тему «Мои права и обязанности» и оформление галереи детских работ. Был изготовлен и помещен в группы буклет на тему«Права маленького гражданина» (Приложение №4).
Мотивация родителей на предстоящую работу:
Одной из задач нашего мероприятия – это узнать, как часто ребенок рассказывает родителям о своих успехах и неудачах в детском саду. А родители, в свою очередь, могут показать, отвечая на вопросы лотереи, как часто и как тщательно они спрашивают своего ребенка, что он делает, что было сложно делать в детском саду, когда его спрашивают.
Мы считаем необходимым, чтобы дети и родители знакомились с правами человека, были грамотны и начитаны, поэтому мы связали тему нашей лотереи с правовым направлением.
Ход мероприятия
Основная часть:
Социальный педагог Потехина Юлия Александровна приходит на площадки групп во второй половине дня, когда родители забирают родителей из детского сада и обращается к ним с вопросами.
— Здравствуйте! Меня зовут Юлия Александровна, я работаю социальным педагогом. Уже год мы знакомим ваших детей с правами человека и его обязанностями. С 25 по 28 марта в детском саду проходила Неделя детской книги. А с 3 и 4 апреля в нашем детском саду мы проводим лотерею для родителей ДОУ на тему «Художественные произведения и права человека», цель которой показать важность и значимость правового направления в социальной педагогике ДОУ для родителей подготовительных групп.
— Хотите поучаствовать в лотерее, которая называется «Художественные произведения и права человека»? Вы читали объявление? (Приложение №1) Вы знакомы с правилами?
— Нет.
— Хорошо, сейчас я вам напомню правила.
Лотерея бесплатная. Участники лотереи вытягивают билеты (Приложение №2). Участники отвечают на вопросы, вытягивая лотерейный билет. Начиная только с первого уровня – это вопрос, который находится на билете желтого цвета. Ответив на первый вопрос, участник берет второй и третий билеты. Ответить можно только на один вопрос каждого уровня, не более. Участник, ответивший правильно, получает приз. А именно:
- первого уровня получает ручку;
- второго уровня – папку-уголок;
- третьего уровня – книжку из серии «Читаем сами, читаем маме».
Участник, давший неправильный ответ, обязан назвать и записать в листе неправильных ответов любимую книгу или произведение, которое любит слушать, листать, рассматривать его ребенок (Приложение №3).
— Сегодня вечером обязательно прочитаете эту книгу, которую вы выиграли у нас в лотерею.
— Уважаемые родители! Вытягиваем листочки с вопросами и отвечаем на них. За правильный ответ вы получаете книгу для своего ребенка. Отвечаем на вопросы, не торопитесь, хорошенько обдумывайте ответ.
— Спасибо за участие в лотереи.
Награждение призами.Проведение социологического опроса по теме мероприятия.
Вопросы социального опроса после ответов на вопросы лотереи (Приложение №6) и ответы на вопросы социологического опроса, с процентным соотношением (Приложение 7).
После проведения лотереи:
Лотерея проводится социальным педагогом с родителями детей подготовительных к школе групп. В лотерее приняли участие папы, мамы и бабушки, в количестве 20 человек. Правильно ответили на все вопросы лотереи – 15 человек:
- на первый вопрос – 15 человек,
- на второй – 18 человек,
- на третий – 20 человек.
Неправильных ответов: 7.
Захотели принять участие в аналогичном мероприятии детского сада: 19 человек — 95 % опрошенных.
Список литературы:
- Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007.
- Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие права»: Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Приложение №1
«Текст объявления»
У в а ж а е м ы е родители! Внимание! Бесплатная лотерея!
С 25 по 28 марта в детском саду проходила Неделя детской книги. 3 и 4 апреля в нашем детском саду будет организована лотерея для родителей ДОУ на тему «Художественные произведения и права человека»
Правила лотереи.
- Участие в лотерее бесплатное.
- Все желающие родители становятся участниками.
- Участники отвечают на вопросы, вытягивая лотерейный билет. Начиная только с первого уровня – это вопрос, который находится на билете желтого цвета. Ответив на первый вопрос, участник берет второй и третий билеты.
- Ответить можно только на один вопрос каждого уровня, не более.
- Участник, ответивший правильно, получает призы. А именно: первого уровня получает ручку; второго уровня – папку-уголок; третьего уровня – книжку из серии «Читаем сами, читаем маме».
- Участник, ответивший на вопросы лотереи неправильно, обязан назвать и записать в лист «Не ответил на вопрос – пиши название произведения» любимую книгу или произведение, которое любит слушать, листать, рассматривать его ребенок.
Администрация.
Приложение №2
Первый уровень:
- Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44 сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребенка)
- В каком году принята Конвенция о правах ребенка? (1989 г.)
- Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)
- В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребенка? (1990 г.)
- В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (1948 г.)
- В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18 лет)
- На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей)
- Назовите имя польского писателя, который в 1929 году выпустил книгу «Право ребенка на уважение»? (Януш Корчак)
- Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью)
- Кому принадлежат слова о том, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка»? (Ф.М. Достоевский)
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя)
Второй уровень:
- Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других.)
- Кто нарушил право на неприкосновенность жилища в сказке «Заюшкина избушка», и кто помог зайцу восстановить свои права? (Лиса, Петух)
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения? (Без ограничений)
- Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)
- Назовите сказки, в которых нарушилось право на труд? («Золушка», «Мороз Иванович», «Дюймовочка»)
- Как вы думаете, есть ли у ребенка право на свое мнение? (Да, конечно)
- Как называется профессия человека, который выполняет право на медицинскую помощь? (Врач)
- Что вы знаете о своем имени? (Обозначение и перевод имени)
- В каких сказках нарушается право на неприкосновенность жилища? Назовите их. («Три медведя», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»)
- Назовите правильно сказку, в которой говорящий сверчок предлагает Буратино воспользоваться правом на образование? (Золотой Ключик или Приключения Буратино)
Третий уровень:
- Определите, какие права были нарушены в следующих случаях: в больнице ребенку перелили зараженную кровь. (Право на жизнь, ст.6)
- Сосед по парте прочитал записку, адресованную другому школьнику. (Право на тайну переписки)
- Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
- Какое право нарушили звери в сказке «Колобок», когда пытались съесть главного героя сказки? (Право на жизнь)
- Какое право было нарушено Волком в сказке «Красная шапочка» по отношению к бабушке (Право на жизнь и право на неприкосновенность жилища). А Красной шапочке? (Право на жизнь)
- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища)
- Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь)
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого «Золотой Ключик»? (Правом на образование)
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на жизнь)
- Почему товарищам нельзя давать клички и прозвища? (Нарушается право на имя)
Приложение №3
Лист записи произведений «Не ответил на вопрос – пиши название произведения»
№ п/п Название произведения, автор
ФИО участника, группа
Приложение №4
Буклет на тему «Права маленького гражданина».
Приложение №5
Фото отчет по проведенной акции.
Приложение №6
Вопросы социологического опроса.
Социальный опрос следует после лотереи.
- Читаете ли вы книжки ребенку?
- Задает ли он вам вопросы по прочитанной книге?
- Интересуетесь ли вы успехами ребенка в детском саду каждый день?
- Заинтересовало ли вас такое мероприятие?
- Хотели бы вы принять участие еще в аналогичном мероприятии?
- Хотели бы вы сами организовать подобную лотерею?