ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Жизнь на Руси»

Подготовила: воспитатель Киселёва Г.А.

Цель: вызвать интерес к жизни наших предков.

Задачи:

1. Рассказать детям о том, как жили наши предки.

2.. Дать элементарное преставление о Христианстве.

3. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за всё, что нас окружает.

Материал: экспозиция «Русская изба» в краеведческом музее, картинки с изображением русских домиков, деревень.

На заметку педагогу: дидактически пособия — Народная игрушка в детском саду (магазин для воспитателей «Детский сад»)

Ход занятия.

1. Знакомство детей с жизнью крестьян на Руси, рассматривание картинок.

«Взгляните на русского крестьяни​на, — восклицал А.С. Пушкин. — Есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи?»

Крестьяне ходили не с опущенной головой и потухшим взглядом, а с достоинством, уверенно​стью в себе и своих силах.

А силой они обладали немалой: ред​кий мужчина не поднимал пяти пудов, а были и такие, кто свободно переносил грузы в 10—12 пудов (пуд — это 16 кг, умножьте на 12 — получается почти два центнера).

При этом крестьяне не производили впечатления этаких атлетов и, конечно, не походили на современных культуристов, которые картинно играют «накачанными» мускулами.

А всё потому, что крестьяне много работали, чтобы прокормить себя и свою семью. Чтобы свежий каравай оказался на столе, крестьянину приходилось мно​го и тяжко потрудиться.

Ранней весной, как снег сойдет с полей и просохнет земля, начиналась пахота под яровые культуры, которые вызрева​ют этим же летом. Тут важно было не ошибиться в сроке пахоты — земля должна быть «спелой». Определялось это так: пахарь брал горсть земли, сжи​мал в кулаке и отпускал. Если земля падала комом — пахать рано, если рас​сыпалась — берись за соху!

Вспахал — теперь вези на поле боро​ну. Землю ведь надо еще разрыхлить, иначе сеять нельзя.

Боронованием обычно занимались и 12-летние мальчишки. Они прави​ли лошадью, которая волочила за со​бой борону. Ребята с волнением ждали этого момента. Русский крестьянин на поле все делал не спеша, основательно, любуясь своей работой — он не рабо​тал, а священнодействовал!

Это слово лучше других передает действия крестьянина во время сева.

Накануне он мылся в бане. К зерну, предназначенному лечь в землю, долж​на прикасаться только чистая рука. Он надевал белую чистую рубаху. На сев приглашали священника, кото​рый творил молитву и окроплял поле святой водой.

На июль — макушку лета — приходится сенокос. Вставали рано. «До солнышка пройди три покоса,- говорили в старину, — ходить будешь в сапогах, а не босо».

Чтобы коса была острой, ее надо было «отбить». Отбивалась коса на «бабке» — маленькой железной наковаленке, которая обычно крепилась на пеньке.

Эта забота — запастись сеном — была у крестьян одной из самых главных. А как же иначе, коль скотину дер​жишь…

Едва заканчивали с покосом, как надо убирать хлеб.

Главной зерновой культурой в Рос​сии была рожь. На нее приходилось почти 40 процентов всех посевов. За ро​жью шли овес, пшеница, ячмень, гре​чиха, просо. В средней и северной части России, как правило, выращивали озимую рожь: ее сеяли осенью. Всходы озимой ржи — зеленя — уходили под снег. А вызрева​ла она в июле следующего года.

Вот ее-то и убирали первой, а вслед за ней, через полмесяца, принимались за жнитво яровых. Это еще хорошо, ес​ли так погода распорядится. Случалось и по-другому. «Ныне страда бедовая, яровое с озимым столкнулось», — го​ворили тогда крестьяне.

Тут уж было не до сна: вставали в два часа ночи. Работали все — мужики, бабы, старики, дети. На жатву выходи​ли даже беременные женщины. И, слу​чалось, дети рождались прямо в поле.

Рожь жали серпами или косили специ​альными косами — «крюками». На древ​ко такой косы было приделано нечто по​хожее на грабли, в результате рожь од​новременно скашивалась и, не перепуты​ваясь, укладывалась в рядки.

Сжатую рожь увязывали в снопы, которые определенным образом укла​дывались в копны. В них они и досу​шивались, если позволяла погода.

Не бездельничали зимой и женщины. Все свободное от многочисленных хозяйст​венных забот время они про​водили за прялкой.

Крестьянских детей приобщали к работе с 6—7 лет. В 9 лет мальчик стерег лошадей, загонял коро​ву и овец на свой двор, когда пригоняли стадо. В 11—12 лет уже умел садиться на лошадь, управлять ею во время бороньбы. На 10-летнюю дочь мать остав​ляла весь дом, младших детей. К 15-лет- ним относились как к полноценным ра​ботникам. Многие мальчики к этому возрасту уже умели пахать и косить, а девочки — прясть, шить, доить коро​ву, грести сено, жать и вязать снопы.

Учились ребята, как правило, в так называемых церковно-приходских шко​лах. Находились они в ведении духовен​ства. В них учились два или четыре года. Там преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, знакомили с начальными сведениями из русской истории.

К концу XIX века таких школ было около 22 тысяч, в них учились более полумиллиона детей.

Там, где не было школы или она на​ходилась далеко от деревни, крестья​не зачастую сами, решив это на схо​де, организовывали свою «вольную» школу, предоставляя для нее помеще​ние и нанимая учителей. Детей воспитывали в строгости — и дома, и в школе. Не балуя, приучая их к самостоятельности и умению отвечать за свои поступки.

Ребята были под постоянным контро​лем всей общины, где бы они ни находи​лись — в лесу, на речке, на лугу, на сво​ей улице. Любой взрослый мог сделать замечание, внушение каждому. Или, наоборот, похвалить, отблагодарить, воздать должное.

Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.

2. Физкультминутка «Переменка»

Переменка! Переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только – чур! –нельзя скучать!

А. Шибаев

Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

Бегут по кругу.

Танцуют.

Приседают.

Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.

3. Рассказ о вере.

Село от деревни отличается тем, что в нем есть церковь. Обычно ее ставили в центре села или на возвышенном ме​сте так, чтобы было видно издали.

К церкви в деревне относились как к Божьему дому, где очищаются от вся​ческой скверны и, осветленные, при​общаются к Господу, вечной жизни. Сотворить храм в своей душе — цель более трудная, чем просто построить церковь в своем селе и ходить туда на молитвы.

Крестьяне, в большинстве своем, это хорошо понимали. И трудились не толь​ко на земной, но и на духовной ниве — над своей душой, стараясь вытравить сорняки зла и высеять семена добра.

К этой трудной работе — над своей ду​шой — крестьяне приобщались с детства. Даже малый ребенок знал сроки постов и ста​рался, по примеру взрос​лых, соблюдать их. Так с ранней поры воспитыва​лась воля, духовная сила, способная обуздать плот​ские желания, заглушить телесный крик: «Я хочу!» Если все же тот или иной мальчик или девочка ока​зывались рабами своего непременного «хочу» и со​вершали при этом злой или какой-либо другой предосудительный поступок (отнял что-то у слабого, украл, обманул, посмеял​ся над убогим, порадовался чужой беде, не поделился с голодным товарищем и т.д.), то он или она должны были на​браться сил и придти в церковь на испо​ведь и рассказать батюшке о своем гре​хе — тайном или совершенном на глазах у других.

Просили прощение у обиженного при​людно, на мирской сходке, у домаш​них — перед отправкой в дальнюю до​рогу, а в последний день Масленицы — он так и назывался «прощеным» — у всех, кто повстречается на дороге.

Соблюдение постов, молитвы дома и в церкви, испрашивание прощения, совершение добрых дел для большинства крестьян не было чем-то формаль​ным, показным. Они делали все это, искренно веря в загробную жизнь, в то, что через сорок дней после смерти ду​ша умершего «идет к Богу». А при этом происходит как бы взвешивание добрых и злых дел, и если добрых дел не хватает, чтобы «рассчитаться» за злые, то душе уготован ад.

Ад, по представлению крестьян, — глубокое место под землей, где горят грешники. Рай же — это большой сад с золотыми и стеклянными домами…

4. Дидактическая игра «Деревня – город»

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, домов, транспорта или животных и просит детей ответить, что из всего увиденного чаще можно встретить в деревне, а что есть только в городе.

5. Подведение итогов.

— Вы сегодня о многом узнали, а что же вам запомнилось?

— Скажите, чем отличается наша жизнь от жизни наших предков, русских крестьян?

— Как воспитывались крестьянские ребятишки?

Литература

1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Статьи из журналов «Дошкольное воспитание».

4. Кугач А.Н. Семейные праздники: рецепт успеха./ А.Н.Кугач, С.В.Турыгина; худож. А.А.Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006.