Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Жизнь на Руси»
Подготовила: воспитатель Киселёва Г.А.
Цель: вызвать интерес к жизни наших предков.
Задачи:
1. Рассказать детям о том, как жили наши предки.
2.. Дать элементарное преставление о Христианстве.
3. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за всё, что нас окружает.
Материал: экспозиция «Русская изба» в краеведческом музее, картинки с изображением русских домиков, деревень.
На заметку педагогу: дидактически пособия — Народная игрушка в детском саду (магазин для воспитателей «Детский сад»)
Ход занятия.
1. Знакомство детей с жизнью крестьян на Руси, рассматривание картинок.
«Взгляните на русского крестьянина, — восклицал А.С. Пушкин. — Есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи?»
Крестьяне ходили не с опущенной головой и потухшим взглядом, а с достоинством, уверенностью в себе и своих силах.
А силой они обладали немалой: редкий мужчина не поднимал пяти пудов, а были и такие, кто свободно переносил грузы в 10—12 пудов (пуд — это 16 кг, умножьте на 12 — получается почти два центнера).
При этом крестьяне не производили впечатления этаких атлетов и, конечно, не походили на современных культуристов, которые картинно играют «накачанными» мускулами.
А всё потому, что крестьяне много работали, чтобы прокормить себя и свою семью. Чтобы свежий каравай оказался на столе, крестьянину приходилось много и тяжко потрудиться.
Ранней весной, как снег сойдет с полей и просохнет земля, начиналась пахота под яровые культуры, которые вызревают этим же летом. Тут важно было не ошибиться в сроке пахоты — земля должна быть «спелой». Определялось это так: пахарь брал горсть земли, сжимал в кулаке и отпускал. Если земля падала комом — пахать рано, если рассыпалась — берись за соху!
Вспахал — теперь вези на поле борону. Землю ведь надо еще разрыхлить, иначе сеять нельзя.
Боронованием обычно занимались и 12-летние мальчишки. Они правили лошадью, которая волочила за собой борону. Ребята с волнением ждали этого момента. Русский крестьянин на поле все делал не спеша, основательно, любуясь своей работой — он не работал, а священнодействовал!
Это слово лучше других передает действия крестьянина во время сева.
Накануне он мылся в бане. К зерну, предназначенному лечь в землю, должна прикасаться только чистая рука. Он надевал белую чистую рубаху. На сев приглашали священника, который творил молитву и окроплял поле святой водой.
На июль — макушку лета — приходится сенокос. Вставали рано. «До солнышка пройди три покоса,- говорили в старину, — ходить будешь в сапогах, а не босо».
Чтобы коса была острой, ее надо было «отбить». Отбивалась коса на «бабке» — маленькой железной наковаленке, которая обычно крепилась на пеньке.
Эта забота — запастись сеном — была у крестьян одной из самых главных. А как же иначе, коль скотину держишь…
Едва заканчивали с покосом, как надо убирать хлеб.
Главной зерновой культурой в России была рожь. На нее приходилось почти 40 процентов всех посевов. За рожью шли овес, пшеница, ячмень, гречиха, просо. В средней и северной части России, как правило, выращивали озимую рожь: ее сеяли осенью. Всходы озимой ржи — зеленя — уходили под снег. А вызревала она в июле следующего года.
Вот ее-то и убирали первой, а вслед за ней, через полмесяца, принимались за жнитво яровых. Это еще хорошо, если так погода распорядится. Случалось и по-другому. «Ныне страда бедовая, яровое с озимым столкнулось», — говорили тогда крестьяне.
Тут уж было не до сна: вставали в два часа ночи. Работали все — мужики, бабы, старики, дети. На жатву выходили даже беременные женщины. И, случалось, дети рождались прямо в поле.
Рожь жали серпами или косили специальными косами — «крюками». На древко такой косы было приделано нечто похожее на грабли, в результате рожь одновременно скашивалась и, не перепутываясь, укладывалась в рядки.
Сжатую рожь увязывали в снопы, которые определенным образом укладывались в копны. В них они и досушивались, если позволяла погода.
Не бездельничали зимой и женщины. Все свободное от многочисленных хозяйственных забот время они проводили за прялкой.
Крестьянских детей приобщали к работе с 6—7 лет. В 9 лет мальчик стерег лошадей, загонял корову и овец на свой двор, когда пригоняли стадо. В 11—12 лет уже умел садиться на лошадь, управлять ею во время бороньбы. На 10-летнюю дочь мать оставляла весь дом, младших детей. К 15-лет- ним относились как к полноценным работникам. Многие мальчики к этому возрасту уже умели пахать и косить, а девочки — прясть, шить, доить корову, грести сено, жать и вязать снопы.
Учились ребята, как правило, в так называемых церковно-приходских школах. Находились они в ведении духовенства. В них учились два или четыре года. Там преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, знакомили с начальными сведениями из русской истории.
К концу XIX века таких школ было около 22 тысяч, в них учились более полумиллиона детей.
Там, где не было школы или она находилась далеко от деревни, крестьяне зачастую сами, решив это на сходе, организовывали свою «вольную» школу, предоставляя для нее помещение и нанимая учителей. Детей воспитывали в строгости — и дома, и в школе. Не балуя, приучая их к самостоятельности и умению отвечать за свои поступки.
Ребята были под постоянным контролем всей общины, где бы они ни находились — в лесу, на речке, на лугу, на своей улице. Любой взрослый мог сделать замечание, внушение каждому. Или, наоборот, похвалить, отблагодарить, воздать должное.
Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
2. Физкультминутка «Переменка»
Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько:
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь,
Можно сесть и помолчать,
Только – чур! –нельзя скучать!
А. Шибаев
Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.
Бегут по кругу.
Танцуют.
Приседают.
Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.
3. Рассказ о вере.
Село от деревни отличается тем, что в нем есть церковь. Обычно ее ставили в центре села или на возвышенном месте так, чтобы было видно издали.
К церкви в деревне относились как к Божьему дому, где очищаются от всяческой скверны и, осветленные, приобщаются к Господу, вечной жизни. Сотворить храм в своей душе — цель более трудная, чем просто построить церковь в своем селе и ходить туда на молитвы.
Крестьяне, в большинстве своем, это хорошо понимали. И трудились не только на земной, но и на духовной ниве — над своей душой, стараясь вытравить сорняки зла и высеять семена добра.
К этой трудной работе — над своей душой — крестьяне приобщались с детства. Даже малый ребенок знал сроки постов и старался, по примеру взрослых, соблюдать их. Так с ранней поры воспитывалась воля, духовная сила, способная обуздать плотские желания, заглушить телесный крик: «Я хочу!» Если все же тот или иной мальчик или девочка оказывались рабами своего непременного «хочу» и совершали при этом злой или какой-либо другой предосудительный поступок (отнял что-то у слабого, украл, обманул, посмеялся над убогим, порадовался чужой беде, не поделился с голодным товарищем и т.д.), то он или она должны были набраться сил и придти в церковь на исповедь и рассказать батюшке о своем грехе — тайном или совершенном на глазах у других.
Просили прощение у обиженного прилюдно, на мирской сходке, у домашних — перед отправкой в дальнюю дорогу, а в последний день Масленицы — он так и назывался «прощеным» — у всех, кто повстречается на дороге.
Соблюдение постов, молитвы дома и в церкви, испрашивание прощения, совершение добрых дел для большинства крестьян не было чем-то формальным, показным. Они делали все это, искренно веря в загробную жизнь, в то, что через сорок дней после смерти душа умершего «идет к Богу». А при этом происходит как бы взвешивание добрых и злых дел, и если добрых дел не хватает, чтобы «рассчитаться» за злые, то душе уготован ад.
Ад, по представлению крестьян, — глубокое место под землей, где горят грешники. Рай же — это большой сад с золотыми и стеклянными домами…
4. Дидактическая игра «Деревня – город»
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, домов, транспорта или животных и просит детей ответить, что из всего увиденного чаще можно встретить в деревне, а что есть только в городе.
5. Подведение итогов.
— Вы сегодня о многом узнали, а что же вам запомнилось?
— Скажите, чем отличается наша жизнь от жизни наших предков, русских крестьян?
— Как воспитывались крестьянские ребятишки?
Литература
1. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Статьи из журналов «Дошкольное воспитание».
4. Кугач А.Н. Семейные праздники: рецепт успеха./ А.Н.Кугач, С.В.Турыгина; худож. А.А.Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006.