ребенок в детском саду

Конспект будет наиболее актуальным для проведения занятия в детском саду осенью, когда многие дошкольники вернутся после летнего отдыха у бабушки с дедушкой в деревне. Логопеду предоставляется возможность узнать, насколько «полезно» ребятишки отдохнули и насколько плодотворно прошло их знакомство с домашними животными и птицами. 

Задачи занятия в детском саду:

  • Коррекционно-образовательные: актуализация и закрепление знаний по теме «Домашние птицы», совершенствование грамматического строя речи (образование форм существительных родительного
    падежа множественного числа, творительного падежа множественного числа, образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными), навыков диалогической речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, целостности восприятия, мышления, произвольного внимания, мелкой моторики.
  • Коррекционно-воспитательные: развитие межличностных отношений в детском коллективе, воспитание любви к живой природе.

Материалы для занятия в детском саду:

  • макет «Птичий двор»,
  • набор картинок для фланелеграфа «Домашние птицы» (гусь, гусыня, гусенок, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок),
  • дорожки с изображениями следов птиц,
  • бассейн с утятами,
  • большая разрезная картина «Петух»,
  • набор карточек-схем для составления рассказа-описания, шапочки для детей (петух, утка, гусь, курица, индюк),
  • зашумленные картинки,
  • цветные карандаши,
  • перья домашних птиц,
  • аудиозаписи голосов домашних птиц и музыкальных фрагментов для физкультминутки «Танец веселых утят», «Мы веселые цыплята».

Ход занятия в детском саду

Логопед просит ребят пожелать друг другу доброго утра, протягивает мячик одному из воспитанников, тот передает мяч своему соседу, приветствует его и называет по имени. Дети передают мяч по цепочке, а последний ребенок протягивает мяч педагогу и все хором, обратившись по имени-отчеству, произносят: «Доброе утро!».

Перед детьми на столах установлен макет «Птичий двор». Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

– Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

Игра «Волшебные превращения»

Педагог предлагает дошкольникам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором. Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.

Загадки

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду, боюсь, кто это? (Это гусь.)

Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

Логопед спрашивает:

– А кто ухаживает за птицами на птичьем дворе? (Птичница.)

Педагог сообщает, что она на этом занятии будет птичницей, предлагает вниманию детей ряд дидактических игр.

Узнай птиц по голосу

Дети прослушивают аудиозаписи с голосами домашних птиц. Отвечают на вопросы логопеда:

– Чей голос вы слышите? (Я слышу голос петуха, гуся, курицы, индюка, утки, цыплят.)

Кто как голос подает

Дети становятся в круг (петушок, гусь, гусыня, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет.

Найди и раскрась

Изображения детенышей домашних птиц спрятаны на фоне травы, камыша, забора (так называемые зашумленные
картинки). Ребенку нужно найти птенцов, обвести и раскрасить их, затем рассказать о своих действиях, например, «Я нашел и раскрасил цыпленка».

Детки потерялись

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены детеныши домашних птиц. На фланелеграфе выставлены изображения взрослых птиц. Дошкольники с помощью стихов-подсказок находят мам и птенцов. Ребенок подходит к фланелеграфу и ставит рядом с мамой птенца, называет их, например, гусыня – гусенок.

Стихи-подсказки:

Шею вытянул гусенок,
Озирается спросонок.
Еле-еле соню сына
Под крыльцом нашла … (гусыня).

Что стряслось у индюшонка?
Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой.
Червяка нашла … (индюшка).

Эй, утенок, ты, куда?
Здесь собачья будка!
Ждет тебя около пруда
Твоя мама … (утка).

Ну-ка марш, назад, цыпленок!
Залезать нельзя на грядки.
Ищет тебя, волнуется
Твоя мама … (курица).

Логопед обращает внимание детей, на то, что еще не все члены птичьих семейств собрались. Не хватает пап (селезня, гуся, петуха, индюка).

Волшебные дорожки

Педагог предлагает ребятам выйти из-за своих столов и пройти на ковер, на котором лежат дорожки с изображениями
следов домашних птиц. Под музыкальное сопровождение дети-птички по своим дорожкам идут к бассейну, затем объясняют, почему они выбрали именно эти дорожки.

Веселые утята

Нужно помочь маленьким утятам переплыть на другой берег. Дети дуют на воду бассейна, тем самым, заставляя утят плыть. Игрушки можно пересчитать: один утенок, два утенка, три утенка, четыре утенка, пять  утят, шесть утят.

Физкультминутка

Логопед сообщает ребятам, что на их птичьем дворе начинаются танцы, и приглашает всех танцевать. Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселых утят».

Чьи перья?

Логопед говорит, что во время танцев, каждая птичка обронила перышко. Ребятам нужно определить, кому принадлежат эти перья (гусиное, петушиное, куриное, утиное, индюшиное).

Собери картинку

Дети собирают из частей картину с изображением петуха.

Опишите птичку

Нужно рассказать о том, кто изображен на собранной ребятами картинке?

Примерный детский рассказ:

Это петух. Он красивый, разноцветный, большой, остроклювый, громкоголосый, смелый. Петух умеет петь, ходить, бегать, спать, кукарекать.

К детям приходит почтальон Печкин, обращается к ним:

– Ребята, я принес от Незнайки посылку для Петушка. Кто из вас Петушок? Незнайка велел отдать ее Петушку лично в руки, а чтобы я не ошибся, к посылке приложил записку, где все про этого Петушка написано. Сейчас я вам ее прочту.

Почтальон Печкин читает текст, в котором перемешаны ошибочные и правильные суждения, а дошкольники его поправляют:

– Петушок живет в лесу и поет «ку-ку-ку-ку». (Нет, неправильно! Петушок живет на птичьем дворе и поет «ку-кареку».)

– У петуха плоский клюв, зеленый гребешок, длинная шея. (Нет, неправильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.)

– Перышки у петушка разноцветные. (Правильно. Перышки у петушка разноцветные.)

– У петушка две красные лапки с перепонками. (Нет, неверно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.)

– У петуха четыре крыла и летает он высоко. (Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.)

– Петух лакает молоко и ищет червячков. (Нет, петушок клюет зерно, ищет червячков в земле.)

– У петушка и курочки много желтеньких пушистых утят. (Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых
цыплят.)

– За петушком ухаживает швея. Так ли это? (Нет, неверно. За петушком ухаживает птичница.)

– Как она за ним ухаживает? (Она дает ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике.)

– От петушка человек получает яйца и шерсть. (Нет, неверно. От петушка человек получает вкусное мясо и мягкие
перья.)

– Какие вы молодцы, не удалось мне вас запутать. Ох, придется вам отдать посылку.

Печкин отдает Петушку посылку.

Логопед подводит итоги занятия в детском саду, спрашивает:

– Ребята, в каких птиц мы сегодня с вами превращались? (Мы превращались в домашних птиц.)

Затем предлагает заглянуть в посылку и посмотреть, что же передал Незнайка Петушку. В коробке – шоколадные яйца, и Петушок угощает ими всех детей.

Автор занятия в детском саду — Оксана Владимировна МИНАКОВА, учитель-логопед ГОУ детского сада № 1259 СЗАО г. Москвы. 

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД № 2, 2010 год