Конспект занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) «Большой, маленький» яподготовила МОШКИНА Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ №111» Иркутская область, г. Братск.
Цели:
- знакомство с понятиями «большой», «маленький»;
- обучение соотнесению предметов по величине;
- развитие умения группировать предметы по заданному признаку;
- развитие познавательных процессов;
- развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Оборудование:
- фланелеграф и магнитная доска;
- набор картинок к рассказу: дом, конура, собака, щенок, большая миска, маленькая мисочка, большая кость, маленькая косточка;
- картинки с изображением одного и нескольких предметов: лист, листья; яблоко, яблоки и т.д.;
- игрушечный заяц, корзинка;
- конверты с разрезными предметными картинками (по количеству детей);
- конверты с карточками для сравнения предметов по величине (по количеству детей);
- рабочая тетрадь (РТ);
- простые и цветные карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
1. Введение в тему.
Педагог читает рассказ, прикрепляя к фланелеграфу изображения предметов, упоминаемых в тексте. Дети, начиная с третьего предложения, дополняют рассказ педагога.
— Возле большого дома стоял маленький домик. В нем жили большая собака и маленький щенок. У собаки была большая миска, а у щенка — … (маленькую). Собака грызла большую кость, а щенок — … (маленькую).
Много разных, больших и маленьких, предметов окружает нас.
2. Задание 1 в РТ.
3. Складывание без опоры на образец разрезной картинки из двух частей.
Педагог раздает детям конверты, в которых находятся предметные картинки, разрезанные по горизонтали или вертикали на две части. Дети собирают разрезные кар¬тинки.
4. Динамическое упражнение.
В игровой зоне заранее разложены картинки, на которых изображены:
- один лист, много листьев;
- один гриб, много грибов;
- один цветок, много цветов;
- одна шишка, много шишек;
- одна елка, много елок;
- один желудь, много желудей;
- одно яблоко, много яблок;
- одна морковка, много морковок.
В центре на стуле сидит игрушечный заяц, рядом с ним — корзинка. Дети встают с мест и идут с педагогом в игровую зону, проговаривая слова рифмовки один или два раза, в зависимости от расстояния между игровой и учебной зонами.
— Мы сейчас гулять пойдем,
Много разного найдем.
Что увидишь, собери
И зайчонку подари.
Команда-считалка читается, когда дети подойдут к расположенным в игровой зоне картинкам.
— Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем собирать.
Педагог кладет одну из картинок в корзинку первым и дает детям образец вы-сказывания:
— Вот тебе, зайка, много листьев.
5. Задание 2 в РТ.
6. Задание 3 в РТ.
7. Графические упражнения в РТ.
8. Итог занятия. Игра «Рассмотри и назови».
На столах детей лежат конверты. Педагог предлагает детям открыть конверты и взять карточки, на которых изображены: кошка, мышка/ворона, воробей/тыква, помидор/бочка, ведро/подсолнух, ромашка/медведь, еж/мяч, пуговица/яблоко, орех/груша, вишня/кастрюля, чашка/дерево, куст/ведро, стакан/лопата, совок/торт, печенье/курица, цыпленок/капуста, чеснок.
Педагог прикрепляет к магнитной доске карточку с изображением арбуза и сливы и дает детям образец высказывания:
— Арбуз большой, а слива маленькая.
Дети сравнивают предметы, изображенные на индивидуальных карточках, и отвечают, используя образец, данный педагогом.
Фото: Анастасия Шилова.