Возраст: старшая группа (5–6 лет)
Цель: познакомить детей с микромиром, который можно рассмотреть с помощью лупы, развить наблюдательность и интерес к исследованию окружающего мира.
Задачи:
- Развить у детей умение внимательно рассматривать предметы и находить отличия.
- Познакомить с принципом работы лупы и её возможностями.
- Расширить представления о мелких деталях растений, тканей, насекомых.
- Развить мелкую моторику и умение делать выводы из наблюдений.
Материалы:
- Лупы (по количеству детей или 3–4 на группу).
- Листья, цветы, древесная кора, пёрышки, нитки, ткань.
- Бумага, карандаши для зарисовок.
- Прозрачные пластиковые контейнеры с песком, крупами, солью.
- Заранее подготовленные картинки: «Как выглядят предметы под увеличением».
Ход занятия
Вступление
Воспитатель показывает детям обычную лупу.
— Ребята, сегодня мы станем настоящими исследователями! У нас есть волшебные стёклышки – лупы. С их помощью мы увидим мир по-новому! А как вы думаете, зачем нужны лупы? (Ответы детей.)
Воспитатель объясняет:
— Лупа помогает рассмотреть мелкие детали, которые не видны простым глазом. Учёные используют специальные приборы, но даже простая лупа может открыть нам удивительный мир!
Основная часть
1. Знакомство с лупой
Дети пробуют рассматривать через лупу свои ладошки, ногти, ресницы, волосы. Воспитатель спрашивает:
Что изменилось?
Что стало видно лучше?
Какого цвета теперь кожа?
2. Исследование природы
Каждый ребёнок получает листочек, цветок или кусочек древесной коры. Под лупой дети рассматривают детали и рассказывают, что они заметили.
Вопросы:
Как выглядят прожилки листа?
Что необычного ты увидел на цветке?
Как изменилась кора дерева?
3. Загадочные материалы
Детям предлагается рассмотреть через лупу разные сыпучие материалы: песок, сахар, соль, манку.
Вопросы:
Чем отличается песчинка от крупинки сахара?
Как выглядит мука?
Что мельче: соль или сахар?
4. Игра «Найди пару»
Дети получают изображения предметов в увеличении (например, увеличенное изображение ткани, листа, насекомого) и должны отгадать, что это за предмет.
Заключение
Воспитатель подводит итог:
— Сегодня мы узнали, что лупа помогает рассматривать скрытые детали, делает знакомые вещи необычными. Оказывается, мир вокруг нас намного интереснее, чем кажется!
Рефлексия
Что вам понравилось больше всего рассматривать?
Что удивило больше всего?
Как вы думаете, для чего ещё может пригодиться лупа?
Финал: дети рисуют «волшебный мир под лупой» – предмет, который их впечатлил больше всего.
«Аксайт» – методические пособия для детских садов. Конспект ранее нигде не публиковался!