Автор — МОШКИНА Ирина Владимировна МБДОУ «ДСОВ № 111» г. Братска Иркутской области.
Цель:
- знакомство с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»;
- обучение сравнению предметов по длине методом приложения;
- введение в пассивный словарь понятий «ритм» и «чередование»;
- развитие познавательных процессов;
- развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Оборудование:
- магнитная доска;
- сюжетная картина к рассказу;
- картинки с изображением двух девочек (одна в длинном платье, а другая — в коротком, у одной короткие волосы, у другой — длинные);
- пары коротких и длинных предметов: ветки, ленты, верёвки, линейки;
- корзина с десятью красными листьями, корзина с десятью жёлтыми листьями;
- набор из двух ленточек — длинной и короткой (по количеству детей);
- осенний венок;
- простые и цветные карандаши (по количеству детей).
Ход занятия
1. Введение в тему.
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске сюжетную картину и читает рассказ.
Встретились на лесной опушке заяц и ёж. Посмотрел ёж на зайца и засмеялся:
— Ой, косой, какие у тебя длинные уши! И лапы длинные, а хвост совсем короткий!
— А у тебя, ежик, короткие уши, короткие лапы, а мордочка длинная! И в этом ничего смешного нет. Всё на свете может быть и длинным, и коротким.
— Правда, ребята?
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинки с изображением двух девочек.
— Давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот». Внимательно смотрите на картинку, слушайте и правильно отвечайте:
— Короткое платье.
— Длинное платье.
— Длинные волосы.
— Короткие волосы.
Воспитатель демонстрирует предметы, дети выполняют аналогичное задание.
— Длинная ветка.
— Короткая ветка.
— Длинная лента.
— Короткая лента.
— Короткая веревка.
— Длинная веревка.
— Длинная линейка.
— Короткая линейка.
Затем дети подбирают словосочетания без зрительной опоры.
— Короткая ночь.
— Длинная ночь.
— Длинный день.
— Короткий день.
— Короткая дорога.
— Длинная дорога.
2. Физкультминутка.
Под ногами шелестят
Желтые листочки.
Отцвели и засыхают
Поздние цветочки.
Улетают птичьи стаи,
Дальняя дорога.
В разноцветном сарафане
Осень у порога.
3. Ритм и чередование.
— Ребята, Осень принесла нам две корзины листьев. Давайте рассмотрим листья. В одной корзине лежат красные кленовые листья, а в другой — желтые дубовые листья.
Воспитатель предлагает детям в игровой зоне выложить дорожку, чередуя листья. В работе участвуют все дети.
4. Итог занятий.
Выбор предмета по заданному признаку. Знакомство с понятиями «длиннее» и «короче».
На столах у детей по две ленты разной длины. Воспитатель показывает венок осени и предлагает детям украсить его длинными лентами. Чтобы узнать, какая из лент длиннее, педагог советует положить ленты рядом и показывает, как нужно совместить их концы и боковые стороны.
Дети выполняют задание и отвечают на вопрос, какая лента длиннее, а какая — короче.
Длинную ленту каждый из детей привязывает к венку осени.