Многофункциональное дидактическое пособие «Добрые сказки»
Возраст детей: 4 – 7 лет
Автор — Ишмухаметова Лиана Ильдусовна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №36 с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
ФГОС направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Я работаю воспитателем логопедической группы и стараюсь оснащать предметно – развивающую среду группы в соответствии с ФГОС. Предметно – развивающая среда должна способствовать развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Хочу представить вам многофункциональное дидактическое пособие «Добрые сказки». Идею создания данного пособия увидела в интернете. И, уже по образцу и добавив своё, была создана авторская работа.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок»(К. Бюлер).
Восприятие сказок является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность.
В процессе освоения сказок и в театрализованной деятельности у детей обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется интонационный диапазон, что немало важно для детей, имеющих речевые нарушения.
Особое место в жизни дошкольника должны занимать добрые сказки. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.
Дидактическое пособие «Добрые сказки» способствует обучению рассказыванию и формированию связной речи у детей, начиная со среднего дошкольного возраста. Данное пособие развивает мелкую моторику пальцев, обучает детей импровизации, формирует интерес к театрализованной деятельности. Пособие включает известные русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба. Последняя страница нашей доброй увлекательной книжки — это путешествие по саду и огороду. Дошкольники с помощью дидактической игры «Сад – огород» учатся классифицировать красочные овощи и фрукты по группам. Для этого мы изготовили большую кастрюлю для приготовления компота или овощного супа. На каждой страничке нашей книги сделано всё так, чтобы ребёнок мог сам показать сказку. Всё пристёгивается, привязывается, перемещается.
Данное пособие обеспечивает решение задач из разных образовательных областей.
Например, автор книги «Воспитание сказкой» Л. Б. Фесюкова разработала специальную универсальную схему работы со сказками, которая включает семь разделов:
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Несколько примеров.
В сказке «Теремок» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде».
Рассмотрим теперь следующий из семи разделов — «Воспитание добрых чувств». К примеру: «Кого тебе жалко в этой сказке»; «Как бы ты поступил на месте…».
Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучшим, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней. Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. К.И. Чуковский, создатель замечательных детских сказок, писал: «Вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек — не человек» (Чуковский К., 1969).
Третий раздел схемы — «Речевая зарядка». Постараемся хотя бы вкратце объяснить, какие методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи. Это, во-первых, умение задавать вопросы. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!
Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно: составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку» — «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» — «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Теперь обращаем ваше внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух — дошкольник определяет как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
В этой же рубрике — «Сказка и математика» — находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространенный из них «Чем похожи, чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия — это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?».
Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя репки и вместе с ребенком проследим его динамику: семя – росток — плод и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии.
Остановимся более детально на взаимозависимостях в этом плане. Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.
Воспитатели могут по предложенному образцу составить свою схему работы, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.
Мы же предлагаем использовать данное пособие в самостоятельной деятельности дошкольников и на логопедических занятиях.
В заключении хотелось бы пожелать, чтобы сказки всегда учили детей только доброте и справедливости.
Литература:
1. Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой, 1996г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).