ребенок в детском саду

Внимание! В статье приведены данные по городу Санкт-Петербургу. 

питание в детском саду

Совокупный прессинг неблагоприятных внешних условий, характерных для любого крупного города (загрязнение воздуха, химическое и радиоактивное загрязнение почв и другое), приводит к перенапряжению процессов адаптации организма ребенка к сложной и изменчивой внешней среде и заставляет его жить на пределе своих возможностей. До поры до времени мы можем не замечать этого напряжения, но в какой-то момент происходит срыв.

В физиологии существует такое понятие, как «синдром вареной лягушки». Что это такое? Как известно, лягушка обладает способностью регулировать температуру своего тела в соответствии с внешними условиями. Проводят эксперимент: лягушку помещают в сосуд с водой, который ставят на огонь. Форма сосуда такова, что лягушке очень просто из него выпрыгнуть, но она не делает этого. Она приспосабливается к температуре воды, изменяя температуру собственного тела. Наступает критический момент, вода вот-вот закипит. Лягушка это чувствует, пытается выпрыгнуть, но уже не может, потому что вся энергия ушла на внутреннее приспособление.

Длительное перенапряжение адаптационных механизмов лежит в основе многих хронических заболеваний, в том числе аллергических и онкологических. Конечно, у организма есть природные формы защиты от вредных внешних воздействий. Многие из них основаны на полноценном питании. Имеется доступный и хорошо изученный арсенал пищевых экопротекторов, с помощью которых можно уменьшить опасность загрязнения внутренней среды организма радионуклидами и токсическими веществами. Например, микроэлементы цинк, селен, молибден, никель, ванадий и макроэлемент магний способны укреплять мембраны клеток, стабилизировать генетический аппарат, усиливать выработку организмом антиоксидантов, участвовать в отторжении опухолевых поврежденных клеток. Витамины А, С, Е и сложные жиры фосфолипиды препятствуют превращению веществ в активные канцерогены, противоопухолевую защиту иммунитета, останавливают процесс образования вредных перекисей, повреждающих клеточные мембраны.

Источники, из которых можно получить эти вещества, представлены в таблице.

таблица

Прекрасными антиоксидантными возможностями обладают ягоды (черника, черная смородина, клюква, клубника, изюм, малина), фрукты (апельсины, грейпфрут, киви, сливы, яблоки, бананы), овощи (капуста белокочанная и брокколи, шпинат, сладкий перец, свекла, лук, томат).

Введение в составе сбалансированных диет в организм детей Санкт-Петербурга дополнительных продуктов, содержащих естественные экопротекторы, является актуальным и отвечает целям поддержания иммунитета, адаптационных возможностей и повышения противоопухолевой защиты.

А как обстоит это дело в реальности? Обеспечены ли наши дошкольники такой дополнительной защитой?

Мы проанализировали питание детей 2—3 лет, посещающих различные детские дошкольные учреждения Санкт-
Петербурга (с учетом всего дополнительного питания вне ДДУ). Выявилась очень неприглядная картина. Отмечено общее снижение потребления овощей, их ассортимент не отличается разнообразием (капуста исключительно белокочанная, лук только репчатый, редкое употребление кабачков, тыквы, листового салата, пряных трав, отсутствие детских овощных консервов). Натуральное мясо в значительной степени вытесняется сосисками и колбасой. Не по возрасту рано (с 1,5—2 лет) вводятся пельмени промышленного изготовления, соления, майонез, грибы.

Практически все дети употребляют молока вдвое меньше рекомендуемой нормы и недостаточное количество сыра. Среди кисломолочных вариантов доминируют сладкие йогуртовые продукты. Ни один из обследованных детей не употребляет обогащенные молочные продукты, специально разработанные для детей 2—3 лет.

Отмечено недостаточное количество в рационе яиц и полноценных жиров (как сливочного, так и растительного масла). Не практикуется разнообразие растительных масел я разнообразие растительных масел (используется исключительно подсолнечное масло). Имеется значительный недобор фруктов и соков. В рационе нет смешанных фруктовых, овощных и фруктово-овощных соков. В то же время избыточно потребление макаронных, мучных, кондитерских изделий.

Чем же оборачивается для детей такой дисбаланс в питании?

Прежде всего — глубоким дефицитом витаминов, минеральных веществ и важнейших жиров. Возраст 2—3 года очень не прост. Он получил название возраста переходного питания. В это время ребенку трудно привыкать к новым видам пищи и взрослым непросто освоить новые рационы детей. Но возможно, овые рационы детей. Но возможно, через два-три года адаптации все нормализуется?

Мы изучили рационы питания петербуржцев в возрасте 4—6 лет. К сожалению, дефициты поступления пищевых веществ, сложившиеся в возрасте 2—3 лет, не исправляются и перекочевывают в возраст 4—6 лет, сохраняя свою глубину.

Негативное влияние внешней среды плюс неоптимальное питание закономерно приводят к нарушению развития и росту определенных заболеваний детей. 

В ходе ежегодных профилактических осмотров детей Санкт-Петербурга мы выявили, что одними из самых частых патологических состояний являются нарушения опорно-двигательного аппарата и зубов. Уже к дошкольному возрасту частота ортопедической патологии достигает 44—54%, а распространенность кариеса — 28—33%.

Вырастить ребенка здоровым в нашем регионе, отличающемся сложнейшими геологическими и экологическими условиями, очень непросто. Это накладывает на родителей, врачей, педагогов дополнительные обязанности. Важнейшая из них — правильное, соответствующее возрасту питание, насыщенное разнообразными фруктами, овощами, ягодами, полезными маслами, качественными молочными продуктами.

Из статьи «Влияние среды обитания на здоровье детей Санкт-Петербурга», журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, февраль 2014.