ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

neupravlaemii1

Пишет Анастасия:

Здравствуйте, нашей дочери 5 лет, не можем найти общий язык. она не слушается, своевольничает, угрожает, сегодня например сказала, отцу, что задушит, если не сделает так как она хочет и так далее. Скажите пожалуйста, что делать?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Да-да, опять неуправляемый ребенок. Какие они сейчас – непокорные, самостоятельные, настойчивые,… прекрасные!
Как найти общий язык с ребенком?

Да, в общем-то так же, как и со взрослым или любым другим человеком, например, с самим собой. А вы находите с собой общий язык? Всегда ли вам удается принимать окончательное решение без колебаний и сомнений? Часто ли вы делаете то, что хотите, и говорите то, что думаете? В каждом из перечисленных случаев может иметь место внутренняя борьба мотивов, и если конкурирующие мотивы примерно равны по силе, вынести решение не так уж легко.

Что Вы лично делаете в такой ситуации?

Проще, легче и веселее жить, если при всяком удобном случае делать то, что хочется. «Всякий удобный случай» вовсе не означает, например, в день рожденья, который только раз в году. Удобные случаи встречаются ежедневно, к тому же по многу раз на день. Каждый человек сам выбирает, какой случай считать удобным. Один может считать, что это – время после работы и после выполнения всех своих обязанностей по дому, для другого удобный случай – перекур, для третьего – каждое мгновение, то есть всегда.

Истинная природа человека такова, что он нутром чует, что ему нужно делать, и это обычно выражается в желаниях. У среднестатистического человека желания возникают совершенно нормальные по сути, какими бы странными они не казались. Человек всегда интуитивно тянется к светлому, доброму и радостному. Такими уж мы созданы! А путь к этому самому светлому иногда пролегает через не совсем обычные действия и поступки. И если разрешить себе поступать и стандартно, и нестандартно по мере необходимости, так сказать, по внутреннему компасу, жизнь наша существенно облегчается и упрощается. Некоторым своим желаниям, все же, человек дает решительный отпор, в этом случае он не сомневается нисколько – и значит, действует в соответствии со своими принципами, убеждениями или просто чувствами. И это вполне нормально до тех пор, пока позволяет ему быть эффективным и удовлетворенным жизнью.

Ту же систему отношений мы применяем и к окружающим. Наши близкие тоже – и в первую очередь – входят в это число.

Чтобы с легкостью находить общий язык со своим ребенком, можно пересмотреть свои ожидания относительно него и представления о том, каким он должен быть и как должен себя вести, чтобы Вам это нравилось. Вы убедитесь в том, что часть «недопустимых» действий ребенка вполне можно допустить, и от этого никто не пострадает, а многие (в том числе и Вы) выиграют. Просто задайте себе вопрос: а что поменяется, если мой ребенок будет это делать? Если Вы видите, что все будет нормально, разрешите – освободитесь от лишнего груза проблем, легче станет дышать. Если видите, что так Вам совсем не подходит – попробуйте найти компромисс или альтернативу, если же и это не помогает, поставьте строгий, но спокойный и уверенный запрет. Ребенок отлично понимает и чувствует Вашу реакцию, он ощущает Ваше отношение. Спокойные, последовательные запреты он воспринимает тоже спокойно, как должное, не вызывающее никаких сомнений. Если же ребенок видит, что Вы нервничаете, проявляете сильные эмоции, он не без оснований заподозрит, что тут что-то не так и вполне может начать «разведку боем» со всеми вытекающими последствиями. Не ловитесь на удочку, спокойно объясните, почему Вам какие-то действия ребенка не нравятся, как Вам нравится, чтобы было, и почему. Тут надо действительно попридержать свои эмоции, но Вы это сможете, потому что будете действовать в согласии с Вашим сердцем и умом.

А еще не бойтесь проявлять любовь и одобрение. При каждом удобном случае. Ребенку, близким и не очень близким, и конечно, себе, любимому!