ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

cон в детском саду

Вопрос: Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, советом! Я работаю воспитателем. В мою группу третий год подряд (вторая младшая, средняя, старшая группа) ходит девочка. Проблем в адаптации к садику не было, всегда радостная, общительная. Но в последние две недели она в сончас плачет и так сильно, что мешает детям спать. На вопрос «Что произошло?» отвечает, что слезы сами льются.

Родители в шоке, она начала отказываться ходить в детский сад! И я не знаю, как быть. Беседы с ней проводила психолог. Результатов никаких. Айгуль

Отвечает Екатерина Зиновьева, детский психолог: 

Айгуль, здравствуйте. Ситуация действительно непростая. Не думаю, что девочка начала плакать «на ровном месте». Скорее всего, что-то произошло, что произвело на нее сильное впечатление. И она действительно может не помнить или не осознавать, что именно это было. Психика у людей устроена так, что сильные негативные переживания вытесняются из сознания и памяти. Она могла испугаться чего-то, мог присниться плохой сон. Может быть, кто-нибудь из детей обижал её во время тихого часа или напугал её какими-нибудь рассказами.

Если девочка не рассказывает, что случилось можно попробовать поработать с ней проективными методами. Информацию о ее состоянии, а может быть и о том, что случилось, грамотный психолог может узнать из детских рисунков, а также наблюдая за игрой ребёнка. Думаю, что ваш психолог использовал эти методы при работе с девочкой.

Далее, и это самое важное, нужно организовать ребёнку спокойную, безопасную обстановку. Даже, если вы так и не узнаете, что с ней произошло.

Если у родителей есть такая возможность, можно некоторое время (несколько дней, неделю) не оставлять девочку на дневной сон (забирать её раньше). Во-первых это даст ей время, чтобы успокоиться. А во-вторых, успокоившись, она, возможно, сама вам или родителям расскажет, из-за чего она так переживает.

Какой-нибудь ритуал, сопровождающий укладывание детей, мог бы существенно помочь. Можно читать детям интересную книжку перед сном, петь песню или слушать аудиосказку. Это будет одновременно и мотивировать детей к более быстрому укладыванию и, возможно, будет отвлекать девочку от её тревожных мыслей или страхов.

На слёзы девочки лучше всего реагировать принятием. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите её. Если она мешает спать другим детям, уйдите с ней в другую комнату, обнимите, дайте поплакать. Иногда молчаливое сочувствие может быть лучшей поддержкой.

Не демонстрируйте ей слишком сильных эмоций, не паникуйте, не рассказывайте об этом в присутствии девочки другим людям. Повышенное внимание к этой ситуации может привести к тому, что плач может стать для неё средством привлечения внимания. Старайтесь реагировать с вниманием к состоянию девочки, с заботой и уверенностью в том, что она в безопасности, её никто не обидит, она перестанет бояться и скоро все наладится. Ваш позитивный настрой и эмоциональная устойчивость имеют сейчас для девочки большое значение. Для неё это опора.

Но лучше всего, конечно, будет, если девочка все-таки расскажет, что же с ней произошло. Хочется к процессу диагностики снова подключить вашего психолога. Можно получить нужную информацию, даже просто наблюдая за ребёнком.

Зная, что случилось, можно проговорить или проиграть эту ситуацию, озвучить чувства девочки, поработать со страхами (если нужно). Опять же подключите к этому психолога.

Родителям важно в этот период быть с дочкой особенно чуткими, следить за её эмоциональным состоянием, нагрузками, избегать переутомления, ограничить просмотр мультиков и компьютерных игр. Не стыдить её, не ругать, не использовать угрозы и давление на неё, а относиться к этому состоянию девочки с пониманием того, что ей сейчас очень не просто, но она справится. А её близкие люди с ней рядом.

Надеюсь, эти рекомендации вам помогут, и девочка со временем сможет снова спокойно оставаться на дневной сон в детском саду.

Фото: Анастасия Шилова.