Автор — Наталья ПРИЩЕПЕНОК, методист.
Цель праздника овощей — формирование у детей осознанной потребности в потреблении овощей как неотъемлемой части своего питания.
Подготовка к празднику овощей включает следующие мероприятия:
- Проведение беседы «Овощи – это важно».
- Проведение конкурса рисунков и поделок «Мои любимые овощи» и оформление выставки рисунков.
- Оформление стенда или стенгазеты «Наши любимые овощи» (о пользе овощей).
- Экскурсия в тепличное хозяйство для знакомства с процессом выращивания овощей.
- Экскурсия (по возможности) в НИИ сельского хозяйства или сельскохозяйственную академию для знакомства с работой селекционеров овощных культур и многообразия сортов овощей.
- Разучивание стихов, песен и танцев на «овощную» тематику.
- Подготовка к театральному спектаклю об овощах, например, по сказке «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Вершки и корешки». Спектакль может быть кукольным.
Если данный праздник проходит в период сбора урожая овощей, можно подготовить «Выставку достижений огородного хозяйства» из выращенных на личных садовых участках овощей.
Ход праздника овощей
На сцене появляются Зайцы. Это могут быть два воспитателя или воспитатель и музыкальный работник. Также возможно, чтобы роли зайцев исполняли наиболее артистичные дети из подготовительной группы, в этом случае можно отдать часть их слов (например, проведение игр) взрослому ведущему.
1 Заяц:
— Долго-долго мы скакали,
Потому что мы узнали:
Сегодня будет праздник здесь,
И овощей тут много есть!
2 Заяц:
— Мы подумали: а может
Овощей тут нам предложат?
Вдруг их здесь совсем не любят
И после праздника забудут?
1 Заяц (второму):
— Что ты, овощи все дети
Любят больше всех на свете!
2 Заяц:
— Сомневаюсь что-то я!
Так ли это? А, друзья?
На сцене появляется ведущий. Это взрослый – воспитатель или старший воспитатель.
Ведущий: — Дети, поможем зайчикам разрешить спор? Поднимите руки те, кто любит овощи!
Дети поднимают руки.
Ведущий: — Скажите, а почему вы их любите?
Дети отвечают. Ведущий комментирует ответы, создавая позитивный и притягательный образ овощей.
Ведущий: — Некоторые из нас руки не подняли, наверное, они никогда не пробовали овощей, ведь попробовав овощи хотя бы один раз, уже невозможно не полюбить их на всю жизнь!
1 Заяц: — А может, они просто не умеют их готовить?
2 Заяц: — А что можно приготовить из овощей? Я вот их всегда только в сыром виде ем… Только помою сначала и сразу ем.
Ведущий: — Конечно, многие овощи можно и нужно есть сырые, они очень полезные. Но их можно и готовить. Например, на пару. В некоторых овощах при термической обработке (это так называется процесс приготовления пищи) количество витаминов увеличивается! Например, в вашей любимой морковке и в томатах.
2 Заяц: — Ух ты! Расскажите, расскажите, что же можно приготовить из овощей?
Ведущий: — Поможем зайчикам? Давайте расскажем им, какие блюда можно приготовить из овощей. Только рассказывать будем не просто так, а чтобы за это ещё и приз получить! Проведём аукцион названий, в котором победит тот, кто скажет последнее название блюда из овощей. Произносить названия будем по очереди.
Аукцион блюд из овощей
Ведущий проводит Аукцион блюд из овощей. Победителю вручается приз – сборник рецептов овощных блюд.
1 Заяц: — Овощи, они такие разные!
2 Заяц: — Есть круглые, есть продолговатые. Ты какие больше любишь? Я вот круглые, потому что капуста белокочанная круглая, я капусту очень люблю.
1 Заяц: — А продолговатые — это такие, как моя любимая морковка. Дети, помогите нам с другом разобраться, какие тут овощи круглые, а какие — продолговатые, кому из нас какие овощи есть?
Зайцы выносят корзинку с овощами. Если не сезон, это могут быть муляжи овощей из пластмассы. В период созревания овощей можно для этого конкурса использовать настоящие овощи, предварительно как следует их помыв.
Конкурс «Разложи овощи»
Ведущий делит детей на две команды и объявляет конкурс «Разложи овощи». Задача детей – разобрать овощи из корзинки: в одну сторону класть круглые, а в другую – продолговатые. Побеждает команда, быстрее другой правильно разложившая овощи по форме.
1 Заяц: — Молодцы! За то, что вы так хорошо всё сделали, мы споём вам песенку. А вы все нам подпевайте и делайте, как мы!
Песенка Зайцев
Зайцы поют песенку про овощи, которая является одновременно и игрой.
На мелодию песни «Голубой вагон» зайцы поют и показывают движения, все дети их повторяют.
1. В огороде овощи растут-растут,
Поливаем каждый день их мы («поливают овощи из лейки»).
Главное, чтоб выросли огурчики
До наступленья сказочной зимы.
Припев:
Овощи, овощи
Полем мы, полем мы («полют овощи»)
И поливаем их («поливают овощи из лейки»)
Каждый день с утра.
Каждому, каждому
Овощей хочется,
Надо, чтоб вырасти
Им помогла жара.
2. Вдруг сорняк на грядках стал проглядывать,
Прополоть нам надо огурцы («полют овощи»).
Помогли мы им, как видно, вовремя,
Огурцы растут, вот молодцы!
Припев:
Овощи, овощи
Полем мы, полем мы («полют овощи»)
И поливаем их («поливают овощи из лейки»)
Каждый день с утра.
Каждому, каждому
Овощей хочется,
Надо, чтоб вырасти
Им помогла жара.
Ведущий: — И дети наши тоже молодцы, хорошо помогли зайчикам!
1 Заяц: — А ещё я люблю горох! Только нынче он у меня на огороде не уродился…
2 Заяц: — Не печалься, давай попросим детей тебе помочь! Пусть они нам его нарисуют!
Игра «Нарисуй горошины»
Ведущий выносит два листа ватмана на подставках (или два клипарта). В игре участвуют две команды. Задача детей – по очереди добегая до ватмана, в течение трёх минут рисовать каждому по одной горошине. Побеждает та команда, которая за три минуты нарисовала больше горошин.
1 Заяц: — Интересно, а если бы овощи умели двигаться и танцевать, как бы они это делали?
2 Заяц: — А давай представим! А дети нам помогут!
Дети исполняют танец овощей.
Игра «Съедобное-несъедобное»
1 Заяц (заходит, жуя что-то нежующееся): — Ничего не понимаю, вроде бы выглядело красиво, а откусить не могу, и не жуётся совсем…
2 Заяц: — Ну это, наверное, ты что-то несъедобное случайно взял. Надо быть аккуратнее! Интересно, а дети знают, что можно есть, а что нельзя?
1 Заяц: — Давай проверим!
2 Заяц: — Дети! Встаньте все в один большой круг! Сейчас мы будем называть продукты и разные вещи, а вы правильно на нас реагируйте. Если то, что мы назовём, съесть можно, вы должны подпрыгивать на месте, стоя лицом в круг. А если это съесть нельзя – вы должны подпрыгнуть, повернуться лицом из круга и подпрыгнув три раза на месте, повернуться обратно. А если вы услышите название овоща, нужно ещё и три раза хлопнуть в ладоши!
Примеры названий: капуста, арбуз, орех, ореховые скорлупки, грибы, картофель, немытые абрикосы, тарелка борща, тарелка, стакан чая, стакан, соль, сахар, конфеты, перец, конфеты с перцем, витамины, носки, огурец, бутерброд с маслом, молоко, торт, мороженое, сосулька, брокколи, патиссоны и так далее.
Во время игры ведущие с юмором комментируют правильность определения овощей, как на них реагируют дети, не забывая напоминать, что некоторые продукты, хоть и съедобные, но не очень полезные, и есть можно только изредка и в небольших количествах.
1 Заяц: — Как хорошо дети знают овощи!
2 Заяц: — А все ли названия овощей им известны? Их ведь так много на свете!
1 Заяц: — Сейчас проверим!
Игра на знание овощей
Участвуют две команды. Задание: составить из предложенных букв название овоща, который не очень часто встречается в лексиконе и на столах детей. Буквы могут быть написаны на карточках или сделаны из пластмассы. Можно использовать и буквы на магнитной доске. Во время этого конкурса ведущий и зайцы могут помогать детям. Примеры названий: топинамбур, пастернак.
Затем ведущий спрашивает у детей, знают ли они, что это за овощи. Если никто не знает, объясняет и показывает изображение овощей.
Топинамбур (земляная груша) — Овощная культура. Произрастает в Северной Америке. Возделывают в Европе, Азии, Африке; в Нечерноземной зоне нашей страны и странах Прибалтики. Клубни используют в пищу, на корм скоту, перерабатывают на фруктозу, зеленую массу — на силос.
Пастернак — овощная культура, корнеплод. Его 15 видов выращивают в Евразии. В пастернаке много сахара и витамин С.
1 Заяц: — Как много на свете растёт овощей! Какие они все красивые! Хочется, чтобы и зимой они росли на грядках.
2 Заяц: — А давай попросим детей, чтобы они нам сделали картину – такой своеобразный коллективный портрет овощей на грядках. Мы с тобой повесим эти картины в норках и всю долгую зиму, укрываясь от метелей и морозов, будем на них любоваться. Дети, главное — выберите из предложенных вам изображений только овощи!
Аппликация «Что растет на грядках»
Дети, поделённые на две команды, делают аппликацию «Что растет на грядках». Командам предлагаются различные картинки, из которых надо выбрать только овощи. Дети вырезают овощи из картинок и наклеивают их на грядки. Перед конкурсом ведущий напоминает детям правила обращения с ножницами и клеем.
Зайцы хвалят картины детей.
1 Заяц: — Знаешь, иногда, глядя на грядки, я думаю: наверное, овощи, которые растут на грядках, молча соревнуются между собой – кто из них быстрее вырастет? И это очень помогает огородникам достичь большого урожая!
2 Заяц: — Думаешь? Хотя мысль, конечно, интересная. Пусть и наши участники праздника посоревнуются между собой, чтобы получить замечательный овощной приз!
Соревнования двух команд
Задание 1. Команды придумывают себе названия, связанные с «овощной» тематикой праздника.
Задание 2. Эстафета «Кто быстрее соберёт?». На линии финиша разложены модели разных овощей. Задача команд – подбегая к ним по очереди и собирая каждый по одному
Овощу в корзинку, быстрее, чем соперник, собрать свой урожай.
Задание 3. «Что на грядке не растёт?». Командам выдаётся по набору карточек с изображениями овощей и других плодов. Задача – убрать из комплекта карточек те, на которых изображены не овощи.
Примеры изображений:
Лук, свекла, банан, морковь, арбуз, яблоко, вишня, земляника, топинамбур, брокколи.
Картошка, огурец, лук, виноград, груша, тыква, капуста, черника, смородина, помидор.
Задание 4. Каждой команде выдаётся по две карточки, одна — с изображение помидора, а другая — огурца. Ведущий зачитывает вслух названия разных сортов томатов и огурцов. Дети каждый раз поднимают соответствующие карточки. За каждый правильный ответ командам даётся 1 балл.
Задание 5. Вылепить из пластилина необычный овощ, назвать его и рассказать, какой у него вкус и что из него можно приготовить.
Игра «Правда ли…»
Ведущий задаёт детям вопросы. Команды, посовещавшись в течение 30 секунд, отвечают. Игра учит самостоятельному мышлению, развивает логическое мышление, активизирует знания детей об овощах. Отвечать надо «да» или «нет». Команда, ответившая на вопрос правильно, получает жетон. После каждого вопроса и ответа на него ведущий спрашивает у детей, знают ли они, почему ответ именно такой. Если не знают, ведущий озвучивает факты о том или ином овоще.
Вопросы:
— Правда ли, что картофель раньше использовался не в пищу, а как декоративное растение? (Да. Когда картофель только появился в Европе, придворные дамы украшали причёски его цветами).
— Правда ли, что в зелёном луке не самое большое среди всех овощей количество витамина С? (Да. В сладком перце его больше).
— Правда ли, что морковь – овощ? (Нет. В странах Европы морковь официально считается фруктом, так как из неё варят варенье).
— Правда ли, что кольраби, брокколи и кале – это всё разновидности одного овоща? (Да. Это всё капуста).
— Правда ли, что родина помидора – Африка? (Нет. Америка).
А эти задания для тех детей, которые уже умеют читать:
Задание 1. Найдите в этих словах овощи!
Каблук, черепаха, лукум.
Задание 2. Поменяйте в слове одну или две буквы так, чтобы из этого слова получилось название овоща.
Город – горох, лак – лук, релиз – редис.
Задание 3: Переставьте эти перепутанные буквы так, чтобы получились названия овощей.
кдерьа – редька, церпе – перец, жабланак – баклажан.
По итогам эстафеты подсчитываются баллы, команды награждаются призами.
1 Заяц: — Молодцы дети, как много они знают про овощи!
2 Заяц: — И знают, что овощи – это замечательно: и полезно, и вкусно.
1 Заяц: — И красиво! Этой красоты порою так не хватает зимой. А знаешь, что я делаю, чтобы долгими зимними вечерами не забыть о том, как хорошо бывает, когда тепло и растут овощи?
2 Заяц: — Что?
1 Заяц: — Я смотрю про них спектакли! Хочешь, я покажу тебе один из них?
2 Заяц: — Конечно, хочу!
Дети показывают подготовленный короткий спектакль.
1 Заяц: — Как много мы узнали!
2 Заяц: — Как славно поиграли!
1 Заяц: — Сейчас мы расстаёмся,
2 Заяц: — Но с овощами остаёмся!
1 Заяц: — Мы с ними крепко дружим —
2 Заяц: — Всегда: в обед и в ужин!
НА ЗАМЕТКУ. Шапочки овощей по низким ценам в магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.