ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

праздник в детском саду

Автор — Наталья Прищепенок,
методист МОАУ ДОД «ЦРТДЮ города Кирова»

Предварительная подготовка к празднику толерантности в детском саду

Перед днем толерантности, который отмечают во всем мире 16 ноября, возможно проведение с детьми беседы о традициях разных народов, живущих в России и в целом, на земном шаре. Также можно почитать детям сказки разных народов, рассмотреть с ними различные иллюстрации о жизни в разных странах.

Сценарий праздника толерантности в детском саду

На заднике сцены помещён большой земной шар с выделенной на нём картой России. Рядом, большими буквами, слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Слово можно поместить и на отдельно стоящей доске.

В ходе праздника слово будет «расшифровываться», для большей наглядности к нему будут прикрепляться слова, начинающиеся с букв этого слова, которые составляют суть толерантности. Все моменты праздника, соответственно, будут связаны с этими словами: традиции, особенности, люди, единство, разные, актуальность, непохожие, творчество, национальные культуры, отличия, самовыражение, товарищество, индивидуальность.

Также из реквизита должен присутствовать экран, где по ходу праздника будут показываться фото, иллюстрации и отрывки из видеофильмов о различных культурах.

Во время слов ведущего на экране появляются фото условий жизни людей в разных странах.

Ведущий:

— Дорогие дети!
Знаете, на свете
Очень-очень много
Разных есть людей.
И так не бывает,
И мы об этом знаем,
Чтоб один народ
Другого был нужней.
Все равны народы!
История и годы
Не дают нам права
Считать одних главней,
А других неважными,
Раз в одноэтажных
Хижинах живут они,
Среди лесов, полей.

Ведущий (закрывает земной шар на заднике серым кругом): — Скажите, дети, как было бы интереснее жить: если бы мир был серый и однообразный или яркий и очень разный?

Дети отвечают.

Ведущий (убирает серый круг с земного шара): — Конечно! Яркий и разнообразный мир вокруг – это гораздо лучше! А делают его таким красивым люди, которые в нём живут. А раз Земля у нас одна, общая для всех, то и жить надо дружно. Она такая большая, места хватит всем! Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира называется толерантностью. Сегодня мы узнаем, из чего же состоит толерантность. Мы будем с вами расшифровывать каждую букву этого слова, и вы поймёте, что быть толерантным – это, на самом деле, здорово!

— Нас на земле очень-очень много, и у всех разные традиции. Благодаря этому нам интересно жить! Можно поехать или пойти в гости к представителям других национальностей, и они покажут нам, как умеют веселиться. А ещё можно отмечать разные-разные праздники почти каждый день! Надо только знать традиции других народов.

Открывают первое слово «ТРАДИЦИИ».

— А какие традиции народов России знаете вы?

Дети перечисляют.

Ведущий: — Есть такая замечательная традиция в России – проводить весной праздник Сабантуй. Это народный праздник у башкир и татар. Он посвящен окончанию полевых работ, проводимых весной, и тесно связан с трудом. У калмыков есть праздник, который называется Цаган cap. Отмечают его в весеннее первое полнолуние, поздравляя всех с окончанием холодов.

Во время обсуждения традиций на экране появляются соответствующие фото или видео.

Ведущий: — У всех народов в мире есть свои отличия. Люди во всём мире очень разные и непохожие.

Открываются слова «ОТЛИЧИЯ», «ЛЮДИ», «РАЗНЫЕ», «НЕПОХОЖИЕ».

— Как вы думаете, а почему так происходит?

Дети отвечают: — Потому что все живут в разном климате, в разных условиях: кто-то в лесах, кто-то на берегу моря, а некоторые – в горах. У всех разная история.

Если дети затрудняются ответить, ведущий им помогает наводящими вопросами.

Ведущий: — У разных народов есть свои индивидуальности, свои особенности. У каждого народа есть свои очень красивые национальные костюмы. В них отражаются старинные мифы, легенды и сказания. Узоры костюмов – это различные обереги, как, например, в марийском национальном костюме.

Ведущий показывает куклу в марийском национальном костюме. Также можно показать кукол в татарских, чувашских, калмыцких костюмах.

Ведущий: — Мы знаем несколько танцев, которые исполняются в этих прекрасных костюмах.

Дети танцуют национальный танец.

Ведущий: — Есть даже увлекательные игры, которые отражают разные национальные особенности!

Открывают слово «ОСОБЕННОСТИ».

Проводится афганская игра «Лев и коза».

Играть может вся группа. Выбираются «лев» и «коза». На них можно надеть маски. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» – за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

Ведущий: — Как вы думаете, на какую игру похожа эта игра, которая пришла к нам из Афганистана? Правильно, на «Кошки-мышки»!

— А ещё некоторые народные пословицы и поговорки хотя и говорятся на разных языках, но выражают одну и ту же народную мудрость, хоть и разными словами. Попробуйте отгадать, какая русская пословица соответствует пословице из другой страны!

  • Восточная поговорка «На Аллаха надейся, а верблюда привязывай». Русская — «На бога надейся, а сам не плошай».
  • Английская поговорка «Родился с серебряной ложкой во рту». Русская — «Родился в рубашке».
  • Африканская «Сын леопарда – тоже леопард». Русская — «Яблоко от яблони недалеко падает».
  • Иранская «Там, где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин». Русская — «На безрыбье и рак — рыба».
  • Тибетская — «Куда лопата ведет, туда и вода течет». Русская — «Куда иголка, туда и нитка».

— Значит, между нашими народами много общего! Во всём мире игры у детей похожи, а это значит, что дети могут дружить!

Открывают слово «ТОВАРИЩЕСТВО».

Ведущий: — Есть у каждого народа своя национальная культура. Так происходит национальное самовыражение, которое отражает нашу индивидуальность.

Открываются слова «НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА», «САМОВЫРАЖЕНИЕ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ».

Ведущий: — Все культуры обогащают друг друга. Например, мы очень любим танцевать народные танцы!

Дети исполняют национальный танец.

Ведущий: — И петь национальные песни!

Дети поют национальную песню.

Ведущий: — Творчество нас тоже объединяет!

Открывается слово «ТВОРЧЕСТВО».

Дети:

— На нашей планете есть множество стран:
Россия, Камбоджа, Лаос и Иран,
Америка, Мексика, Франция, Чехия,
Хотим, чтоб оттуда к нам гости приехали!
Хотим подружиться мы с миром большим,
Пусть дружным он будет! Да, только таким!
Для нас актуально
На нашей планете
Жить вместе в единстве
На всё белом свете!
Дружить, а не драться,
Общаться с друзьями,
Чтоб им интересно
Играть было с нами!

Открывают слова «ЕДИНСТВО», «АКТУАЛЬНОСТЬ».

Праздник может продолжиться чаепитием с национальными блюдами, которые приносят родители.

Фото: Анна Кузнецова.