ребенок в детском саду

Фольклорные праздники в детском саду — важный элемент воспитания. Праздники в детском саду под звуки народной музыки, в русских народных костюмах позволяют детям лучше узнать историю своих предков, приобщиться к старине. Такие праздники в детском саду не подвластны времени: их можно проводить все 12 месяцев в году.  

Публикуем сценарий театрализованного занятия в детском саду на фольклорной основе ПО ПЕСЕННОЙ ДОРОЖКЕ.

Цель представления:

  • ознакомление детей с историей и жанрами русской народной песни.

Материал для представления:

  • декорации, имитирующие убранство избы (печь, лавка, люлька);
  • русские народные костюмы;
  • фонограммы русских народных песен.

Предварительная работа:

  • разучивание  русских народных песен «Петушок», «Уж как я свою коровушку люблю», «Как у наших у ворот», частушек, хороводов  «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла»,
  • разучивание парной пляски «Кадриль с ложками».

Ход театрализованного представления:

Под русскую народную мелодию входит Песенник.

Песенник:

Балалайка, трень да трень,
Сердце звуками задень.
Гармонист, найди басы
Да по залу пробаси.
Запевайте песню громко
И пускайтесь в хоровод.
С вами Песенник звонкий
Разговор сейчас ведет.

Песенник:

– Вы меня узнали? Ворота какой страны я охраняю? Хранителем какого искусства я являюсь?

– Ай да молодцы! Красны девицы и добры молодцы! Конечно, охраняю я песенное искусство. Вот ключ от ворот
страны песен. Я поведу вас сегодня по песенной дорожке.

Звучит импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой» (В. Тихов, гусли). Ворота отпираются.
На сцене интерьер русской народной избы. Возле люльки сидит женщина в русском народном костюме, покачивая ее,
поет колыбельную (музыка и слова народные).

Матушка:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
И укусит за бочок,
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
Баю-баю-баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Петушок, не кричи.
Нашу Машу не буди.

Песенник:

– Все начинается с песни. С рождения с песней на Руси не расставались, с ней и спать ложились, трудились, грустили,
праздники праздновали. Вот восходит солнышко:

Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел пастушок.
Встала Машенька,
Открыла ставеньку:
– Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко.

Выходит петушок и танцует под русскую народную песню «Петушок».

Петушок:

Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Вставай, солнышко, за реку!
Петушочек я горластый
По утрам пою я: «Здравствуй!»
На ногах моих сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке гребешок,
Вот какой я Петушок.

– Помогите мне, ребята, всех разбудить. Давайте споем песню «Петушок».

Дети исполняют русскую народную песню «Петушок».

Песенник:

Рано-рано по утру
Пастушок дудит: ру-ру,
А коровки в лад ему
Затянули: му-му-му.

– Не было в деревне кормилицы лучше коровы. Ее ласково называли Буренушка, коровушка.

Матушка, имитируя проводы коровы, машет прутом.

Матушка:

Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас попоишь молоком.

Воспитатель, исполняющий роль матушки, поет русскую народную песню «Уж как я свою коровушку люблю».

Песенник:

– С раннего утра уходили на работу в поле. С песней и дело спорилось, и трудиться веселей было. Давайте поможем
работникам и подбодрим хорошей песней. Вставайте в хоровод!

Исполняется хоровод-игра «Земелюшка-чернозем».

Песенник:

– Мужчины тем временем на кузнице работали, и здесь им песня в работе помогала.

Мальчики исполняют русскую народную песню «Во кузнице», девочки аккомпанируют им на народных музыкальных
инструментах.

Песенник:

– Когда солнышко клонилось к закату, шли красны девицы и добры молодцы за околицу на гулянья. Сделал дело – гуляй смело. Умели и трудиться, умели и веселиться. Хороводы водили, плясали, и все песней сопровождалось.

Дети исполняют песню «Как у наших у ворот».

Песенник:

Раздайся, народ,
Меня пляска берет.
Пойду, попляшу,
Себя покажу.

Песенник приглашает одну из девочек. Дети танцуют парную пляску «Кадриль с ложками» (русская народная мелодия в обработке Е. Туманяна).

Песенник:

– А еще красны девицы частушки петь любили. Только попадись им на язычок, острый как бритва.

Выходят девочки и поют частушки. Мальчики подыгрывают на народных инструментах – ложках, трещотках, колокольчиках, бубнах, гуслях.

Первая девочка:

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать –
Нас идет четыре.

Вторая девочка:

Эй, топни, нога,
Топни правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.

Третья девочка:

У меня на сарафане
Косолапы петухи,
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.

Четвертая девочка:

Не смотрите на меня,
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!

Пятая девочка:

Я частушек много знаю
Под игру гармошечки,
А куплетов в голове,
Что в мешке картошечки.

Все девочки вместе:

Ой, довольно мы напелись,
Дайте смену новую,
Ой, спасибо гармонисту
За игру веселую.

Песенник:

– Когда солнце садилось за околицу, гуляния заканчивались напевными, лирическими хороводами.

У русской песни крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над зорькою рябиновой
Она плывет куда-то не спеша.

Дети все вместе танцуют хоровод «Во поле береза стояла» в обработке Н.И. Римского-Корсакова.

Песенник:

Солнышко садится,
В небе звезды светят,
Пора всем расходиться,
Завтра зорьку встретим.

Песенник:

– Вот так на Руси с песней жили!
О, песня русская, родная!
С тобой засыпаем, с тобою живем,
С тобою новый день встречаем,
С тобой о Родине поем.

– До свидания, ребята, мы еще не раз встретимся с вами на празднике, веселой ярмарке, посиделках, где звучит русская песня.

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД №5, 2010.