ребенок в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12 « Белочка» города Котовска Тамбовской области

ПРОГРАММА дополнительного образования «ЗЕМЛЯ — НАШ ДОМ»

Выполнила — воспитатель МБДОУ №12 «Белочка» Нагорнова Светлана Юрьевна г. Котовск, 2016г.

I Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени — это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Разработанная программа «Земля — наш дом» направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

II Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

Цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи программы:

1. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Занятия в кружке проводятся один раз в неделю

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео — и аудиозаписи.

III Основные принципы содержания программы:

•​ принцип единства сознания и деятельности;

•​ принцип наглядности;

•​ принцип личностной ориентации;

•​ принцип системности и целостности;

•​ принцип экологического гуманизма;

•​ принцип краеведческий;

•​ принцип практической направленности.

IV Ожидаемые результаты.

Показатели в личностной сфере ребенка:

— интерес к познанию мира природы;

— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Дети должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Тамбовской области;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

— неживое и живое в природе;

— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

— значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

— основные виды диких животных и птиц;

— разносторон​ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело​века и природы;

— позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

*​ экологически сообразные правила поведения в природе.

Дети должны уметь:

— узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

*​ выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-ухаживать за культурными растениями (посильное участие);

*​ заботиться о здоровом образе жизни;

*​ предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

*​ наблюдать предметы и явления природы по предложенно​му плану или схеме;

*​ оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний, выводов; — ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы

V Тематическое планирование

 

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Тема 2. Заяц — «Длинное ухо»

Разгадывание загадок, рассказ воспитателя, чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Рисование лисы.

Тема 4.Серый хищник – волк

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах — «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь

Разгадывание загадок, рассказ воспитателя, чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Конкурс «Знатоки сказок».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Беседа «В природе всё взаимосвязано»

Тема 7. Куница — охотник на белку

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось

Загадки, рассказ воспитателя , чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах — Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога — ёж

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Беседа « Какую пользу природе и человеку приносят ежи»

Тема 10. Подземный житель – крот

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — бар​сук

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ воспитателя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ воспитателя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ воспитателя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан — дикий родственник домашней свиньи

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.»

Тема 15. Мышка-норушка

Знакомство с мышью, сообщения детей, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»,«Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Беседа о вреде и пользе мышей для природы.

Тема 16. Рысь — родственник кошки

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь — «дорогой» зверёк

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр — самая большая кош​ка на Земле

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета тигра (высказывания детей)

Тема 19. Косуля — самый маленький европейский олень

Рассказ воспитателя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей — самая распро​странённая птица на Земле

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на​родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Беседа о подкормке птиц зимой.

Тема 22. Ворона — «интеллектуаль​ная» птица

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме​ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон — красивая, умная птица

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока — белобока — «лесная сплетница»

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого​ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока – белобока». Экскурсия в лес с целью наблюдения за птицами и их кормлением.

Тема 25. «Лесной доктор» — дятел

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей — «великий маэст​ро»

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за​гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Прослушивание фонограммы с песней соловья.

Тема 27. Галка — городская птица

Беседа о галке, разгадывание кросс​ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица — кукуш​ка

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» — сова

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Беседа « Чем полезна сова для леса?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» — са​мые полезные птички Рос​сии

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Изготовление кормушек .

Тема 32. Наш добрый сосед — скво​рец.

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».Беседа о необходимости изготовления скворечников.

Тема 33. «Золотая птица» — иволга.

Беседа , сообщение воспитателя, показ открыток со знакомыми птицами. Разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

Тема 34. Обобщающее занятие о птицах.

Рассказ – беседа «О чём поют птицы.» Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ?»

ЛИТЕРАТУРА
1.​ Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа- 1999г.
2.​ Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства» Пермь- 2001г.
3.​ Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение -2000г.
4.​ Подъякова Н.Н. « Интеллектуальное воспитание дошкольников.»М.2001
5.​ Виноградова Н.Ф. « Природа и мир вокруг нас.» М.- 2004г.
6.​ Материалы Маура О, Коннора – старший вица-президент Национального Одюбоновского Общества Охраны природы.
7.​ С.Н.Николаева « Любовь к природе воспитываем с детства» Москва «Мозаика-синтез» -2004
8.​ Бахарева А.С.»формы экологического воспитания детей»М.-1998
9.Дмитриева Ю.Д. «Земля у нас одна»М.детская литература-1997