Рабочая программа педагога ДОУ: требования, структура и актуальные изменения
Рабочая программа воспитателя дошкольного учреждения (ДОУ) – это документ, в котором педагог планирует и описывает реализацию основной образовательной программы для своей группы детей. Она составляется с учётом федеральных стандартов, санитарных норм и методических рекомендаций. Ниже рассмотрены ключевые аспекты разработки такой программы: нормативные требования (ФГОС ДО, СанПиН, рекомендации Минпросвещения), примерная структура и оформление, связь с действующими стандартами, изменения 2024 года, а также примеры программ и их адаптация для разных категорий дошкольников.
Требования к содержанию программы (ФГОС, СанПиН, рекомендации)
ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливает обязательные требования к содержанию программы. В соответствии с ФГОС, программа воспитателя должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития.
Стандарт выделяет 5 образовательных областей развития ребёнка:
- социально-коммуникативное,
- познавательное,
- речевое,
- художественно-эстетическое
- физическое развитие.
Содержание рабочей программы должно охватывать все эти области, формируя у детей первичные ценности, знания и умения в каждой сфере.ФГОС ДО также содержит принципы дошкольного образования, которые необходимо учитывать педагогу. Например, одним из основных принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Это значит, что в программе следует предусмотреть условия для свободной игры, творчества, самостоятельного выбора деятельности детьми. Другие важные принципы – индивидуализация образования, сохранение здоровья детей, интеграция обучения и воспитания в едином процессе и др. Кроме того, стандартом определены целевые ориентиры дошкольного образования – ожидаемые достижения на этапе окончания детского сада. Важно помнить, что эти целевые ориентиры носят ориентировочный характер: ФГОС прямо указывает, что они не подлежат прямой оценке или сравнению с реальными успехами каждого ребёнка.
То есть в рабочей программе воспитатель описывает планируемые результаты развития детей, но не предусматривает каких-либо экзаменов или рейтингов; вместо этого проводится педагогический мониторинг в форме наблюдений, без стрессовых проверок для ребёнка.СанПиН и режим дня. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) регламентируют условия реализации программы в дошкольной группе. Актуальные санитарные требования устанавливают безопасные и здоровьесберегающие условия: освещённость, проветривание, мебель по росту, гигиену и т.д.
В контексте рабочей программы воспитателю необходимо учесть нормы СанПиН при планировании режима дня и образовательной деятельности. Например, СанПиН ограничивает максимальную продолжительность непрерывных занятий для детей разного возраста (для малышей – не более 10–15 минут, для старших дошкольников – около 25 минут). Также регламентировано ежедневное чередование видов активности: подвижных игр, образовательных занятий, прогулок, приема пищи и сна. Режим дня, включённый в программу, должен соответствовать этим требованиям: достаточное время на прогулку (не менее 3–4 часов в день суммарно), обязательная утренняя гимнастика, чередование активных и спокойных периодов. Соблюдение СанПиН в содержании программы – обязательное условие ее утверждения и успешной реализации.Рекомендации Минпросвещения. Министерство просвещения РФ выпускает методические рекомендации и приказы, определяющие порядок разработки образовательных программ в ДОУ. В частности, Приказ Минобрнауки №1014 от 30.08.2013 утвердил Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Этот документ описывает общие требования к программам в детсадах, например: программа должна быть разработана дошкольной организацией самостоятельно, с учётом ФГОС ДО, и утверждена педагогическим советом и руководителем ДОУ. Министерство также распространяло Комментарии к ФГОС ДО (письмо Минобрнауки от 28.02.2014 №08-249), разъясняющие спорные моменты стандарта – ими тоже следует руководствоваться при составлении программы.Кроме того, с 2021 года введены программы воспитания на всех уровнях образования, включая дошкольное. Согласно изменениям в Законе «Об образовании», основная образовательная программа ДОУ теперь обязательно включает раздел, посвящённый воспитательной работе. Поэтому рабочая программа педагога должна отражать направления работы по духовно-нравственному воспитанию, социализации, гражданско-патриотическому воспитанию детей в соответствии с ориентировочной программой воспитания, рекомендованной Минпросвещения.Локальные акты и примерные программы. При составлении рабочего плана воспитатель опирается не только на федеральные требования, но и на локальные документы и рекомендованные примерные программы. В качестве основы, как правило, берётся основная образовательная программа самого ДОУ, разработанная на основе одной из примерных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением. Широко известна, например, программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, либо другие альтернативные программы («Радуга», «Детство», «Истоки» и т.д.). Рабочая программа воспитателя должна соотноситься с выбором ДОУ: если детский сад реализует определённую примерную программу, то и содержание рабочей программы выстраивается в русле этой программы, не противоречит её целям и содержанию. Также учитываются устав ДОУ и решения педсовета (например, приоритетные направления работы сада – художественно-эстетическое, экологическое воспитание и прочее, – которые будут отражены в программе группы).
Пример структуры и оформления программы
Структура рабочей программы педагога, как правило, типовая и следует логике структуры основной образовательной программы согласно ФГОС. Ниже приведён пример основных разделов и содержания рабочей программы воспитателя:
- Титульный лист. Содержит наименование ДОУ, название документа («Рабочая программа…»), возрастную группу (например, подготовительная к школе группа, 6–7 годы жизни), фамилию и должность педагога-разработчика, год разработки, а также отметку об утверждении (подпись руководителя, приказ и дата утверждения программы).
- Пояснительная записка. Вводный раздел, в котором кратко изложена общая характеристика программы. Здесь указываются:
— Цели и задачи рабочей программы. Например: цель – создание условий для всестороннего развития каждого ребёнка 5-го года жизни, формирование базовых умений и навыков в соответствии с ФГОС ДО. Задачи формулируются по направлениям развития, например: укрепление здоровья и эмоционального благополучия детей; развитие речи и обогащение словаря; приобщение к художественной литературе и творчеству; воспитание навыков общения и сотрудничества со сверстниками; формирование элементарных математических представлений и др. Задачи обычно перечисляются списком, отражая все ключевые аспекты работы с детьми.
— Принципы и подходы. Описываются педагогические подходы, положенные в основу программы (личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, интеграция образования и воспитания, поддержка детской инициативы и др. Например, указывается, что реализация программы строится на принципах развивающего обучения, учета индивидуального темпа развития каждого ребёнка, обеспечения безопасности и эмоционического комфорта.
— Нормативно-правовые основы. Перечисляются документы, на основании которых создана программа: ФГОС ДО (с реквизитами приказа), СанПиН (с указанием актуального постановления главного санврача), приказ Минпросвещения о порядке организации деятельности, примерная программа, на которую опирается ДОУ, и т.д. (см. раздел выше). Это показывает, что программа не произвольна, а соответствует требованиям государства и выбранной образовательной системе.
- Особенности контингента детей. Небольшой подраздел, описывающий состав группы: количество воспитанников, возраст (например, средняя группа, 4–5 лет), возможно, краткая характеристика развития детей данного возраста (возрастные особенности психофизического развития, ведущий вид деятельности – игра, повышение познавательной активности и т.п.). Если группа комбинированная или есть дети с особыми образовательными потребностями, это тоже отмечается здесь (например, в группе 2 ребёнка с ОВЗ, заключение ПМПК приложено).
- Планируемые результаты (целевые ориентиры). В этой части описываются ожидаемые образовательные результаты освоения программы. Обычно они формулируются на базе целевых ориентиров ФГОС ДО – тех качеств и умений, которые должны проявляться у ребенка к концу дошкольного возраста. Например, целевые ориентиры старшего дошкольника включают: любознательность, инициативность в игре и общении; способность соблюдать простые правила и нормы поведения; развитую речь, позволяющую выражать мысли и эмоции; воображение и творческую активность; основные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания и др. Важно подчеркнуть, что эти результаты являются ориентиром для педагога и родителей, но не служат критерием для экзаменации детей. В рабочей программе можно указать, что мониторинг достижения этих результатов будет проводиться через наблюдение, диагностические игры, без психотравмирующих процедур.
- Содержательный раздел. Это основной и самый объемный раздел программы, раскрывающий содержание образовательной деятельности по каждому направлению развития:
— Описание работы по образовательным областям. Как правило, делается подраздел для каждой из пяти образовательных областей ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие». По каждой области приводятся основные линии развития и тематика работы. Например, в разделе по речевому развитию описывается, что дети будут изучать: развитие связной речи через рассказывание сказок, обогащение словаря на темы окружающего мира, звуковая культура речи через игры с звуками и т.д. По познавательному развитию – ознакомление с природой, элементарные математические представления (форма, количество, счет в пределах 10, сравнение величин), конструирование. По социализации – формирование навыков сотрудничества, этикет, знакомство с нормами поведения, профессиями, родным городом и семьёй. Каждая образовательная область подкрепляется примерами видов деятельности: наблюдения, эксперименты, беседы, чтение, рисование, подвижные игры и пр. Таким образом, содержательный раздел показывает что именно педагоги будут делать с детьми в течение года и чему учить в разных сферах.
— Интеграция и модули. В современных программах часто подчёркивается интегративный характер деятельности. Это значит, что области развития не изолированы: одно занятие может одновременно затрагивать несколько сфер. Например, при ознакомлении с народной сказкой дети одновременно получают речевое развитие (слушают речь, учатся пересказывать), художественно-эстетическое (элементы театрализации, рисунки по сюжету) и социально-коммуникативное (обсуждение нравственной стороны поступков героев). В программе можно описать такие модульные или комплексные занятия. Кроме того, некоторые программы вводят дополнительные модули. Так, в ряде рабочих программ выделяют отдельный модуль «Развитие игровой деятельности», чтобы спланировать работу по обогащению сюжетно-ролевой игры, настольные игры, театрализованные игры и т.д., ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника.
— Методы и формы работы. В содержательном разделе уместно указать, какими методами педагоги будут добиваться поставленных целей. Например, использование игровых технологий, сказкотерапии, проектной деятельности, проблемных ситуаций, экспериментирования с объектами природы. Формы организации могут включать как непосредственно образовательную деятельность (занятия, проводимые воспитателем с подгруппой или всей группой детей в определенное время), так и совместную деятельность в ходе режимных моментов (игры, беседы во время прогулки, чтение перед тихим часом и т.п.), а также самостоятельную деятельность детей (свободная игра, в которой воспитатель создаёт развивающую среду и ненавязчиво направляет детей). Такое перечисление демонстрирует, что педагогическая работа не сводится только к организованным занятиям, но пронизывает весь день ребёнка.
— Работа с родителями. Часто включается подраздел, описывающий взаимодействие педагогов с семьями воспитанников. Перечисляются формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, мастер-классы, информационные стенды, участие родителей в мероприятиях группы. Подчёркивается, что программа реализуется в сотрудничестве с семьёй, что родители – полноценные участники воспитательно-образовательного процесса.
— Индивидуальная работа. Если в группе есть дети, требующие особого внимания (например, часто болеющие, с речевыми трудностями, одарённые дети), в программе можно наметить индивидуальные маршруты или дополнительные занятия для них. Например, указать, что для ребёнка с недостатками звукопроизношения педагог ежедневно проводит артикуляционную гимнастику и игры на развитие фонематического слуха (в рамках реализации рекомендаций учителя-логопеда). Или, скажем, с застенчивым ребёнком планируется работа по вовлечению его в совместные игры, развитие коммуникативных навыков.
- Организационный раздел. Этот раздел посвящён условиям реализации программы – тому, как организована жизнь детей в группе:
— Режим дня и расписание занятий. Приводится таблица или описание ежедневного распорядка: время приёма детей, утренней гимнастики, завтрака, первой организованной деятельности, прогулки, обеда, тихого часа, второй половины дня, полдника, вечерней прогулки и ухода домой. Здесь же даётся расписание непосредственно образовательной деятельности по дням недели (на основе примерного учебного плана ДОУ). Например, понедельник: развитие речи + физкультура; вторник: познавательное развитие (ФЭМП – формирование элементарных математических представлений) + музыка; и т.д. Расписание составляетcя с учётом СанПиН – не более двух занятий подряд для старших, чередование типов активности (умственное занятие чередуется с физическим или творческим).
— Развивающая среда (материально-техническое обеспечение). Описывается оснащение группы: учебно-методические пособия, игрушки, оборудование уголков по интересам. Например, в группе имеется книжный уголок с детской литературой, центр художественного творчества (краски, пластилин), уголок природы (растения, лупа, природный материал), спортивный уголок (мячи, мякиши, скакалки). Все эти средства используются для реализации содержания программы. Также упоминается, что среда постепенно обогащается в соответствии с тематическим планированием (например, ко Дню космонавтики оформление космического уголка, к осени – природные материалы для аппликаций и исследований и т.д.).
— Кадровое и методическое обеспечение. Здесь указывается, кто участвует в реализации программы, помимо воспитателя. Например, в группе работают два воспитателя посменно, помощник воспитателя (няня) обеспечивает бытовые условия. Также дети посещают занятия узких специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, психолога, логопеда (если предусмотрено). Методическое обеспечение включает перечисление программ и учебно-методических комплексов, используемых педагогами. Например: программа физического воспитания «Малыш в мире движений», программа обучения грамоте «От звука к букве», технологические карты занятий, сборники игр и экспериментирования и др. Если ДОУ работает по какой-либо инновационной технологии (например, методика Монтессори, технология проектной деятельности), это тоже отражается.
— Особые условия для ОВЗ. В организационном разделе, при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья, описываются условия их поддержки: адаптированная среда (например, для слабовидящего – специальные пособия со шрифтом Брайля или увеличенными изображениями, для ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата – специальная мебель и оборудование), режим работы специалистов (логопед, дефектолог), реализация рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Ссылаясь на письмо Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК-10707, программа должна предусматривать сопровождение детей с ОВЗ и индивидуальные коррекционные занятия в структуре дня.
— Охрана здоровья и безопасность. Здесь можно описать мероприятия по укреплению здоровья детей в рамках программы: гимнастика пробуждения после сна, закаливание (по согласию родителей), физкультминутки на занятиях, профилактика утомления. А также меры безопасности: регулярные инструктажи детей (как вести себя на прогулке, при встрече с незнакомцами, правила дорожного движения – в доступной форме), отработка плана эвакуации (учебная эвакуация раз в квартал) и т.д. Хотя эти вещи зачастую в отдельных планах, их упоминание в рабочей программе показывает комплексность работы педагога.
- Календарно-тематическое планирование (приложение). Во многих рабочих программах подробное планирование по месяцам или неделям выносится в приложение. Это может быть таблица на каждый месяц, где перечислены темы недели и основные виды деятельности, события и праздники. Например: сентябрь – неделя «Осень в гости к нам пришла» (наблюдение за осенними изменениями, лепка овощей, чтение стихов об осени, праздник Осени и т.д.). Календарное планирование помогает связать все разделы программы в едином тематическом подходе.
Оформление программы обычно выполняется в печатном виде, аккуратно структурировано по разделам с заголовками. Объем рабочей программы может составлять 30-100 страниц (в зависимости от детализации, наличия приложений). Текст пишется официально-деловым стилем, но понятным для коллег и проверяющих. Рекомендуется избегать излишне общих фраз и скопированного текста – важно показать авторскую проработку с учётом конкретной группы. При ссылках на нормативные документы указываются реквизиты (приказ №…, год). Таблицы (например, режим дня, расписание) должны быть читаемыми. Хорошим тоном считается включение списка литературы и программ, которые использовал педагог при составлении – это демонстрирует методическую подкованность.
Пример формулировок. Ниже приведён фрагмент возможной пояснительной записки, иллюстрирующий стиль изложения:
Цель рабочей программы – обеспечение условий для полноценного, разностороннего развития детей младшей группы (3–4 года) в соответствие с ФГОС ДО, развитие у них базовых личностных качеств, любознательности, самостоятельности и творческих способностей.
Задачи:
– укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование культурно-гигиенических навыков;
– развитие речи детей: обогащение словаря, развитие связной речи, звукопроизношения;
– приобщение к социальным нормам: обучение навыкам общения со взрослыми и сверстниками, формирование доброжелательного отношения к окружающим;
– развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность (лепка, рисование) и игры с мелкими предметами;
– воспитание основ безопасного поведения (на улице, дома, в детском саду).
Как видно, задачи чётко структурированы по направлениям. Аналогично расписываются остальные разделы. Используя подобные примеры, педагог может оформить свою программу понятным языком, не теряя соответствия стандартам.
Взаимосвязь с ФГОС ДО и другими регулирующими документами
Рабочая программа педагога ДОУ не существует сама по себе – она является частью системы документов и должна быть полностью согласована с ними. В первую очередь, программа опирается на ФГОС ДО – как содержательно, так и структурно. Все цели, задачи, планируемые результаты формулируются в русле стандарта. Например, если ФГОС требует охватить пять образовательных областей развития, то и в рабочей программе содержание обязательно распределяется по этим направлениям. Если стандарт декларирует принцип поддержки детской инициативы, педагог прописывает в программе меры для реализации этого принципа (самостоятельная игровая деятельность, выбор детьми материалов и др.). Таким образом, рабочая программа – это инструмент выполнения федерального стандарта на практике.Важно понимать, что рабочая программа воспитателя – конкретизация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), принятой в данном ДОУ. Согласно ФГОС, каждая организация разрабатывает свою ООП ДО, включающую целевой, содержательный и организационный разделы.
По сути, рабочая программа отражает те же разделы, но применительно к отдельной возрастной группе и с учётом специфики работы конкретного педагога. Например, если в основной программе сада сказано, что цель – формирование разносторонне развитой личности ребёнка на основе программы «Радуга», то и в своей программе воспитатель укажет ту же цель, деталлизируя её применительно к возрасту своей группы. Все разделы (от планируемых результатов до режима дня) должны не противоречить тому, что заложено в общей программе ДОУ. Поэтому при разработке обязательно берётся за основу текст основной программы и примерной программы, по которой работает сад.
Следующий уровень документов – нормативно-правовые акты РФ: Закон «Об образовании в РФ», приказы Минпросвещения, СанПиН, региональные рекомендации. Рабочая программа приводится в соответствие с ними. Например, если региональное министерство образования выпустило рекомендации по реализации преемственности между детским садом и начальной школой, их следует учесть при формулировке результатов подготовки к школе. Или если обновлены санитарные правила – необходимо откорректировать режим дня и условия. Нормативное соответствие придаёт программе юридическую силу и защищает педагога: выполняя утвержденную программу, воспитатель действует в рамках требований государства.
Связь с СанПиН и условиями. Как упоминалось, программа должна учитывать санитарно-гигиенические требования. На практике это значит, что все режимные моменты и организация занятий, описанные в программе, проверяются на соответствие действующим СанПиН. Например, если СанПиН (новой редакции 2021 г.) требует двухразовую прогулку в день – в программе воспитателя тоже распланированы утренняя и вечерняя прогулки, общей длительностью не менее нормы. Если максимальная нагрузка занятий для подготовительной группы – 30 минут подряд, в расписании не будет стоять часового занятия без перерыва. Такая связь программы с СанПиН гарантирует, что образовательный процесс не навредит здоровью детей.
Связь с программами развития и воспитания. В последние годы усилилось внимание к воспитательной составляющей. Теперь в структуре основной программы ДОУ присутствует отдельный раздел «Программа воспитания», в которой описаны ценности, привычки поведения, патриотические и нравственные качества, которые должны быть сформированы у детей. Рабочая программа воспитателя должна интегрировать задачи воспитания в повседневную деятельность. Например, если одной из задач программы воспитания ДОУ является формирование основ гражданской идентичности (знание государственных символов, любви к родному краю), то воспитатель в своей программе отметит соответствующие мероприятия: проведение тематической недели к Дню России, разучивание гимна, беседы о родном городе и т.п. Тем самым обеспечивается преемственность и единое направление воспитательной работы.
Дети с ОВЗ. Взаимосвязь программы с рекомендациями ПМПК особо значима, если в группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Для них обычно разрабатывается адаптированная основная образовательная программа (АООП). Рабочая программа воспитателя в таком случае либо дополняется разделом адаптации для ребёнка с ОВЗ, либо составляет единое целое с АООП (если группа целиком коррекционная). Например, согласно Порядку организации деятельности по основной программе, для детей с ОВЗ определяются специальные условия: сокращённое число детей в группе, помощь ассистента, дополнительные коррекционные занятия. В рабочей программе педагог указывает, как эти условия реализуются: расписание индивидуальных логопедических занятий, специальные игры для развития сенсорики у ребёнка с РАС (расстройством аутистического спектра) и т.д. Таким образом, программа связана и с медико-психолого-педагогическими заключениями, и с нормативами ФГОС ДО применительно к детям с ОВЗ (в ФГОС ДО прописано, что дети с особыми потребностями имеют право на условия, учитывающие их состояние).
Преемственность с начальной школой. Хотя это выходит за рамки непосредственно стандарта ДОУ, многие сады учитывают требования ФГОС начального общего образования, чтобы подготовить детей к школе. В рабочей программе можно отметить элементы подготовки к обучению грамоте, развитию навыков учебного сотрудничества, усидчивости – разумеется, в игровых формах. Это обеспечивает связь с будущим обучением и отвечает запросам родителей на успешную адаптацию выпускников детсада к школе.
Актуальные изменения 2024 года
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ педагога постоянно актуализируются. Рассмотрим, что нового и важного нужно учитывать при составлении программ в 2024 году:
- Новая редакция ФГОС ДО. В 2021 году был обновлён ФГОС ДО (приказ Минпросвещения РФ № 256 от 31.05.2021), и с января 2022 он вступил в силу в дошкольных организациях. Хотя время прошло, именно к 2023–2024 гг. большинство ДОУ полностью перестроили свои основные программы и рабочие планы в соответствии с обновлённым стандартом. В новой редакции стандарта усилены акценты на развитии у детей функциональной грамотности, навыков общения, эмоционального интеллекта. Появились уточнения по целевым ориентирам, например добавлено внимание к формированию основ экологической культуры, финансовой грамотности (в элементарной форме) у старших дошкольников. В рабочей программе на 2024 год эти нюансы желательно отразить. Например, включить мероприятия по экологическому воспитанию (акции «Покормите птиц зимой», мини-огород на окне и пр.) или игры, развивающие представления о профессиях, деньгах (магазин, банки и т.д.) в старшей группе – конечно, на доступном уровне. Таким образом, программа будет полностью соответствовать актуальному ФГОС ДО.
- Учет обновленных СанПиН. С января 2021 действуют новые санитарные правила для организаций воспитания и обучения (они заменили СанПиН 2.4.1.3049-13). В новых СанПиН объединены требования для детсадов и школ, однако для дошкольников есть отдельные подразделы. В 2024 г. при составлении программы воспитателю нужно использовать новую нормативную базу СанПиН, актуальную на сегодняшний день. К примеру, новые правила несколько смягчили требования к прогулкам в сильный мороз (разрешают сокращать продолжительность при -15°C и ниже, но не отменять полностью) – воспитателю важно знать это и спланировать режим дня гибко, указав, что при неблагоприятных погодных условиях часть активностей переносится в помещение. Другой пример – требования к оборудованию: современные СанПиН допускают использование интерактивных досок, компьютеров в работе с детьми старшего дошкольного возраста ограниченное время. Если сад оснащён такими технологиями, в рабочей программе можно отразить их применение (например, раз в неделю интерактивное занятие на сенсорном столе, длительностью не более 10 минут, строго под присмотром педагога). Таким образом, новое санитарное законодательство расширяет возможности, но и требует внимания к деталям.
- Программа воспитания. Начиная с учебного 2021/2022 года все детские сады ввели программы воспитания (во исполнение ФЗ-304 и приказа Минпросвещения). В 2024 году этот компонент уже обязателен и отработан. Поэтому рабочие программы педагогов теперь обязательно включают воспитательные разделы: духовно-нравственное развитие, приобщение к традициям, формирование социально значимых качеств. Например, Минпросвещения рекомендовало тематику воспитательной работы: дни единых действий (День знаний, День героев Отечества, День космонавтики и т.п.), волонтёрские акции и др. Воспитатели в своих планах на 2024 год отражают эти мероприятия, согласованно с общесадовским планом воспитательной работы. Нововведение последних лет – тесная связь с календарём памятных дат и праздников России, усиление патриотического воспитания – стало повседневной практикой в ДОУ. Таким образом, рабочая программа 2024 года отличается более системным включением воспитательных мероприятий наравне с обучающими.
- Цифровизация и отчетность. В 2023–2024 гг. продолжается курс на цифровизацию образования. Для ДОУ это выражается, прежде всего, в ведении документации в электронном виде (где это возможно) и использовании цифровых ресурсов в работе. Некоторые регионы внедряют электронные формы планов, и от воспитателей могут требовать предоставить рабочую программу в электронном виде для размещения на сайте организации или в системе мониторинга. Важным изменением стало появление федеральной информационной системы, где собираются сведения об образовательных программах. Хотя она в большей степени касается школ, детским садам также рекомендуется размещать свои основные программы на официальных сайтах. В 2024 г. можно ожидать, что рабочие программы групп тоже станут более открытыми для ознакомления родителей (например, по запросу родителей администрация ДОУ может предоставить копию рабочей программы воспитателя). Поэтому при составлении документа педагоги стали уделять больше внимания его понятности и прозрачности, избегая формализма.
- Инклюзивное образование. В последние годы в силу вступили поправки, усиливающие права детей с инвалидностью и ОВЗ на инклюзивное обучение в дошкольных организациях. 2024 год характеризуется тем, что всё больше обычных детских садов принимают детей с особыми потребностями в группы общеразвивающей направленности. Для воспитателей это означает необходимость адаптировать свои программы. Минпросвещения и Минпросвещения (в сотрудничестве с Минздравом) разрабатывают методические письма по инклюзии. В рабочих программах на 2024 г. педагоги отражают принципы доступности среды и дифференциации обучения. Например, если в группе есть ребёнок с нарушением слуха, в программе описываются специальные методы работы (артикуляционная гимнастика, жестовое сопровождение речи), и это считается нормой. Кроме того, во многих регионах появились консультационные центры при ДОУ, помогающие родителям детей с особенностями развития. Воспитатель в программе может указать, что взаимодействует с таким центром, выполняет его рекомендации. Всё это – следствие государственной политики инклюзивности, актуальной в 2024 году.
- Оптимизация документооборота. Параллельно с введением новых требований идёт и сокращение избыточной отчетности. Минпросвещения не раз подчёркивало, что рабочая программа – не должна быть чрезмерно громоздкой. В 2022–2023 гг. вышли разъяснения, что ежедневные план-конспекты не требуют утверждения администрацией и являются рабочими материалами педагога. Соответственно, в 2024 г. наблюдается тенденция: рабочая программа составляется на год и утверждается, а дальнейшее подробное планирование (календарно-тематические планы, конспекты занятий) педагог ведёт в удобной форме без дополнительного согласования. Это снижает бумажную нагрузку. Также появились шаблоны рабочих программ (например, в некоторых муниципалитетах предлагают единые образцы структуры, чтобы всем было проще). Однако шаблоны – лишь основа, и воспитатель всё равно наполняет их своим содержанием, творчески перерабатывает под свою группу.
Подводя итог, можно сказать, что в 2024 году рабочая программа педагога ДОУ должна отражать все последние изменения – от обновлённого ФГОС ДО и санитарных правил до реализации воспитательных задач и инклюзивных подходов. Грамотно обновлённая программа служит гарантом, что образовательный процесс в группе идёт в ногу с государственными требованиями и запросами общества.
Примеры программ и адаптация для разных категорий детей
Разработку рабочей программы облегчает использование готовых примеров и шаблонов. Методисты и опытные педагоги часто делятся образцами программ в открытом доступе – на методических сайтах, в профессиональных сообществах. Например, на порталах вроде Maam.ru, Воспитатели Детских Садов (nsportal.ru), Инфоурок и др. можно найти рабочие программы для различных возрастных групп. Министерство просвещения также публиковало примеры рабочих программ или методические рекомендации, особенно по направлению воспитания. Однако любое готовое решение требует адаптации под конкретные условия вашей группы. Рассмотрим, как адаптировать программу под разные категории дошкольных групп:
1. Обычная (общеразвивающая) группа полного дня. Для типовой группы детей без особенностей, посещающих детсад полный день (12-часовое пребывание), берётся за основу стандартная структура программы (описанная выше). Воспитатель может воспользоваться программой коллеги из аналогичной группы предыдущего года как шаблоном, скорректировав её под свою ситуацию. В обычной группе, как правило, достаточно равномерно представить все образовательные области. При адаптации примерной программы обращайте внимание на возрастную группу: содержание для средней группы (4 года) будет отличаться от подготовительной (6 лет). Например, если вы нашли образец программы для старшей группы, а у вас средняя – уберите из целей обучение чтению или элементарной математике в пределах десятка, сосредоточьтесь больше на развитии речи, игровой деятельности, сенсорных эталонов. Также учтите приоритеты именно вашего ДОУ. Если ваш сад специализируется, скажем, на художественно-эстетическом развитии, разумно усилить этот компонент: добавить больше занятий по рисованию, музыке, театрализации, чем это есть в общетиповом образце. А может быть, у вас спортивный уклон – тогда дополняете раздел физического развития (спортивные праздники, ежедневные пробежки, больше подвижных игр).
При адаптации готовой программы важно пересмотреть формулировки целей и задач – они должны совпадать с формулировками основной программы вашего сада (это проверяется контролирующими органами). Зачастую примеры содержат очень схожие цели (все идут от ФГОС), но нюансы имеют значение.
Например, одна программа ставит целью «развитие личности ребёнка, способной к творческому самовыражению», а в другой акцент «на подготовку к обучению в школе». Выберите формулировку, соответствующую духу вашей образовательной программы. Наконец, проверьте соответствие СанПиН: в старых образцах могут быть устаревшие нормы (например, допустимое количество занятий в день). Обновите эти моменты под актуальные требования. Таким образом, адаптированная программа станет индивидуальным планом, а не просто копией.
2. Группа кратковременного пребывания. В некоторых детских садах работают группы кратковременного пребывания (ГКП), где дети находятся, например, только по утрам 3–4 часа (без дневного сна и питания) или посещают сад пару раз в неделю. Для таких групп нужен особый подход к рабочей программе. Содержание программы ГКП в целом опирается на тот же ФГОС ДО, но объём материала сокращается из-за ограниченного времени. Акценты смещаются на социально-коммуникативное развитие и адаптацию ребёнка к условиям коллектива, потому что часто в ГКП приходят дети, не посещавшие ранее сад (или с постепенной адаптацией). В рабочей программе группы кратковременного пребывания обычно указано, что основная цель – плавная социализация детей, развитие у них навыков общения со сверстниками и адаптация к режимным моментам детского сада. Образовательные задачи решаются по минимуму, через игру. Например, в утренней группе на 3 часа можно успеть провести одно занятие в день, поэтому каждую образовательную область охватывают один раз в неделю. Воспитатель, адаптируя типовую программу, должен сузить тематику: выбрать самые необходимые знания и умения.
Пример: если в обычной группе по речевому развитию планируется 30 тем за год, то в ГКП – 15 тем (самые ключевые: семья, игрушки, животные, и т.д.). Остальное может быть рекомендовано родителям для проработки дома. Кстати, работа с родителями в ГКП особенно важна – программа предусматвает, что педагог даёт родителям консультации, мини-задания, чтобы они закрепляли материал с ребёнком самостоятельно, компенсируя короткое время пребывания в саду. Оформляя программу ГКП, можно взять за основу программу обычной группы соответствующего возраста и «сжать» её: убрать дневные режимные моменты (тихий час, обед), убрать некоторые праздники (например, если дети ходят только осенью, то и праздники планируются только осенние). Обязательно указать в организационном разделе особый режим – например, режим работы группы 4 часа в день, без питания, и описать, что за это время проводятся только лёгкий перекус и одна прогулка. Такая адаптация сделает программу реалистичной и выполнимой в условиях краткого пребывания.
3. Группа компенсирующей или комбинированной направленности (дети с ОВЗ). Если группа специализируется на работе с детьми с особыми образовательными потребностями – речевыми нарушениями, нарушениями зрения, задержкой развития и т. д. – то рабочая программа приобретает статус адаптированной. Она строится на основе сочетания требований ФГОС ДО и специфических целей коррекции нарушений развития. В подобных случаях часто используются готовые адаптированные программы, разработанные дефектологами и одобренные научно-методическими центрами. Например, для детей с тяжелыми нарушениями речи есть примерная адаптированная программа, где подробно расписаны коррекционные задачи по развитию речи, для детей с РАС – программа с упором на развитие коммуникативных навыков и снижение сенсорной перегрузки, и т.д.
Воспитатель совместно со специалистами (логопедом, психологом) берет такую программу за основу и интегрирует её с общеобразовательным содержанием.При адаптации программы для группы ОВЗ важно прописать дополнительный коррекционный раздел. Например, в группе для детей с ЗПР (задержкой психического развития) в целевых разделах добавятся цели коррекции познавательной активности, развития эмоционально-волевой сферы. В содержательном разделе появится отдельный блок «Коррекционно-развивающая работа», где перечисляются занятия психолога, логопеда, упражнения на развитие памяти, внимания и т.п. Расписание будет содержать коррекционные занятия наряду с обычными (например, 2 раза в неделю логопункт, 1 раз – занятия с тифлопедагогом, если нарушение зрения, и пр.). Также описываются специальные методы: для слабослышащих – использование визуальных опор, дактильной речи; для детей с РАС – режимные карты, сенсорные паузы и др. Опять же, можно ориентироваться на готовые программы: например, «Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста» – и вписать в неё свои данные (кол-во детей, ФИО специалистов, конкретные мероприятия сада). Стоит учитывать, что любая адаптированная программа должна быть одобрена ПМПК и руководством ДОУ, поэтому педагог действует не один, а в тесной связке с командой специалистов.
4. Разновозрастная группа. В сельских садах или небольших частных детских садах встречаются группы, где дети разного возраста (например, от 3 до 5 лет вместе). В этом случае стандартные программы напрямую не подходят – нужна комбинированная. Примером может служить программа «Разновозрастной группы 3–7 лет», которую тоже можно найти в методических сборниках. При адаптации такой программы воспитатель должен учесть две возрастные категории одновременно: младшие и старшие. В целевых ориентирах тогда указываются диапазоны достижений (что младшие должны уметь одно, а старшие – другое). Содержание планируется по подгруппам: одни и те же темы, но задания разной сложности. Например, тема недели «Зима»: малыши учат стихотворение из 4 строк, старшие – из 8 строк; на занятии по аппликации малыши наклеивают крупные вырезанные фигуры, старшие – вырезают сами мелкие детали. В расписании разновозрастной группы можно указать, что занятия проводятся с подгруппами: сначала 15 минут с детьми 3–4 лет, затем 20 минут со старшими 5-летками (младшие в это время играют самостоятельно). Таким образом, рабочая программа становится более сложной по организации, но гибкой. Опять же, опорой могут служить готовые программы, скорректированные под конкретный состав детей.
Рекомендации по адаптации готовых материалов: При использовании чужой программы всегда обновляйте ссылки на документы (ФГОС, законы) на актуальные, т.к. проверяющие обращают внимание на соответствие современным нормам. Проверяйте, чтобы не осталось чужих названий ДОУ или групп – нередко в спешке педагоги забывают заменить, что программа, к примеру, была для «детского сада №10», а у вас – №35. Такая мелочь может вызвать вопросы. Также убедитесь, что все указанные мероприятия реальны для выполнения именно вами. Если в примере стоит «посещение театра 1 раз в месяц», а ваш сад находится в селе, где театра нет, – скорректируйте на «просмотр кукольного спектакля силами воспитателей» или другое доступное событие. Программа должна быть не только правильной на бумаге, но и выполнимой на практике.Источники примеров. Образцы рабочих программ можно найти в открытом доступе. Многие из них размещены на сайтах школ и детских садов, в разделах «Образовательная программа». Например, некоторые ДОУ публикуют свои основные программы с приложениями в виде рабочих программ воспитателей.
Существуют и сборники, издаваемые институтами развития образования, где даются шаблоны программ под ФГОС. Тем не менее, прямое копирование чужой программы неприемлемо – важно творчески переработать материал. Если вы совсем начинающий педагог, можно обратиться за помощью к старшему воспитателю или методисту в вашем саду: как правило, в каждом ДОУ разработаны единые подходы к структуре рабочих программ, и вам предоставят пример, который уже одобрен внутри учреждения.
В заключение отметим: рабочая программа педагога ДОУ – это фундамент планомерной и качественной работы с детьми. Она не является раз и навсегда данным документом – педагог вправе вносить в неё изменения (по согласованию с методической службой) в течение года, если меняются условия или выявляются новые потребности детей. Грамотно составленная программа облегчает ежедневное планирование: имея перед глазами общую канву на год, воспитатель уверенно готовит каждое занятие, зная, каким целям оно служит. Кроме того, рабочая программа – это показатель профессионализма педагога. Она демонстрирует, что воспитатель знает требования ФГОС ДО и других нормативов, умеет их применять и осознаёт ответственность за результаты своего труда. В 2024 году, когда внимание к дошкольному образованию повышается, каждому педагогу важно иметь актуальную, методически выверенную рабочую программу – залог успешной аттестации, эффективного педагогического процесса и счастливого развития дошкольников.