ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Автор — Ирина Олеговна Пантелеева, учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 41 г. Березняки Пермского края.

Опыт работы учителя-логопеда подчеркивает значимость музыкального воспитания для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Музыкально-ритмические упражнения, музыкально-дидактические игры помогают детям с общим недоразвитием речи научиться правильно и красиво говорить.

Наш детский сад посещают дети с общим недоразвитием речи, с дизартрическим компонентом, с ослабленным здоровьем. Они обучаются два года – от 5 до 7 лет. Ребята не могут контролировать свое дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют слишком быстрый темп речи, говорят на вдохе. Недостаточное развитие у детей слухового, зрительного, двигательного анализаторов негативно сказывается на уровне музыкально-ритмических способностей, становлении сенсомоторной сферы, звуковой культуры речи, интонационной и мелодико-ритмической ее сторон. Если своевременно не проводить необходимую работу, то это приводит к недоразвитию у ребенка связной речи, звукопроизношения, к заиканию.

Логоритмика помогает соединить речь с движением, развивает чувство ритма, регулирует темп высказывания, нормализует его, преодолевает нарушение звукопроизношения, укрепляет здоровье, на что указывали Э. Жак-Долькроз, В.А. Гринер, Г.А. Волкова и др. Музыкально-ритмические упражнения можно включать в комплексные, физкультурные, музыкальные занятия, которые проводятся фронтально, по подгруппам или индивидуально. Закрепление звуков посредством движений происходит быстрее. Упражнения можно проводить в начале и в конце занятий, во время физкультурных пауз. Необходимы они и в повседневной жизни ребенка: и в группе детского сада, и дома. Музыкально-ритмические упражнения помогут детям нормализовать дыхание, развить органы артикуляционного аппарата, скорректировать фонетическую сторону речи, активизировать психические процессы, станут профилактикой против заикания.

Анализ итогов диагностических исследований выявил низкий уровень речевого развития детей. Мы решили ввести логоритмические и музыкально-ритмические упражнения в свои занятия в детском саду, используя аудиозаписи и другие технические средства. О значении логопедической ритмики для коррекции речи детей писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерцовский, Ю.А. Флоренская, К. Орф. Они подчеркивали позитивное влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, отмечали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека. В своей работе мы используем технологии, предложенные Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.А. Рычковой и др. [1, 4, 5].

Для развития музыкально-ритмического чувства, интонационной стороны речи, двигательной сферы, ритмической структуры речи мы стремились решать следующие задачи:

1. Коррекция, развитие и воспитание неречевых процессов:

  • слухового восприятия и внимания, слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки и сосредоточенности на говорящего;
  • произвольных движений, мелкой моторики кистей рук и мимики лица;
  • чувства ритма с целью выработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении;
  • эмоционально-волевых личностных качеств детей.

2. Коррекция и развитие речи:

  • темпа, ритма, речевого и неречевого дыхания;
  • фонации;
  • орального праксиса и мимического компонента;
  • артикуляционной основы звукопроизношения;
  • лексико-грамматического строя и связной речи, просодических компонентов речи;
  • фонематического восприятия.

Работа началась с развития чувства ритма, деятельности анализаторов, функции которых нарушены, на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Подготовительный этап на элементарном практическом уровне включал хлопки, притопы. Ребята знакомились с основными структурами ритма, учились опознавать их на слух. Затем следовало формирование умений отделять один слог от других, работа над слитностью и долготой звучания, что способствовало развитию навыков делать паузы, соблюдать логическое ударение. Внимание уделялось общей моторике, формированию мышечного чувства с помощью двигательного моделирования ритмических структур. Занятия проводились без музыкального сопровождения с использованием психогимнастики и жестов: «Обрадовались», «Смотрим вдаль, тренируем глазки». Логоритмические упражнения ИГРА С МЯЧИКОМ, Я ПОЙДУ СНАВАЛА ВПРАВО: ТОП, ТОП, СТОП, СОГРЕВАЛОЧКА. Все это способствовало координации слов и музыкально-ритмических движений.

Для преодоления двигательного автоматизма использовались упражнения ФЛАЖОК, ВЫПОЛНИ ВЕРНО УПРАЖНЕНИЕ, физкультурный и музыкальный инвентарь помогал активизации зрительного восприятия. На основном этапе обучения продолжалось развитие у ребят музыкально-ритмических способностей. Постепенно вводилась музыка для формирования у детей умения отличать повторы, регулярные звучания от неравных по длительности, например: звучит ровно, одинаково, долго не звучит. Мы использовали методику Сергея и Екатерины Железновых «Веселая логоритмика».

Важную роль играл двигательный контроль, дети под музыку различного характера выполняли упражнения.

При прослушивании музыкального отрывка определенного темпа ребенок прохлопывал нужный ритм. Дети исполняли несложные логоритмические танцы ЛАДОШКИ, ПАРОВОЗИК. Для развития звуковысотного слуха применялось упражнение СЛУШАЙ ЗВУКИ, в ходе которого изображения гласных, соответствующих высоким звукам, выкладывали на верхнюю полоску, а глухих согласных – на нижнюю, дети старались спеть их. Становлению динамического слуха способствует дидактическая игра ГРОМКО-ТИХО, тембрового – СЛУШАЙ, КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ. Ребята слушали аудиозаписи звуков окружающего мира: шум машин, дождя, звуки, которые издают животные, пение птиц, старались их повторить (упражнение ИЗОБРАЗИ ЗВУК). Узнавали знакомые мелодии, пели.

Мы полагаем, что умения следует формировать постепенно: сначала выполнять упражнения, например, УРОЖАЙ или СОГРЕВАЛОЧКА, с речедвижениями и пальчиковой гимнастикой, а затем то же самое, но уже с пением. Двигаясь ритмично, мышцы тела расслабляются и напрягаются, движения становятся более скоординированными, пластичными. Успокаивающий, восстановительный эффект дает дыхательная гимнастика, упражнение ШАРИК НАДУВАЕМ позволяет работать над нижнедиафрагмальным дыханием.

Проведению занятий помогают созданные картотеки, распределенные по темам:

  • Пальчиковые игры,
  • Дыхательная гимнастика,
  • Игры с пением,
  • Логоритмические игры и упражнения,
  • Разминки,
  • Релаксация,
  • Упражнения с превращениями,
  • Речевые упражнения с движениями,
  • Игры для развития общей моторики,
  • Этюды на развитие выразительности речи и движений,
  • Координация диалогической речи с движениями.

Работа по исправлению звуков продолжилась, базируясь уже на более развитых музыкально-ритмических способностях ребенка. Мы использовали пение вокализов, состоящих из гласных звуков, слогов, слов, не содержащих дефектных звуков, c жестами, обращая внимание на разные эмоции, включая двигательные упражнения, например, МЧИТСЯ ПОЕЗД, под аудиозапись.

На этапе постановки звуков важно работать над усиленным дыханием, выработкой воздушной струи. Помогает игра ЗАВЕДЕМ МОТОРЫ У САМОЛЕТОВ. Дети-летчики «летают» под разный характер музыки. При закреплении звука в слове ребята выстраивают слово из звуков, пропевают его, на свистящие – приседают, на шипящие – поднимают руки вверх.  На этапе автоматизации звука в предложении, тексте детям предлагалось логоритмическое упражнение ПАРОВОЗ: идет быстрей, стук колес сильней, тише, стук колес не слышен. При этом внимание уделялось дифференциации звуков «ч», «щ».

Закреплять звуки можно посредством обогащения словарного запаса, расширения семантического поля.

Например, звук «ж» есть в слове «медвежата». Дети подбирают слова, отвечая на вопрос: «Какие бывают медвежата?» (доброжелательные, неуклюжие, жадные и т.п.).

Одновременно можно проводить фонопедические упражнения для активизации мягкого неба, задних стенок глотки, развития голоса, интонации «Позеваем, похохочем, поноем, порычим», развивающие мимику и оральный праксис. Ребенок может изобразить неуклюжего медвежонка, показать, как он напрягает и расслабляет лапы, ужинает и т.д. В процессе дифференциации звука активно развивается фонематический слух. При составлении предложений со звуками «р», «л» дети прохлопывают в ладоши:

— Вот свеколка, вот морковка, сделаем салатик быстро мы.

Звуки «в» и «л» можно обыграть, используя мяч:

— Мячик вниз, мячик вниз (произносят быстро, отрывисто) и по полу покатись (поют, тянут, пока катится мяч).

Ритмическая структура речи формируется через развитие понимания слоговой структуры слова. Мы использовали упражнения по обучению грамоте, среди них игру ВОЛШЕБНЫЙ ПЕРЕХОД. Дети выстраивали дорожки из слов, прыгая по слогам, разложенным на полу, или пропевали чистоговорку:

— Ги, Ки, Хи – ходят гуси и быки.

Выполняя звуковой анализ слова «птицы», ребята пропевали его, играли в музыкальную игру с шапочками, пели птичью песню «Чив-щив».

Игра на музыкальных инструментах позволяет лучше воспринимать и воспроизводить стихи, рифмованные чистоговорки. В ходе проведения фронтальных занятий идет работа над правильным произношением через формирование коммуникативных умений и навыков. Одновременно продолжается развитие лексико-грамматической структуры речи. Чтобы выполнить дидактическое игровое упражнение ЧТО БЫСТРЕЕ, ЯРЧЕ, ЛЕГЧЕ детям нужно подбирать слова о предметах: от самого быстрого до медленного и т.д. Затем изобразить их, соотнося с характером звучащей музыки.

Активными участниками наших тематических занятий, досугов и развлечений с элементами логоритмики стали родители.

Такие мероприятия, театрализованные постановки («Урожай», «Елка», «Зимние развлечения», «Защитники Отечества», «Проводы зимы», «Пожарные», «Птицы», «Герои сказок», «Правила на дороге», «В школу») с использованием игр и танцев, разученных на музыкальных и логопедических занятиях, направлены на актуализацию полученных умений и навыков звукопроизношения, связной речи. Дети закрепляют правила красивой речи, учатся общаться, помогать друг другу, у них развиваются коммуникативные навыки.

Применение технологии логоритмики, музыкально-ритмических упражнений показало, что особенно хорошо развивается у детей фонематическая сторона речи (фонематический слух и слоговая структура слова), с помощью движений автоматизируются звуки, улучшается интонационная, ритмическая, мелодическая структура речи, ее темп, ритм (схема). Кроме того, мы наблюдали оздоравливающий эффект таких занятий.

Литература:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
  2. Выготская И.Н., Пиллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., 1993.
  3. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1998.
  4. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М., 1998.
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–6–7 лет. –М., 2008.
  6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, № 3 за 2011 год.