Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это специально организованное пространство дошкольного учреждения, которое направлено на всестороннее развитие детей. В современных нормативных документах (ФГОС ДО и новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования – ФОП ДО) РППС рассматривается как важнейшее условие реализации программы воспитания и обучения. Согласно ФОП ДО, развивающая среда включает в себя все пространства детского сада (групповые комнаты, специализированные залы, участок), а также материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства охраны здоровья детей. Грамотно спроектированная РППС обеспечивает разнообразную и привлекательную для ребенка деятельность, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности, и создает условия для коррекции отклонений в развитии. Рассмотрим ключевые требования к такой среде, особенности ее организации с учетом возрастов 1,5–7 лет, современные педагогические подходы (Монтессори, Реджио и др.), принципы инклюзивности, перечень основных и творческих зон в группе, а также примерный план зонирования помещения.
Нормативные требования к организации РППС
ФГОС ДО устанавливает ряд требований к предметно-пространственной среде в детском саду. РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада – как внутренних помещений группы, так и прилегающего участка. Среда призвана способствовать развитию детей на каждом возрастном этапе, укреплению их здоровья, учету особых образовательных потребностей и коррекции недостатков развития. Также ФГОС ДО подчеркивает, что среда должна позволять детям активно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности, двигаться, а при необходимости – уединяться. Иными словами, пространство группы должно быть организовано так, чтобы поддерживать как коллективные игры, так и возможность для ребенка побыть одному в уютном уголке.
В пункте 3.3 ФГОС ДО перечислены основные характеристики развивающей среды. Согласно стандарту, РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Каждая из этих характеристик отражает определенные требования:
-
Содержательно-насыщенная. Среда должна быть наполнена материалами и оборудованием, соответствующими образовательной программе и возрастным возможностям детей. Это означает наличие достаточного количества игр, игрушек, пособий по всем направлениям развития. Оснащение должно стимулировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с различными материалами (включая сенсорные материалы как песок и вода). Насыщенность контента при этом не должна перегружать ребенка – важно соблюдать баланс, чтобы материалы были интересными и доступными, но не приводили к переутомлению.
-
Трансформируемая. Пространство должно гибко изменяться под образовательные задачи и игры, а также под меняющиеся интересы детей. ФГОС ДО рекомендует использование мобильной мебели и разного рода перегородок: ширм, штор, ковриков, мягких модулей, которые позволяют перестраивать зоны или создавать новые. Например, раздвижная ширма может отделить спокойный уголок для чтения, а убрав ее – объединить пространство для общей игры. Мебель на колесиках, легкие столы и стеллажи, которые ребенок или педагог может самостоятельно передвигать, делают конфигурацию группы динамичной. Такая трансформируемость особенно ценна в группах, где одно помещение используется и для игр, и для приема пищи, и для занятий: перестановка позволяет быстро сменить обстановку под нужную деятельность.
-
Полифункциональная. Материалы и оборудование должны иметь множество вариантов использования. Предметы без жестко закрепленного способа употребления расширяют игровое воображение. Например, обычный стол, накрытый тканью, превращается в «домик», стулья, поставленные в ряд, – в «вагон поезда». Мягкие модули могут служить и сиденьями, и строительным материалом. Таким образом, каждый элемент среды выполняет сразу несколько функций: и спортивный, и игровой, и образовательный инвентарь – все может быть использовано творчески.
-
Вариативная. В группе должны быть различные зоны для разных видов активности: игровая, строительная, экспериментальная, уголок уединения и др. Также необходимо разнообразие игр и материалов внутри этих зон, обеспечивающее свободный выбор деятельности для каждого ребенка. Важный аспект вариативности – сменяемость содержания: периодически обновлять игровой материал, добавлять новые предметы, чтобы поддерживать интерес и стимулировать познавательную активность детей. Однообразная среда приводит к однотипным действиям и скуке, поэтому воспитатель планомерно вводит что-то новое (например, сезонные атрибуты, новые игры, материалы по теме проекта), убирая на время то, что потеряло актуальность.
-
Доступная. Все пространство и материалы должны быть доступны воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Это касается как физической доступности помещений (безбарьерная среда: пандусы, удобные проходы, низкие умывальники и пр.), так и свободного доступа детей к игрушкам и пособиям. Все игры и материалы располагаются на открытых полках или в контейнерах на уровне роста ребенка, чтобы он мог самостоятельно их брать и убирать на место. Согласно ФГОС, дети с ОВЗ должны иметь равный доступ ко всем основным видам детской активности в среде, то есть среда планируется с учетом их особых потребностей (об этом подробнее в разделе об инклюзивности).
-
Безопасная. Предметно-пространственная среда обязана соответствовать требованиям надежности и безопасности использования каждого элемента. Все оборудование должно быть исправным, устойчивым, нетоксичным; игрушки – сертифицированными, мебель – соответствовать росту детей и иметь закругленные углы. Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН) также регламентируют условия безопасности: освещение, температуру, площадь на одного ребенка, и т.п. При этом ФГОС особо отмечает, что забота о безопасности не должна приводить к тотальному запрету активности и чрезмерной опеке. Иными словами, реализуя принцип безопасности, важно не ограничивать самостоятельность ребенка: среда должна позволять исследовать и пробовать, но в разумно безопасных пределах.
Помимо перечисленных качеств, ФОП ДО (приказ Минпросвещения № 1028 от 25.11.2022) уточняет некоторые подходы к организации среды. Новая федеральная программа не вводит жестких правил по РППС, предоставляя дошкольной организации свободу проектирования пространства в рамках требований ФГОС ДО. В то же время ФОП ДО рекомендует при проектировании среды учитывать местные условия (климат, национально-культурную среду), возраст, уровень развития детей, специфику их деятельности и задачи образовательной программы для разных возрастных групп. Среда должна рассматриваться целостно: все ее компоненты – от групповой комнаты до участка – сопрягаются между собой по содержанию и эстетике, образуя единое пространство развития ребенка. Таким образом, нормативная база на федеральном уровне задает ориентиры, а конкретное наполнение и планировку РППС детский сад разрабатывает самостоятельно, опираясь на принципы стандарта.
Возрастные особенности детей 1,5–7 лет и влияние на среду
Дети раннего и дошкольного возраста (примерно от полутора до семи лет) проходят стремительные этапы развития, и окружающая среда должна соответствовать их меняющимся потребностям. ФГОС ДО требует учета возрастных особенностей при организации РППС, то есть среда для малышей 2 лет будет существенно отличаться от среды для подготовительной группы 6-леток. Рассмотрим основные возрастные этапы и как они влияют на структуру предметно-пространственной среды:
-
Ранний возраст (1,5–3 года). В этом возрасте ведущей является предметно-манипулятивная деятельность: малыши познают мир через ощущения и действия с предметами. Дети 1,5–3 лет крайне подвижны, им необходимо много пространства для ползания, ходьбы, бега, лазания. У них еще слабо развита мелкая моторика и координация, поэтому игрушки должны быть крупными, безопасными, простыми для захвата. Среда для самых маленьких ориентирована на сенсорное развитие и движение – это подтверждает и ФГОС ДО, отмечая, что для детей младенческого и раннего возраста пространство должно предоставлять достаточные возможности для движения и игровой деятельности с разными материалами. Например, в группе ясельной (до 3 лет) желательно наличие мягкого ковра или матов, чтобы дети могли безопасно играть на полу; модули для лазания, невысокие горки, туннели стимулируют крупную моторику. Обязателен сенсорный уголок – предметы разной фактуры, цвета и формы (шарики, пирамидки, вкладыши) для развития ощущений. Поскольку в этом возрасте дети чаще играют рядом, чем вместе, зона ролевой игры может быть общей, но предметы – дублирующими (например, несколько кукол, несколько машинок), чтобы избежать конфликтов. Мебель – невысокая, соответствующая росту (столики, стульчики №00 или №0), стеллажи открытые и тоже низкие, чтобы малыши сами доставали игрушки. Обилие ярких визуальных деталей не рекомендуется – среда должна быть спокойной, домашней, чтобы не перегружать незрелую нервную систему. Важно также обеспечивать постоянство: дети раннего возраста привязаны к привычной обстановке, поэтому расстановка основных зон (например, уголка с колясками и куклами) должна быть устойчивой, а новые элементы вводятся постепенно.
-
Младший дошкольный возраст (3–4 года). В 3–4 года у ребенка бурно развивается речевая и воображаемая деятельность. Дети начинают сюжетно-ролевые игры, подражают взрослым действиям, активно пробуют новые социальные роли. Для этого возраста в группе появляется более выраженный уголок сюжетной игры – например, “домашний” уголок с игрушечной кухней, посудой, уборочным инвентарем, медицинский набор “больница” и т.п. Предметы-заместители (кубик как “телефон”) пока используются ограниченно, лучше предоставить реалистичные игровые атрибуты, но безопасные. Мелкая моторика улучшается, дети могут складывать простые пазлы, мозаику, рисовать пальчиками, кистью – следовательно, среда обогащается материалами для творчества: карандашами, бумагой, пластилином (нетоксичным), красками. Все это размещается в зоне изодеятельности с маленьким столиком; однако доступ к потенциально опасным предметам (ножницы, клей) контролируется воспитателем. Младшие дошкольники очень любознательны, но их внимание нестабильно – важно предусмотреть короткие, сменяющие друг друга активности. Например, помимо длительной свободной игры, должны быть уголки для быстрого переключения: книжный уголок с яркими картинками для рассматривания, столик с простыми пазлами или шнуровками, сенсорные коробочки (пересыпать крупу ложечкой, переливать воду на водном столике под присмотром). Физическая активность также остается критичной – уместна двигательная зона: мини-спортзал в группе (мат, мячи, кегли, массажные дорожки). При планировке среды важно оставлять достаточно свободного пространства для подвижных игр, танцев, общей деятельности – в центре комнаты или в одном из углов убрать мебель, постелить большой коврик. Дети 3–4 лет склонны к эмоциональным всплескам, поэтому в группе может появляться уголок уединения – например, уютный шатер или палатка с подушками, где ребенок может успокоиться и побыть один, когда ему нужно.
-
Средний дошкольный возраст (4–5 лет). В 4–5 лет воображение и социальные навыки укрепляются: игры становятся более длительными, сюжетными, зачастую совместными. Дети этого возраста любят исследовать окружающий мир, задают множество вопросов «почему?». Соответственно, среда обогащается для удовлетворения познавательных интересов. Появляется выраженный познавательно-исследовательский центр: «уголок природы» или «экологическая зона», где дети наблюдают за растениями (комнатные цветы, возможно, мини-огород на окне), за животными (аквариум с рыбками, муравьиная ферма – при соблюдении всех норм безопасности). Здесь же размещаются лупа, магнит, коллекции природных материалов (камушки, шишки) – все, что стимулирует любознательность. Экспериментирование – важная часть развития: воспитатель может организовать столик юного исследователя с простыми опытами (например, магнит притягивает скрепки, растапливание льда и др.), хотя в открытом доступе подобные материалы должны быть только безопасные. Ролевая игра усложняется, сценарии разнообразнее – можно обновлять сюжетно-ролевые уголки по темам (магазин, транспорт, парикмахерская и т.д.), добавляя атрибуты согласно интересам группы. Конструктивная деятельность набирает силу: дети 4–5 лет любят строить из кубиков, лего, деревянного конструктора. Поэтому важно выделить строительно-конструктивную зону – участок с ковром на полу, где размещаются большие напольные блоки, кубики, конструкторы разных видов. Желательно хранить их отсортированными в ящиках или на открытых стеллажах, чтобы дети могли легко найти нужные детали. Постройки детей среднего возраста часто сохраняются несколько дней, поэтому имеет смысл отвести угол, где можно оставить построенный «город» или «замок» и не убирать ежедневно. Художественно-творческая зона становится богаче: помимо рисования, дети осваивают лепку, аппликацию. На полках – пластилин, глина, природный материал для поделок, цветная бумага, материалы для ручного труда (тряпочки, коробочки) – все, что развивает творческое воображение. Дети могут самостоятельно выбирать материалы и создавать поделки, воспитатель лишь направляет и следит за безопасностью (ножницы теперь могут использоваться с тупыми концами). Для развития речи и театральных навыков обустраивается уголок театрализованной деятельности: наборы пальчиковых или настольных кукол, маски, ширма для кукольного театра. Здесь дети разыгрывают сказки, что одновременно обогащает речь и воображение. К 5 годам дети способны некоторое время заниматься спокойно, концентрироваться – можно ввести «учебную» зону или зону настольных игр: столы с развивающими играми (лото, парные картинки, первые настольные игры с простыми правилами). Однако форма деятельности все еще игровая, принуждение к «урокам» недопустимо – эта зона служит для добровольных занятий, когда ребенку интересно посидеть и позаниматься пазлом, счетными палочками, буквенными кубиками.
-
Старший дошкольный возраст (5–7 лет). Дети 5–7 лет готовятся к школе, у них активно развивается произвольность, усидчивость, способность к сотрудничеству. Они хорошо ориентируются в пространстве группы и могут сами поддерживать порядок в уголках. Для старших дошкольников среда становится еще более структурированной и многофункциональной. Сюжетно-ролевая игра достигает пика – в старшей группе часто оформляют несколько тематических центров одновременно: например, “Семья” (кухонный набор, утюг, кукольная кроватка), “Больница” (игрушечные медицинские инструменты, халаты), “Стройка” (каски, инструменты, тележки). Дети способны распределять роли и играть параллельно в разных зонах, не мешая друг другу, поэтому в помещении можно разделить пространство на 2–3 игровых сектора. Конструирование усложняется: добавляются мелкие конструкторы (лего маленьких деталей – под присмотром), мозаики, головоломки. Зона конструирования может быть совмещена с центром математического развития: здесь же материалы для ознакомления с цифрами, формами, настольные логические игры. Чтение и грамота начинают привлекать внимание – книжный уголок для старших дошкольников дополняется букварями, карточками с буквами, прописями для подготовительной группы. Могут быть представлены и элементы дидактической игры на чтение или счет (например, разрезная азбука, счетные материалы). Важно, чтобы все эти “учебные” элементы подавались через игру: например, буквы спрятаны в “волшебном сундучке”, счет ведется в процессе игры “магазин” и т.д. Творческая зона в подготовительной группе может стать более специализированной: например, отдельный стол для рисования акварелью, мольберт; отдельный – для ручного труда (конструирование из бумаги, оригами, шитье крупных пуговиц на тряпке и пр.). Здесь же вывешиваются образцы детских работ, организуется мини-выставка поделок – чтобы дети видели результаты своего творчества и гордились ими. Познавательно-исследовательский центр для старших может включать простейшее оборудование типа детского микроскопа, глобуса, магнитного конструктора – под контролем педагога дети учатся более глубоко исследовать явления. Информационно-технические средства могут вводиться: в некоторых садах старшей группе дают поиграть в обучающие игры на планшете или интерактивной панели, показывают презентации, фильмы о природе – если это прописано программой и одобрено санитарными нормами. Поэтому уголок компьютера или мультимедийный центр – опционально, в соответствии с политикой ДОУ. Физическое развитие по-прежнему важно: в старшей группе спортивный уголок может дополниться сложными снарядами – например, шведская стенка небольшого размера с матом (если позволяет помещение), эспандеры, мячи разных размеров. Социально-нравственное развитие отражается в среде через атрибуты для сюжетов о труде взрослых, уголок “Профессии”, возможно, атрибуты для игр на правила (знаки дорожного движения, форма полицейского и т.п.). Для формирования ответственности старшие дошкольники сами участвуют в оформлении среды: вместе с воспитателем создают правила пользования центрами, дежурят по уголкам (например, “ответственный за книжный уголок” следит за порядком книг). Среда для 6–7-летних должна стимулировать их самостоятельность перед школой: время свободной деятельности увеличивается, и ребенок может сам решить, чем заняться – важно, чтобы ему было из чего выбрать. Однако перегружать пространство тоже нельзя – должны оставаться открытые площадки для групповых игр, строя, танцев и иных активностей.
Таким образом, структура РППС напрямую зависит от возрастных особенностей: по мере взросления детей среда из безопасной сенсорной площадки для малышей трансформируется в сложное, насыщенное различными центрами пространство для старших дошкольников. Педагог гибко меняет наполнение группы: «растет» вместе с детьми, опираясь на программу и наблюдения за интересами воспитанников. Но в любом возрасте среда остается развивающей – она должна немного опережать текущий уровень ребенка, чтобы стимулировать его к новым умениям (по принципу зоны ближайшего развития Л.С. Выготского).
Современные подходы к организации РППС
Современная дошкольная педагогика накопила богатый опыт по обустройству развивающей среды. Наряду с требованиями государственных стандартов, существует ряд авторских подходов, показывающих, как эффективно организовать пространство группы. Среди наиболее известных – методика Марии Монтессори, педагогика Реджио Эмилия, вальдорфская система Штайнера; они предлагают оригинальные принципы оформления среды. Российские дошкольные учреждения могут интегрировать элементы этих подходов в свою РППС, обогащая ее и делая более разнообразной. Рассмотрим ключевые идеи упомянутых методов и их влияние на предметно-пространственную среду.
Методика Монтессори: подготовленная среда свободы и порядка
М. Монтессори – итальянский врач и педагог, создавшая в начале XX века систему раннего развития детей. Ее подход часто называют «средовым», поскольку специально подготовленная среда играет решающую роль в обучении детей. Развивающая среда по системе Монтессори – это пространство, окружающее ребенка и помогающее ему развиваться и обучаться. Главная идея – не вмешиваться в природу ребенка, а создать условия для его самостоятельного развития, чтобы воспитать активную, самодостаточную личность.
В группе Монтессори все устроено так, чтобы ребенок мог действовать свободно и независимо. Класс делится на несколько функциональных зон, каждая из которых посвящена определенному виду деятельности (зона практической жизни, сенсорная, математическая, языковая, творческая и др.). Ребенку предоставляется право заниматься в той зоне, которая ему нравится, переходить от одной деятельности к другой по своему выбору. Нет жесткого расписания занятий – свобода выбора и движения позволяет каждому заниматься в своем темпе. Однако свобода сочетается с четким порядком: все материалы имеют свое строго отведенное место и используются по определенным правилам. Монтессори писала о необходимости предоставить ребенку полную свободу действий в пространстве, организованном для его роста, но эта свобода существует в рамках дисциплины, поддерживаемой самим ребенком и средой.
Ключевой принцип – доступность материалов. В монтессори-классе вся мебель и полки соответствуют росту детей. Все предметы располагаются на открытых полках, чтобы ребенок мог самостоятельно брать их и класть на место. Это воспитывает ответственность и привычку к порядку. Дидактические материалы Монтессори (специально разработанные игры и пособия) выложены от простого к сложному, маленький ученик сам выбирает задание по силам. Взрослый играет роль наблюдателя и помощника: он не вмешивается в процесс, пока ребенок увлечен работой, и приходит на помощь только если малыш действительно испытывает трудность. Такая организация среды учит концентрироваться и доводить начатое дело до конца без прямого принуждения.
Еще одна особенность – разновозрастная среда: в группе находятся дети 3–6 лет вместе. Это отражается в пространстве тем, что материалы представлены в диапазоне сложности: от самых простых для трехлеток до продвинутых для старших. Старшие дети при этом заботятся о младших, помогают им осваивать среду, а малыши тянутся за старшими – формируется атмосфера сотрудничества и ответственности. Среда Монтессори минимализирована эстетически: натуральные цвета, много дерева, нейтральный фон – чтобы ничто лишнее не отвлекало от деятельности. Но при этом класс выглядит привлекательным для ребенка: каждая зона манит интересной работой – перелить воду ложечкой, построить розовую башню, выложить узор из геометрических фигур. Таким образом, методика Монтессори демонстрирует, что хорошо организованная среда способна стать «воспитывающей»: ребенок, действуя свободно, самосовершенствуется, а порядок и логика пространства ему в этом помогают.
Реджио-педагогика: среда как третий учитель
Reggio Emilia – подход, возникший в итальянском городе Реджо-Эмилия после Второй мировой войны, во главе с педагогом Лорисом Малагуцци. Эта философия раннего образования рассматривает ребенка как сильного, любознательного исследователя, а среду – как «третьего учителя» (после семьи и воспитателя). Пространство в реджио-садике продумывается до мелочей, так чтобы оно само учило и вдохновляло. Среда, как третий учитель, играет важную роль в процессе познания мира: каждое пространство несет смысл, материалы разложены красиво и осмысленно, у каждого уголка есть свое назначение. В реджио-группе царит продуманный, но естественный порядок, который поддерживается всеми участниками – и детьми, и взрослыми.
Характерные черты Реджио-среды – открытость, эстетика и многообразие элементов для творчества. Помещения обычно насыщены природными материалами: камни, веточки, шишки, ракушки – дети используют их в играх и проектах. Много живых растений, естественного света, зеркал (чтобы ребенок видел пространство под разными углами). Широко применяется документация на стенах: фотографии, цитаты высказываний детей, их рисунки – все это делает обучение «видимым» и значимым для самих. Важно, что реджио-педагоги не задают жесткой структуры зон, как в Монтессори; напротив, среда постоянно эволюционирует под влиянием проектов, над которыми работают дети. Если малыши заинтересовались космосом, могут появиться новые объекты: подвешенные планеты, уголок «космической лаборатории» с коробками и фольгой. Проектный подход означает, что многие материалы – «открытые» (loose parts): различные кусочки, коробочки, пуговицы, ткань, глина, которые дети комбинируют по своему замыслу.
Технологии тоже интегрированы: в Реджио-среде могут быть цифровые инструменты – например, проектор, световой стол, детская камера. Они используются для исследований (проектируют изображения, рассматривают объекты под увеличением). Природные и цифровые ресурсы сосуществуют: ребенок в любой момент может заинтересоваться кедровой шишкой и тут же подробно рассмотреть ее через микроскоп, делая свои маленькие открытия. Таким образом, среда побуждает к экспериментам и самостоятельным находкам.
Специальное пространство в реджио-саду – это «ателиe», или студия творчества. В ателие собран богатый выбор художественных средств: краски всех видов, глина, ткань, различные отходы для рециклинга – дети свободно творят, выражая себя сотней разных «языков» (концепция Малагуцци о том, что у ребенка сто языков творчества). В группе тоже может быть мини-ателье или творческий уголок, доступный ежедневно. Взрослый в реджио-подходе – соавтор и наблюдатель: он тонко подстраивает среду под детские интересы. Например, заметив интерес к насекомым, педагог принесет лупы и книжки про жуков, устроит вместе с детьми уголок «музея насекомых».
Таким образом, Реджио-Эмилия учит нас относиться к среде как к живому, динамичному участнику педагогического процесса. Не случайно ее называют третьим учителем: правильно организованное пространство «разговаривает» с ребенком, вызывая у него вопросы, побуждая к действию, давая подсказки. Эстетика и гибкость – два столпа реджио-среды. Применение этих идей в обычном детском саду может выражаться в создании более гибких зон, использовании природных материалов вместо преимущественно пластиковых игрушек, активном участии детей в оформлении (совместное рисование плакатов, экспозиции работ). Реджио-подход демонстрирует, что среда – это не статичный интерьер, а отражение образовательного процесса, творчества и взаимодействия, происходящих в детском коллективе.
Вальдорфская педагогика: домашний уют и природность
Вальдорфский подход (педагогика Рудольфа Штайнера) предлагает иной взгляд на развивающую среду – более домашний и художественный. Если Монтессори делает упор на четкий порядок, а Реджио – на студию искусства, то вальдорфская группа стремится быть похожей на уютный дом, где ребенку тепло физически и эмоционально. Классная комната должна быть такой, чтобы в ней дети могли легко проявить своё мышление, чувства и волю, независимо от характера и способностей. Для этого используется особый дизайн: простые цвета и натуральные текстуры, тщательно подобранные материалы. Преобладают природные материалы – дерево, хлопок, шерсть; игрушки чаще всего ручной работы: тряпичные куклы, вязаные животных, деревянные фигурки. Они обычно минималистичны по деталям, чтобы стимулировать воображение, – например, у куклы только намечено лицо без подробной прорисовки, чтобы ребенок додумывал эмоции. Комната украшена акварельными рисунками, сезонными столиками природы (например, в уголке композиция из осенних листьев, каштанов, свечи). Цвета стен – пастельные (розоватый, персиковый) для создания ощущения спокойствия и тепла. Мягкий рассеянный свет, шторы из натуральной ткани – все призвано успокаивать и гармонизировать атмосферу.
Вальдорфская среда, как правило, не делится резко на зоны с разными видами активности. Игровое пространство организовано гибко: есть несколько столиков и стульчиков (для рисования, лепки и совместных трапез), большой ковер на полу для игр, открытые стеллажи с игрушками. Чаще всего есть уголок для сюжетной игры – например, два деревянных «станка», накрытых шелковым покрывалом, из которых дети сами могут соорудить “домик” или “магазин”. Большие деревянные кубы, бревнышки, ткань – служат строительным материалом для всевозможных построек (корабля, замка). Вальдорфские игрушки многофункциональны и не детализированы: например, кусок округлой древесины может быть и машинкой, и животным, и чем угодно. Это сродни принципу полифункциональности ФГОС. Ролевые костюмы тоже просты: отрезы ткани, накидки, веночки – ребенок сам воображает, кто он (принц или паромщик). Ручной труд и творчество интегрированы в повседневность: дети замешивают тесто и пекут булочки (мини-кухня для этого присутствует реально), помогают ухаживать за садиком во дворе, рисуют акварелью широкими кистями на мольбертах.
Поскольку вальдорфская педагогика ориентирована на ритм и повторяющиеся рутины, среда тоже отражает это: порядок размещения предметов стабильный, каждый день имеется привычный распорядок (например, по утрам всегда кружок на ковре – он пустой, чтобы все сели; после – свободная игра с выносом игрушек; затем все вместе убирают игрушки на место и садятся за столы на рукоделие). Таким образом дети привыкают к чередованию активности и покоя, а среда им в этом помогает (например, колокольчик или красивая мелодия может сигнализировать о смене режимного момента – атрибут среды, обозначающий время уборки). Эстетическое воспитание – важная часть: красота окружения, живые цветы на столах, аккуратность в мелочах прививают детям чувство прекрасного.
Исследования показывают, что в такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и раскрепощенно: свободная игра длится долго, малыши погружены в воображаемый мир, меньше конфликтуют. Вальдорфская среда демонстрирует ценность минимализма и природности: иногда меньше – значит лучше, когда речь о стимуляции детского воображения. Для обычного детского сада заимствовать из этого подхода можно использование натуральных материалов (деревянные игрушки, ткани), создание домашнего уюта (например, уютный уголок с мягкими подушками и гирляндой огоньков как «очаг» группы), акцент на ручном труде (выделить место для совместного с воспитателем рукоделия, огородик на окне).
Каждый из описанных подходов – Монтессори, Реджио, Вальдорф – по-своему обогащает понимание развивающей среды. Их объединяет уважение к активности и инициативе ребенка: среда делается для ребенка, «подстраивается» под него, а не наоборот. Современные педагоги часто используют эклектичный подход – например, сохраняя структуру зон по ФГОС, добавляют открытые полки и материалы Монтессори для самостоятельности, оформляют стены в духе Реджио (выставка детских работ, фотографии процесса проектов), вводят в ролевой уголок вальдорфские натуральные игрушки. Такой синтез повышает вариативность РППС и дает каждому ребенку возможности раскрыть свой потенциал наиболее комфортным способом.
Принципы создания инклюзивной предметно-пространственной среды
Инклюзивное образование предполагает, что дети с особыми образовательными потребностями находятся в общей группе вместе со всеми и полноценно участвуют во всех видах деятельности. Для этого среда детского сада должна быть универсально дизайнированной – подходящей для любого ребенка, независимо от физических или ментальных особенностей. ФГОС ДО прямо указывает: в случае организации инклюзивного обучения РППС должна содержать необходимые условия для таких воспитанников. Что же включает в себя инклюзивная предметно-пространственная среда?
Во-первых, это безбарьерная архитектурная среда: все помещения, используемые детьми (группа, зал, санузел, раздевалка), должны быть доступны для детей-инвалидов. Практически это означает наличие пандусов или подъемников для колясок при входе, достаточную ширину дверных проемов и проходов, отсутствие высоких порогов. В самой группе мебель расставляется так, чтобы ребенок на инвалидной коляске или с ходунками мог свободно проехать ко всем зонам. Столы и стулья подбираются с учетом антропометрии особого ребенка (например, регулируемые по высоте). На стенах могут быть установлены поручни вдоль маршрутов движения, если в группе есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Во-вторых, доступность материалов: все игровые и учебные пособия должны быть расположены так, чтобы ребенок с ОВЗ мог самостоятельно их взять. Для слабовидящих детей игры помечаются крупными яркими метками или шрифтом Брайля; для слабослышащих в групповом помещении важна хорошая акустика, может быть звукоусиливающее оборудование. Каждая зона деятельности доступна всем детям: например, если есть спортивный уголок, для ребенка с ДЦП там могут быть специальные мячи с ручками, балансировочная платформа с поддержкой; в уголке рисования – удобные приспособления для удержания кисти, если нужна.
В-третьих, среда должна обеспечивать сенсорный комфорт и поддержку различных способов восприятия информации. Дети с расстройством аутистического спектра (РАС), например, часто чувствительны к перегрузке стимулов – им необходимо иметь тихое пространство для отдыха, уголок уединения или релаксации, где можно снизить сенсорную нагрузку (приглушенный свет, мягкое кресло-мешок, наушники). Такой уголок полезен всем детям, но для ребенка с РАС – жизненно необходим как «островок безопасности». Для детей с нарушением слуха важно дополнить звуковую информацию визуальной: среда обогащается пиктограммами, карточками с изображениями режима дня, жестовыми символами.
Инклюзивная среда стремится быть максимально единой для всех, а не делиться на «обычную» и «специальную» части. То есть ребенок с особыми нуждами играет и учится вместе с другими, используя общее пространство, просто для него могут быть предусмотрены адаптированные средства. Например, в общем конструировании всем детям доступны обычные лего и кубики, а ребенку с моторными нарушениями – крупный лего с удобными ручками; в рисовании всем дают карандаши, а ребенку с нарушением зрения – карандаши с тактильными насадками или рельефные трафареты. Дифференциация задания осуществляется без изоляции от основного процесса.
Еще один принцип – безопасность и эргономика для детей с ОВЗ. Среда должна быть особенно тщательно обезопашена: провода спрятаны (для слепых детей – чтобы не споткнулись), острые углы закрыты мягкими накладками (для гиперактивных, чтобы не ушиблись), все потенциально опасные предметы храниться вне доступа (что справедливо для всех детей, но для особых – особенно). Также необходимо предусмотреть места хранения индивидуальных приспособлений: например, слуховых аппаратов (если ребенок снимает на время сна), ортезов, колясок – чтобы это не мешало остальным и было в порядке.
Важно и воспитание толерантности через среду. В группе могут появиться наглядные материалы, помогающие детям понимать особенности друг друга: книжки про особых детей, куклы с инвалидностью (например, кукла в коляске), игры на тему эмоций и empати. Уголок книги может включать литературу о доброте, дружбе с непохожими. Такие элементы формируют у детей без ОВЗ уважительное отношение к тем, кто чем-то отличается.
Наконец, инклюзивная РППС подразумевает, что педагоги знают, как ей пользоваться. Одно дело – оснастить среду технически, другое – интегрировать особого ребенка в активность. Поэтому предметная среда дополняется визуальными расписаниями, специальными игровыми пособиями для развития нужных навыков у конкретных детей. Воспитатель регулярно оценивает, насколько среда соответствует меняющимся возможностям инклюзивных воспитанников, и корректирует ее (этот процесс описан в методических рекомендациях к ФОП ДО, требующих мониторинга РППС с позиций доступности для всех детей).
В целом, принципы инклюзивной среды сводятся к следующему: универсальность (подходит всем и каждому), адаптируемость (может быть быстро изменена под специальные нужды), комфорт и безопасность для детей с особыми потребностями без ущерба для интересов остальных детей. Такая среда не выделяет особого ребенка, а мягко учитывает его потребности внутри общего пространства развития.
Стандартные и креативные зоны развивающей среды в детском саду
Пространство группы в детском саду принято делить на смысловые зоны или «центры активности». Эти игровые и учебные уголки организуют деятельность детей, помогая систематизировать материалы и обеспечить доступ ко всем видам игр. Стандартный набор зон в той или иной форме присутствует практически в каждой группе, хотя их названия и оформление могут различаться. Также педагоги нередко добавляют нестандартные, креативные уголки, отражающие уникальный профиль или интересы детей. Перечислим основные зоны РППС в ДОУ и некоторые творческие варианты:
-
Сюжетно-ролевая (игровая) зона. Это уголок для игр «в жизнь взрослых», где дети примеряют на себя социальные роли. Как правило, включает в себя атрибуты «домашнего» быта: игрушечная кухня с посудой, утюг, кукольная коляска и кроватка, мебель для кукольного домика. Дополнительно могут оформляться сменяемые мини-сюжеты: магазин (касса, тележка, муляжи продуктов), больница (медицинский чемоданчик, бинты, халат), парикмахерская (расчески, бигуди, старый фен без шнура) и т.п. В младших группах ролевая зона чаще представлена «семейным» уголком, а в старших появляются разные сюжетные локации. Эта зона обычно занимает уютный угол группы. Здесь могут стоять детская кухня, небольшой столик и стулья для «гостей», шкафчик с костюмами и аксессуарами. Разнообразие материалов для ролевой игры обеспечивает развитие социальной компетенции и воображения
(в нормативных документах эта зона относится к области «социально-коммуникативное развитие»).
-
Строительно-конструктивная зона. Ее часто называют «уголок строительства». Здесь собраны различные конструкторы и строительные материалы: классические деревянные кубики, наборы пластиковых блоков (типа Lego Duplo для малышей и более мелкие Lego для старших), мягкие модульные блоки, пирамидки, магнитные конструкторы. Обязательно – машинки, дорожные наборы, железная дорога, чтобы дети строили инфраструктуру. Хорошо выделить для строительства место на полу с ковриком, ведь постройки могут быть крупногабаритными. Оборудование: низкие открытые стеллажи или ящики, где разложены детали конструктора по видам; возможно, подписи или силуэтные обозначения, чтобы легко убирать по местам. Согласно рекомендациям, крупный строительный материал лучше хранить отдельно на напольных полках или в ящиках, с ковром рядом для игры. В старших группах можно оставлять удачные постройки на несколько дней (организовать «выставку построек»). Эта зона способствует развитию инженерного мышления, пространственного воображения, сотрудничества (ведь строить можно коллективно).
-
Художественно-творческая зона. Предназначена для развития эстетических чувств и мелкой моторики. Сюда относится уголок рисования и ручного труда: столики или мольберты, стеллаж с бумагой, альбомами, красками, кисточками, карандашами, фломастерами, пластилином, ножницами (в старших группах), клеем и прочими материалами для творчества. На стене – подставка для рисунков или веревочка с прищепками, где вывешиваются свежие работы детей. Также часто оформляют уголок лепки: дощечки для пластилина, наборы глины, природный материал (шишки, семена) для поделок. В этой зоне должны быть фартучки/накидки для защиты одежды и необходимые гигиенические принадлежности (тряпочки, вода для мытья кистей). Здесь же может находиться мольберт или доска для рисования мелом. Некоторые сады выделяют мини-мастерскую – пространство, где дети мастерят из бросового материала (коробок, упаковок) или конструируют поделки (т.е. пересечение с конструкторской деятельностью, но творческой направленности). Творческая зона может расширяться в зависимости от направленности ДОУ: например, в студиях изобразительного искусства в группе будет больше профессиональных материалов, в группах с технологическим уклоном – уголок ручного труда с инструментами (бутафорскими или реальными безопасными моделями). Главное – обеспечить свободу самовыражения: ребенок должен сам выбирать, что и как ему создавать.
-
Книжно-литературный уголок. Он же уголок чтения или библиотека. Здесь находится детская литература – книги-сказки, рассказы, иллюстрированные энциклопедии для старших, журналы. Книги располагаются на низком стеллаже или специальной книжной подставке обложками вперед, чтобы привлекать внимание. Обязательно уютное место для «читателя»: коврик, подушки, мягкий диванчик или кресло. Часто добавляют атрибуты для театрализованной деятельности: настольный театр (плоскостные картинки и ширма), кукольный театр (перчаточные куклы, пальчиковые). Такие атрибуты могут храниться здесь же или в отдельном театральном уголке. Литературная зона служит развитию речи, любови к чтению. В старших группах здесь могут лежать буквы (азбука, магнитная доска с буквами) для игры в чтение, поскольку дети начинают интересоваться письменной речью. В качестве креативного элемента некоторые педагоги создают «мини-библиотеку обмена»: дети приносят из дома книжки и обмениваются, оформляется стенд «Советуем прочитать». Также можно оформить уголок сказок народов мира – куклы и книги в национальных костюмах, что расширяет кругозор и толерантность.
-
Природоведческая (экологическая) зона. Это уголок природы, традиционный для детского сада. На подоконнике или специальном столике размещаются комнатные растения (за которыми дети учатся ухаживать), сезонные природные материалы (осенью – листья, зимой – веточки в льдинках, весной – первая зелень). Часто заводят неприхотливых питомцев: аквариумных рыбок, сухопутную улитку, хомячка (если позволяют условия) – дети учатся заботе о живых существах. Обязательный элемент – оборудование для наблюдений: лупа, магнит, возможно, детский микроскоп для старших. Здесь же могут быть дидактические игры по природе: карточки «Кто где живет», «Чьи детеныши» и пр. В старшем возрасте уголок природы дополняется опытнической лабораторией: простейшие опыты с водой, песком, магнитами. В теплое время года часть экологической зоны переносится на улицу – на участок (грядки, наблюдение за насекомыми). Для креативности можно оформить «мини-музей природы»: коллекции камней, насекомых (мумифицированных), шишек разных деревьев с этикетками – дети обожают собирать коллекции.
-
Музыкально-театральная зона. Иногда ее разделяют на два уголка, но в условиях группы они схожи по назначению – развивают творческое самовыражение. Музыкальный уголок содержит детские музыкальные инструменты: бубны, барабан, металлофон, трещотки, маракасы, колокольчики. Дети могут свободно брать их и устраивать «концерты». Здесь же можно разместить проигрыватель (магнитолу) для прослушивания детских песен, классической музыки или звуков природы (под присмотром педагога). Театральная зона – это ширма для кукольного театра, наборы кукол (настольные плоскостные, перчаточные, бибабо), маски, костюмы. Иногда театральный и ролевой уголок объединены, но в старших группах, где дети способны ставить небольшие спектакли, имеет смысл их развести: в ролевой зоне игра более свободная, а в театральной – более сюжетно-ориентированная (по книжному сюжету, например). Креативная идея – «киностудия» в старшей группе: дети снимают сценки на планшет, делают бумажных героев и снимают мультфильмы (мультипликационная студия). Это, конечно, требует усилий педагога, но сильно развивает творческие способности.
-
Спортивно-двигательная зона. Даже если в детском саду есть спортзал, в группе тоже должен быть уголок для двигательной разрядки, особенно в непогоду. Физкультурный уголок обычно включает: набор мячей (маленьких и больших), кегли, скакалки, обручи (пластиковые), мешочки с песком для метания, комплекты для подвижных игр (например, «попади в цель» – кольца и стойки). В старших группах могут быть тренажеры для детей: мини-скамейки для балансировки, массажные дорожки, детские гантельки (по 300 г), велотренажер детский. Если место позволяет – шведская стенка или турник на уровне роста. Все это должно быть прочно закреплено и соответствовать стандартам безопасности. Спортивная зона обычно располагается там, где меньше всего мебели, чтобы было пространство для упражнений. В ясельной группе спортивный уголок заменяют простыми модулями для лазания, качалками. В качестве творческого дополнения в физкультурном уголке может быть, например, «полоса препятствий» из модулей, которую периодически меняют, или «игровое зеркало» в полный рост, где дети наблюдают за своими движениями и мимикой (это и для эмоций полезно).
-
Зона уединения и релаксации. Как требование ФГОС, среда должна предусматривать возможности для уединения ребенка. В группе целесообразно организовать тихий уголок, где ребенок может побыть один или отдохнуть от шума. Чаще всего делают «тихий уголок» за небольшой ширмой или стеллажом: там ставят мягкий коврик, подушки, возможно, накидку сверху типа шалаша. Туда же помещают успокаивающие материалы: мягкую игрушку-антистресс, книжки-картинки, сенсорные бутылочки (с блестками в жидкости), песочные часы. Ребенок может пойти туда, если устал, обиделся, хочет спокойствия. Воспитатель следит, чтобы в уголке уединения находился один (максимум два) ребенка одновременно, чтобы место не превращалось в обычную игровую зону. Также этот уголок может использоваться для индивидуальной работы с ребенком специалистами (психологом, дефектологом) – поэтому его делают наиболее изолированным и комфортным. Вариантом зоны релаксации может быть сенсорная комната (если есть отдельное небольшое помещение): приглушенный свет, пузырьковая колонна, тактильные панели. Но в условиях одной группы чаще ограничиваются мини-форматом с палаткой и подушками.
Перечисленные зоны – далеко не полный перечень возможных. Креативные уголки появляются в соответствии с уклоном ДОУ или инициативой педагогов: например, научно-технический центр с детским конструктором для робототехники; «уголок безопасности» с игрушечным светофором, дорожными знаками и машинками (для обучения ПДД через игру); патриотический уголок с флагом, гербом, матрешками, народными костюмами; мини-лаборатория с безопасными опытами; «уголок витаминки» – бутафорский магазин овощей и фруктов для знакомства с ЗОЖ. Возможности ограничены лишь фантазией и уместностью в рамках программы. Важно, что все зоны должны быть органично размещены и взаимосвязаны. ФГОС ДО говорит о необходимости разнообразных зон, обеспечивающих выбор деятельности детьми.
– поэтому даже в небольшой группе стараются выделить хотя бы небольшие уголки под каждый вид игры.
Стоит отметить, что зонирование – не раз и навсегда данная схема. Вариативность среды предполагает, что наполнение и даже наличие тех или иных центров меняется со временем. Например, на период проекта «Космос» в группе может возникнуть временный тематический уголок «Космическое агентство» (с ракетой из коробки, планетами, костюмами космонавтов), а после завершения проекта атрибуты убираются. Это поддерживает интерес и делает среду динамичной.
Нормативные документы не перечисляют жестко конкретные зоны, но требуют охвата всех образовательных областей. Обычно РППС ДОО создается таким образом, чтобы каждая образовательная область ФГОС (социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая) была отражена в среде через соответствующие центры. Так достигается содержательная насыщенность и баланс в развитии. В примерном перечне для средней группы, например, рекомендуются сюжетно-ролевая, учебно-познавательная, физкультурно-оздоровительная, литературная, экологическая, художественно-творческая и театральная зоны
– как мы перечислили выше. Каждый детский сад может назвать их по-своему и оформить в своем стиле, но суть остается общей.
Примерный план зонирования группового помещения
Как же practically расположить все эти зоны в одной групповой комнате? Планировка зависит от площади, конфигурации помещения, количества детей, наличия отдельной спальни и др. Но существуют общие принципы зонирования, помогающие эффективно использовать пространство и соблюдать нормативы. Рассмотрим пример планирования группы старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО и возрастных потребностей детей.
1. Разделение на тихую и шумную части. При зонировании важно учитывать совместимость активностей. Шумные, подвижные игры (строительство, ролевые игры) лучше отделить от тихих занятий (чтение, настольные игры). Поэтому, например, строительно-игровую зону имеет смысл разместить в одном конце комнаты, а книжный уголок – в противоположном, наиболее удаленном и укромном месте. В нашем примере: у дальней стены группы расположен книжный уголок с ковриком и подушками, отделенный небольшим стеллажом – это тихая зона. А около входа, где проще вынести крупногабаритные постройки, находится строительная площадка и рядом сюжетный уголок – здесь могут шуметь, не мешая «читателям». Между ними – гибкая перегородка (например, открытый стеллаж с игрушками или ширма), что гасит звук и визуально разделяет пространство.
2. Центр – для общих мероприятий и движения. Центральную часть комнаты желательно оставить свободной или легко освобождаемой. Это необходимо для проведения утренних кругов, общих игр, танцев, подвижных упражнений. В нашем плане в центре лежит большой ковёр, на котором дети собираются на занятия музыкой, физкультурные пятиминутки или просто играют в большие групповые игры. По периметру ковра могут стоять низкие мобильные стеллажи, которые при необходимости отодвигаются к стенам, расширяя пространство. Такая организация соответствует принципу трансформируемости: среду можно быстро изменить в зависимости от ситуации (вспомним требование ФГОС о гибком изменении пространства). Например, на время драматизации сказки центральный ковер становится «сценой», остальные дети садятся вокруг; или для «Дня здоровья» все мобильные модули раздвигаются и в центре устраивается полоса препятствий.
3. Гибкое разграничение зон мебелью. В детском саду не принято возводить глухие перегородки – зонирование осуществляется с помощью мебели, ковров, ширм. В нашем случае используем низкие стеллажи (120 см высотой), которые ставятся спинками друг к другу и образуют своеобразные «островки». Например, один стеллаж лицом к ковру содержит корзины с конструкторами – это граница строительной зоны, а его обратная сторона обращена к зоне ролевой игры и содержит полки с куклами и посудкой. Таким образом, одна перегородка обслуживает две зоны разновременно. Важно, что высота стеллажей позволяет воспитателю видеть всю группу, даже если дети находятся в разных уголках – это обеспечивает контроль и безопасность. Другой пример: стеллаж разделяет художественный уголок и учебную зону, на одну сторону повернуты материалы для рисования, на другую – настольные игры и пазлы. Ширмы можно использовать для более явного уединения: например, в углу возле книжного центра стоит складная ширма, за ней – мягкий пуфик и успокаивающие игрушки (уголок уединения). Ширму при необходимости можно сложить – трансформируя пространство. Также вместо ширмы иногда используют балдахин или занавес (ткань, спускающаяся с потолка в углу) – он создает ощущение домика для ребенка, но при этом мягкий и мобильный.
4. Размещение зон с учетом коммуникаций. Планируя, учитываем расположение окон, раковины, дверей. Мокрая зона (раковина) логично соседствует с уголком рисования, лепки – чтобы было близко мыть руки и кисточки. Поэтому художественный центр мы разместим около умывальника. Там же, возможно, стоит шкафчик для полотенец и фартуков. Окно – лучшее место для уголка природы: на подоконнике расставлены растения, стоит лупа, природные экспонаты. Рядом с окном ставим и столик экспериментирования (для опыта важен свет) – например, детский микроскоп, набор для исследований. Освещение: чтение и мелкие игры требуют хорошего света, значит, книжный и учебный уголки ближе к окну, а активные зоны могут быть и в глубине помещения (там можно добавить локальный свет, например, лампу над кухней в сюжетном уголке для уюта). Дверь: у входа обычно размещают мебель для раздевания (если раздевалка совмещена с группой) и шкафчики для хранения игрушек/материалов. Это не игровая зона, но через неё постоянно ходят – поэтому рядом нежелательно ставить то, что требует сосредоточенности. Лучше у двери сделать либо активную зону (что мы и сделали – сюжетно-игровую), либо ту, которая не пострадает от трафика.
5. Учёт безопасности и норм. В плане зонирования закладываем выполнение требований СанПиН и техники безопасности. Проходы между мебелью должны быть не менее 1,5 м – чтобы дети и взрослые могли свободно перемещаться, а в случае эвакуации – быстро выйти. Учитываем радиаторы отопления: возле батареи не ставим легковоспламеняющиеся материалы, закрываем ее экраном. Электрические розетки располагаются вне доступа детей (высоко или закрыты заглушками). Места для хранения личных вещей и постельных принадлежностей планируются заранее: если в группе нет отдельной спальни, надо предусмотреть, где будут храниться раскладушки или матрасы для сна (например, в шкафу в групповом помещении или подиуме). Наш пример – старшая группа, где есть откидные кровати в спальне, поэтому групповое помещение полностью под игры; но если бы спальни не было, пришлось бы выделить зону под хранение раскладных кроватей (скажем, шкаф-купе вдоль одной стены). Важно оставить доступ к пожарному щиту, кнопке сигнализации – эти объекты не должны быть загромождены декорациями.
6. Эстетическая целостность. Хотя зонам дают разные оформления, комната не должна выглядеть разрозненно. Придерживаемся единой цветовой гаммы интерьера, сочетаем тематически декор. В нашем плане стены окрашены в светло-зеленый цвет (нейтральный фон). В разных зонах – свои акценты: в художественной зоне на стене красочная панно детских рисунков, в ролевой – кухонная полка с расшитыми полотенцами, в спортивной – плакат с героями, выполняющими упражнения. Но все вместе это сочетается по стилю (например, элементы в стиле сказочного леса: в природном уголке – наклейка дерева, а в чтении – «грибной домик» как часть декора). Таким образом достигается единство среды, о котором говорится в ФОП ДО
– компоненты должны быть согласованы по содержанию и художественному решению.
7. Гибкость и участие детей. Оставляем пространство для модификаций детьми. Например, на стене – пустая доска или стенд, куда дети вместе с воспитателем могут крепить новые экспонаты, рисунки по своему выбору (элемент самовыражения). Мебель на колесах (если есть) можно перекатить: в нашем примере один низкий стеллаж с играми легко двигается – и дети сами иногда переставляют его, строя «дом». Это соответствует принципу, что сами дети могут преобразовывать среду. Важно периодически пересматривать планировку: наш условный план – не догма, а отправная точка. Если видно, что какая-то зона не пользуется спросом (например, дети редко идут в экспериментальный уголок), нужно понять причину: может, место неудобное или наполнение неинтересное, и перестроить. Хороший воспитатель обсуждает с детьми: «Что бы вы хотели изменить в нашей группе? Может, добавить что-то новое?» – таким образом, дети становятся соавторами среды.
Подводя итог планированию: примерное зонирование группы должно обеспечить безопасность, комфорт и максимальное развитие детей. Мы разделили комнату на функциональные участки, соблюдая требования вариативности, трансформируемости и доступности. Результат – пространство, где есть место и шумным играм, и тихим занятиям; где каждый ребенок найдет интересный уголок для себя, а взрослый сможет организовать разнообразную деятельность без препятствий. Конечно, каждая конкретная группа уникальна по составу детей и условиям, поэтому план зонирования всегда индивидуален. Но описанные принципы – учет возрастных потребностей, гибкое использование мебели, разделение активностей, связь с программными задачами – универсальны и помогут создать РППС, соответствующую как нормативным требованиям, так и духу творчества.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду – это не просто оформление группы, а мощный педагогический инструмент. От того, как организовано пространство, зависит и поведение детей, и эффективность их обучения. Актуальные нормы (ФГОС ДО, ФОП ДО) ориентируют нас на среду, которая содержательно богата, но доступна и безопасна, структуирована, но гибка, едина для всех детей, но учитывает уникальность каждого. Анализ показал, что создание такой среды требует тонкого баланса между нормативными требованиями и творческим подходом педагога.
Учитывая возрастные особенности развития – от неутомимой активности двухлеток до осмысленной самостоятельности шестилеток – мы выстраиваем среду, «растущую» вместе с детьми. Используя современные методики – Монтессори, Реджио, Вальдорф – мы обогащаем пространство идеями свободы выбора, эстетики и натуральности, что делает детский сад местом, где ребенок чувствует себя комфортно, действует инициативно. Придерживаясь принципов инклюзии, мы делаем среду по-настоящему для всех, воплощая в жизнь право каждого ребенка на развитие в кругу сверстников.
Правильно зонированное помещение группы с разнообразными центрами активности превращается в полноценную образовательную среду, в которой игра, общение, творчество, познание и отдых гармонично сосуществуют. Такая РППС становится пространством детской свободы и одновременно – первым «учебным пространством» в жизни, где через игру закладываются основы личности и компетенций. Недаром говорят, что хорошо организованная среда воспитывает не меньше, чем педагог. Инвестируя время и усилия в создание развивающей предметно-пространственной среды, детский сад инвестирует в будущее своих воспитанников – любознательных, активных, уверенных в себе детей.