ребенок в детском саду

Детская психология

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста решить один вопрос. Моей дочке 2 г. 10 мес. Она очень любит сказки, мультфильмы, сама их рассказывает,придумывает, переделывает, в том числе и в стихотворной форме («поэмы»). Воображение у нее вообще удивительное. При этом часто она проигрывает сказки через ролевые игры: «Мам, давай ты будешь Крокодил Гена, а я — Чебурашка» и т.п. Играет так каждый день по несколько раз.

Роли иногда повторяются, иногда придумывает что-то новое. Находясь в роли, может и в обычные игрушки играть, все в контексте ее сказки: «Чебурашка пошел к врачу, Гена варит обед» и все в таком духе. Надо заметить, что дочка все-таки играет и от имени просто девочки Арины («давай ты будешь мама, а я девочка Арина»). Но любые игры ей гораздо интереснее, если они проходят в процессе сказки.

Мне, признаться, эти игры очень нравились. Но один знакомый педагог (ребенка он не знает) заметил, что это может быть связано с какими-то проблемами у ребенка, уходом от реальности, от ответственности за свои поступки, раз она не хочет играть от своего имени, а от имени героя. Теперь это меня беспокоит.

Стиль воспитания у нас с мужем довольно демократичный, в плане детской психологии я разумная и начитанная мама. Бывает, конечно, всякое, могу и сорваться (очень редко!). Неужели я все-таки что-то упустила? Или научила чему-то не тому? Буду благодарна за ответ. Светлана.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Милая Светлана! Вы отличная мама, Ваш муж – отличный папа. А Ваша дочка – замечательный человек.

Просто не все люди верят в то, что ребенок может расти в радости и гармонии. У каждого человека свой жизненный опыт, часто люди своему прошлому доверяют больше, чем очевидному настоящему. А очевидное настоящее – это то, о чем Вы пишете, игры, которые Вам нравятся (умышленно переделываю прошедшее время в настоящее), удивительное воображение, «поэмы», придуманные ребенком, которому еще трех лет нет. Это действительно просто сказка! И Вы в этой сказке живете…

Ну, какое чувство возникает, когда все это читаешь? Его можно описать так: Боже мой, какая прелесть, значит, это возможно! Или: ну, надо же, разве такое бывает? Это ненормально!!! Тут точно есть какая-то проблема! Вот Вам два противоположных подхода, две точки зрения. Из какой точки посмотришь, то и увидишь. В первом случае получаем радость, восхищение, удовольствие. Во втором – выискивание черной кошки в темной комнате, когда ее там нет.

Детская психологияВесь вопрос в том, что выбрать – быть как все (то есть не быть собой, вроде как и не жить вовсе) или быть ненормальным в самом лучшем смысле этого слова, быть верным себе и идти своим, счастливым путем. Ненормальный – значит, особенный. Не такой, как все, индивидуальность, личность, яркая, неповторимая.

Так ведь мы все и есть такие – разные, интересные, необычные, каждый в своем роде. Кто осмеливается быть собой, тот и идет по жизни со счастьем под ручку. Хочу Вам предложить простой способ: если у Вас появляются сомнения, если нужно принять какое-то решение, прежде всего руководствуйтесь своими чувствами и ощущениями, спросите у самой себя, и только потом учитывайте мнения других людей. Радость, легкость, уверенность укажут Вам на то, что Вы на верном пути. Это лучший в мире компас.

Моя старшая дочка очень любила мультики, сказки, тоже вживалась в образы героев, во снах кем только не была! Я только удивлялась. Выросла чудная девушка, умница, воображение осталось таким же живым, талантливый человек. Теперь она чудеса творит в жизни вместе со своей дочкой – такие себе две феечки в человеческом облике. А я у них учусь:)