«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Изменилось и понимание сотрудничества:
- от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога с родителями;
- партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;
- атмосфера общности интересов.
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная работа.
В нашем детском саду под руководством педагога-психолога действуют «Клуб родителей будущих школьников», цель которого – помочь родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного счастья». Само название предполагает, что семья может быть по-настоящему счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же, ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в жизни.
В клубной работе решаются сразу несколько задач:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
- активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
- осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Основные принципы работы клуба:
- принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других участников встреч;
- признание компетентности сотрудничающих сторон;
- конфиденциальность общения.
Примерная тематика встреч:
- преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?», «Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?»);
- актуальные проблемы для определенной группы родителей (приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно», «И страхи тоже ступеньки детства»);
- обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например, встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
- психологические проблемы детей разных возрастных групп (например, тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).
Представляют интерес для родителей встречи в «Экологическом клубе», работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию детей, объединяют родителей, представляют возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование, драматизация и прочее) и
встречи в «Творческой гостиной», которая создана с целью развития творческого педагогического потенциала родителей.
С целью определения условий, способствующих развитию у детей позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
- «Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
- «Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение ребенка?»,
- «Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».
Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее) как вызывающие у детей радостное настроение. Педагоги детского сада, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Планированием и организацией встреч в «Творческой гостиной» занимается художественный совет, в который входят:
- заведующая ДОУ,
- заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
- педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности,
- музыкальный руководитель,
- родители.
Художественный Совет осуществляет координацию деятельности «Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой печатный орган – газета «Театр + Я», которая выходит один раз в месяц. В «Положении о газете» отражены организационно-педагогические основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут быть родители, администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования и, конечно же, дети. «Детский» материал (высказывания по поводу праздника, пожелания друг другу и взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.
Встречи отражают и тематические фотографии на стенде «Счастливы вместе».
Каждый из участников художественного совета выполняет свои функции.
Заведующая детским садом:
- осуществляет общее руководство мероприятием;
- совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих встреч; дизайн помещения и костюмов.
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
- определяет тематику творческих встреч, основную направленность мероприятий;
- редактирует сценарий;
- отвечает за организацию работы с родителями;
- контролирует проведение мероприятия.
Педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности:
- определяет тематику творческих встреч;
- разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
- проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и детьми по проведению предстоящих мероприятий;
- осуществляет поиск литературного материала;
- проводит репетиции с родителями и детьми;
- участвует в организации и проведении праздников.
Музыкальный руководитель:
- осуществляет помощь в разработке сценария;
- подбирает музыкальный материал;
- разучивает танцы и песни с детьми и родителями.
Воспитатели:
- проводят подготовительную работу с родителями;
- осуществляют организационный сбор;
- готовят наглядную информацию;
- принимают участие в проведении мероприятия.
Родители:
- вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки, предложения, идеи по организации и проведению предстоящего мероприятия);
- оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
- принимают участие в проведении мероприятия.
Этапы проведения творческих встреч:
1. Организационный:
- знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
- распределение ролей и обязанностей;
- выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
- обсуждение домашнего задания.
2. Подготовительный.
- поиск литературного и музыкального материала;
- выполнение домашнего задания;
- работа над ролью;
- изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и атрибутов к празднику;
- репетиции;
- приобретение призов и прочее.
3. Проведение праздника.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».
Формы проведения «Творческих встреч»:
- театрализованные представления,
- тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов», «День бантика», «День клоунов» и прочее),
- викторины по сказкам,
- конкурсные программы,
- литературные вечера,
- интеллектуально-развлекательное шоу.
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия, когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых помогают определить родители. Они же проводят игры в детском саду с детьми.
«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи, в том числе:
- организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
- личностно ориентированные – связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей;
- содержательные – решение текущих проблем;
- инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить:
детям:
- защиту, эмоциональный комфорт;
- интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
- развитие основных способностей;
- умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
- формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
- личностное общение с детьми;
- активное участие в делах группы;
- опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом;
- взгляд на мир с позиции ребенка;
- отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его недопустимо сравнивать с другими детьми;
- возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке;
- проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
- вовлечение родителей в жизнь группы;
- воспитание в детях любви и уважения к родителям;
- учет пожеланий и предложений родителей.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
- профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;
- коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
- развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
Каждый из участников совместной деятельности выполняет свои функции.
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
- осуществляет общее руководство мероприятием;
- совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному вопросу;
- определяет содержание игротек;
- определяет вопросы предметно-пространственного оформления «Пятниц».
Педагог-психолог:
- проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;
- проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам.
Воспитатели:
- являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
- принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
- осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
- проводят подготовительные работы с родителями, организационный сбор, распределяют проведение игр среди родителей.
Родители:
- вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских пятниц»;
- оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов к играм, оформлении предметной среды;
- проводят игры.
Этапы проведения «Родительских пятниц».
1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов (анализ мероприятия всеми участниками).
Структура проведения. 1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога). Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.
Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание», «Математическое развитие», «Художественно-творческая деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании родителей).
Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например: «Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница», «Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».
Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах» может быть различной:
- совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
- выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей, организация командных соревновательных игр экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.
Авторы:
- В.А. Колесова, заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска;
- М.А. Печаткина, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска.
Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, № 4 за 2008 год.