ребенок в детском саду

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Ромашка»

Сценарий развлечения «Масленица»

Составитель: Гаевская Е. П., воспитатель

Цель: расширение знаний детей о традициях празднования Масленицы.

Задачи:
-приобщать детей к русским народным традициям;
-активизировать творческого потенциала детей;
— развивать речь (заучивание закличек, поговорок, песен)
— способствовать развитию сотрудничества между родителями, детьми, воспитателями.

Предварительная работа: беседа о традициях празднования Масленицы, заучивание закличек, поговорок, песен, прослушивание народной музыки. Обыгрывание народных игр.

Оборудование: обруч, атласные ленты, платки, «масленица».

Ход мероприятия
(Дети в группе)

Ведущий: Вот и подходит к концу зима. День ото дня становится светлее, чаще на небе сияет солнце. Совсем скоро зазвенит весенняя капель. А ведь совсем недавно мы радовались первому снегу, первому морозу. Много веселья подарила нам зима: снег, коньки, санки, ёлку с Дедом Морозом.

Издревле на Руси, в последнем зимнем месяце устраивались гулянья, а сам праздник назывался Масленицей. Весёлый и раздольный, он длился целую неделю. В эти дни угощали всех вкусными блинами, играли в игры: катались на санках, на лошадях. Последний день Масленицы называли Прощёное Воскресенье. В этот день все: взрослые и дети просили друг у друга прощения за обиды и огорчения, которые когда – то причинили друг другу. А сейчас мы пойдём на улицу праздновать масленицу.

Ведущий: -Всех, всех, всех мы созываем
Нынче праздник начинаем!
Масленицу встречаем
Зиму провожаем!
Весну закликаем
Гостей приглашаем!
Проходите все без стеснения!
Предъявите хорошее настроение!
Милости просим, билетов не спросим!
Дети становятся в круг, исполняется песня «Как на масленой неделе»
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Исполняется закличка:
«Ты прощай, прощай,
Наша масленица.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.
Ты пришла с колачом,
Сыром, маслом и яйцом».

«Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!»

Ведущий: -Ах, какая красота, Снеговик идет сюда!

Дети: -Здравствуй, Снеговик! Поскорее иди к нам. Мы здесь масленицу провожаем. Дорогу весне расчищаем.

Снеговик: – Здравствуйте, а меня возьмёте праздновать?

Дети: — Да (проводится игра )

«Два Мороза»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу (по слову).

Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются «братья Морозы»: «Мороз Красный Нос» и «Мороз Синий Нос».

Содержание игры. По сигналу водящего они обращаются к играющим со словами:

Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я — Мороз Красный Нос,
Я — Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! —
и начинают перебегать из одного города в другой. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

 

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.

Ведущий: -Пришла маслена неделя!
Прощай, зима строптивая,
Приходи, весна красивая!
В круг вставайте,
Игру зачинайте!

«Карусель»

Играющие становятся в круг. В центре водящий.
Ребята берут разноцветные ленточки карусели правой (или левой) рукой, идут по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле,
завертелись карусели,
а потом кругом-кругом,
все бегом-бегом-бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут.

По команде руководителя «Поворот» они быстро берут ленты другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие отпускают ленты и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, т. е. взять ленту, и игра возобновляется.
Ведущий: Ну, а какая Масленица без хоровода?

Русская народная песня «Блины»
Мы давно блинов не ели, (дети ведут хоровод)
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины, (хлопки руками)
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины, (руки на пояс, топают ногами)
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица (пекут блины)
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть, (хлопки руками, меняя положение рук)
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет (вынос рук вперед, изображая как несут поднос)
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы, (ведут хоровод)
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Ведущий: Затей у меня большой запас. А для кого? Для вас. Иль песни петь, или играть? (играть)

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит под «воротами» и становится впереди, за ней идёт следующая пара. Водящий-«горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним.

Участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо.
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое детей, оказавшиеся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как конь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит. А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встаёт с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Ведущий : -Ай, да зимушка-зима!
Зима славная была!
Но пришла пора проститься,
Да с весною подружиться.

А какая же масленица без блинов горячих да румяных. Русская Масленица издавна славилась своими блинами.
С Масленицей пришла пора проститься,
Да блинами угоститься!
Исполняется закличка:
«Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.»

«А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
Да блинами заедали!»
Весна выносит блины на подносе
Весна: Кому блины с пылу, с жару из печи?

Снеговик: Вот уж зимушка проходит,
Снег и холод прочь уходят.
Уж идёт черёд весне,
На покой пора и мне.
Через год меня слепите
И на праздник пригласите.
Я как вьюга заверчусь.
Я приеду, я примчусь.
А сейчас угощусь блинами.
Пока! (уходит)

Дети водят весёлый хоровод с Весной.

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе — М.: «Школьная Пресса», 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши — М., Просвещение, 1992.
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000г.

К сожалению, многие традиции уходят в прошлое, поэтому считаем: важно проводить тематические праздники с детьми дошкольного возраста, знакомить их с наследием прошлого.

Наша педагогическая инициатива заключается в то, чтобы дети в процессе совместной деятельности получили и расширили свои знания о календарно — обрядовых праздниках, (Масленице). Могли легко и с удовольствием применять свои знания и умения, искать творческое решение предлагаемых заданий.

Традицией нашего детского сада — является празднование Масленицы. Это замечательная возможность приобщить ребёнка к наследию прошлого: народному творчеству, песням, играм, танцам, обрядам. Показать всю красоту праздника, привить любовь к своей стране и к своей культуре.

Перед собой мы поставили цель: расширение знаний детей о традициях празднования Масленицы.

Для достижения цели, реализовывались следующие задачи:
-приобщить детей к русским народным традициям;
-активизировать творческий потенциал детей;
— развить речь (заучивание закличек, поговорок, песен);
— способствовать развитию сотрудничества между родителями, детьми, воспитателями.

В ходе предварительной работы проводились беседы о традициях празднования Масленицы, заучивали заклички, поговорки, песни, прослушивали народную музыку. Обыгрывали народные игры, в заключении провели развлечение «Широкая Масленица».

В результате у детей расширились знания о традициях празднования Масленицы