Сценарий русско – шорского фольклорного праздника
Автор — Бунькова Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ №8 г. Таштагола Кемеровской обл.
Задачи: формировать у детей высокие нравственные качества: инициативу и самостоятельность, сознательную дисциплину, товарищество и дружбу, коллективизм, волю, смелость, находчивость, выносливость
Дети входят в зал под русские народные мелодии.
Ведущий. Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня на нашем празднике присутствует коренная жительница шорской национальности Амзаракова Л.К. ученики школы №9, в которой открыт краеведческий музей, ансамбль «Чалтыс» городского дворца культуры, дети нашего детского сада и их родители.
Слово предоставляется Л.К. Амзараковой (она рассказывает о жизни двух народов)
— В далекие-далекие времена, когда нашего города еще не было, по берегам реки Томь, Мрассу и Кондома проживали малочисленные тюрко-язычные группы – горные шорцы Местных жителей называли мрасскими, кузнецкими кондомскими татарами. А сами шорцы называли себя «татар – кижи»; «там – кижи». Раньше здесь жили баи – ростовщики, т.е. богачи, которые наживали своё состояние за счёт грабежей своих сородичей, особенно охотников.
Шорцы зиму и лето жили в юртах, лесных землянках. Славились шорцы своим умением добывать и плавить железную руду, кузнечным ремеслом. Традиционными занятиями шорцев являлись также охота, земледелие, заготовка дико- растущих съедобных растений, рыболовством и пчеловодством. Так- же шорцы умели изготовлять глиняную посуду, обрабатывать дерево и кожу.
Благодаря присоединению нашего края к Русскому государству , коренное население стало сближаться с более передовым в отношении хозяйства и культуры русским народом В 20 — е годы века минувшего, в Горной Шории возник рабочий поселок.
Большой вклад в улучшение быта коренного населения нашего края внесла русская женщина. Это она научила местных жителей кроить и шить одежду русского покроя, печь хлеб, мыть полы, белить стены, спать на кроватях.
Русские люди научили шорцев заготавливать сено для скота при помощи косы, применять на охоте огнестрельное оружие, научили плотницкому делу. Местные жители, глядя на русских, «оставляют свои дымные аилы (юрты) и строят избы, стали держать кур, гусей, завели овец.
Благодаря русским появились первые грамотные люди среди коренного населения.Дети стали учиться в школах, посещать детский сад.
Вот так город Таштагол возник на месте улуса…шорской деревни.
Ведущий. Наши гости – ученики школы №9 покажут шорский обряд «Шачига» (кукольный театр). Обряд «Шачига» совершался весной, чтобы задобрить духов гор, рек. Шорцы обращались к духам – хозяевам гор и рек просили беречь их скот, урожай от разных злых сил.
Древние легенды и сказки Горной Шории — пересказывали друг другу. Сказки учат тому, что нельзя делать зло, нельзя мстить, завидовать; учат тому, что добро всегда побеждает зло. Надо жить в ладу с природой, бережно относиться к близким и к хрупкому миру, который нас окружает. С древних времен ощущали шорцы единение с живой природой, наделяли душой.
Много сказок знает старый Шапкай, одну из них он поведал нам. Дети подготовительной группы покажут её с помощью кукол (сказка «Как птица огонь добывала)
Ведущий. У нас в гостях мама и брат Оли Башевой. В их исполнении прозвучат стихи на шорском языке.
Все народы и шорский и украинский и русский – любят игру, соревнования. А вы готовы показать свои таланты? И так у нас две команды — русской национальности «Дубок» и «Пилет» (молодой кедр). В командах равное количество участников, которые одеты в национальные костюмы.
Первым слово предоставляется команде «Дубок»
Инсценировка русской народной песни «Кадриль»
Ведущий. А чем ответит команда «Пилет»?
Стихотворение С. Торбокова «Добыча орехов» читает Никита Кеченков.
Ведущий. В команде «Дубок» оживление, «Посидели, песни спели, а теперь играть пошли.
Игра «Ушки»
Ведущий. Шорский народ тоже богат играми сейчас команда «Пилет» познакомит нас с одной из них.
Дети проводят игру «Тайак-тартканы» (перетягивание палки)
Ведущий. Эй, девчушки — веселушки, спойте звонкие частушки!
Дети из команды «Дубок» исполняют русские народные частушки.
Ведущий. Вот как живется на родной сторонушке с песнями да переплясами.
Команда «Пилет» приготовила для нас не простой танец, а танец с шаманом. Встречайте! Выходит «шаман» (взрослый) с детьми «шорцами». Ударяет в бубен.
Огонь предо мною стихал
Металл смертоносный ломался
Я прахом и пеплом не стал –
Я пламенем был и остался
Сильнее ударьте меня (ударяет в бубен)
Не очень приучен я к пляске
Я – жаркая пляска огня
Огонь незатейливый пляски
(Кайсык Кулиев)
Исполняется шорский танец с шаманом (под фонограмму шорской мелодии)
Ведущий. А как страсти разгораются…
Тут же сразу тянет нас на пляс,
Если весело Сережка
Заиграет на гармошке
Танец – игра «Воротца» (звучит русская народная мелодия)
А, ну, ребята, выходите,
Да удаль свою покажите!
Берите бубны скорей,
Да играйте веселей!
Шорская мелодия исполняется в сопровождении бубнов (ансамбль)
Ведущий. Молодцы ребята! На славу показали свою удаль, каждый народ не только умел в работе, он умеет веселиться. Сейчас вас приветсвует ансамбль «Рябинка» (сотрудников МБДОУ)
На полянку тороплюсь,
Дети, коль и вы хотите,
За мной дружно поспешите.
По тропиночке пойдем,
Песню русскую найдем.
Исполняются русские народные мелодии « Жили у бабуси», «Во поле береза стояла».
Ведущий Я ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали кто я?
Ну, конечно же… песня.
Шорская песня
Приветствуйте наших гостей из ансамбля «Чалтыс». Хоть ансамбль и взрослый, но любят они петь и для детей.
Ведущий. Ребята, мы сегодня с вами говорили о прекрасном нашем городе! Почему мы его считаем прекрасным? (Ответы детей).
Город любимый…
Славу, достоинство, гордость и честь
До поколений, за нами грядущих
Ты донеси. И спасибо, что есть
Город мой, на земле самый лучший!
Нет победителей, нет побежденных. Есть радость, задор, улыбки, взаимопонимание, интерес, дружба .Вот и подошел к концу наш праздник. Но в этом зале мы еще не раз встретимся, потому что у нас будет много веселых праздников, спектаклей и развлечений.
Дети и гости выстраиваются у центральной стены…
Фото на память.
Список используемой литературы
Алексеев В.П. Антропологические данные и проблемы происхождения шорцев. // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. – Абакан, 1965, вып.21.
Арбачаков И.В. Новь старой Сибири. // Путь к победе. –1982, 16 октября.
Васильев В.И. Шорцы. // Народы Мира: Историко-этнографический справочник. – М., 1988.
Вербицкий В. Записки миссионера Кузнецкого отд. Алтайской духовной миссии, священника В. Вербицкого за 1861 г. // Странник, 1862.
Волосяная струна: Произведения устной поэзии горных шорцев. – М.: Современник, 1975.
Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране // Издательство Просвещение 2009г.
Лопатина А.Скребцова М.Нравственное воспитание дошкольников Издательство АМРИТА 2010г.
Малова В. В. Конспекты по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры // Издательство Владос 2010г.
Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Методическое пособие
Из материалов Музея этнографии и природы Горной Шории г. Таштагол
Чудояков А.И. Шорский фольклор. // Кузбасс, 1986, № 26
Чудояков А.И. Литературный альманах «Огни Кузбасса» № 3. – 1983. С.5.