Автор — Г.А. ДЕМИНА
Тайм-менеджмент — одна из самых выгодных инвестиций. Часы, вложенные в изучение этой удивительной науки, сэкономят растраченные впустую годы. Ника Верникова
В настоящее время дошкольное образование особенно остро нуждается в сохранении молодых кадров, так как модернизация образования и инновационное развитие общества возможны только с участием энергичных молодых педагогов, которые составят его будущее.
На сегодняшний день дошкольные организации испытывают кадровый дефицит: большинство педагогов уже перешагнули 50-летний рубеж, 46% молодых педагогов не задерживаются больше года. В начале профессиональной деятельности перед молодыми педагогами встают такие проблемы, как низкая заработная плата, напряженный рабочий график, авторитарный стиль руководства, равнодушие коллег, отсутствие помощи и поддержки со стороны руководителей, несформированность компетентности самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособность к самообразованию и, как следствие, разочарование в профессии, инфантильность в понимании необходимости профессионального роста.
Даже опытным педагогам хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Что же говорить о молодых специалистах?
Многочисленные профессиональные стрессы (и это уже доказано) очень часто связаны с неумением планировать свой рабочий день, грамотно и рационально подходить к распределению времени.
Именно поэтому молодых специалистов практически с первых недель работы в ДОО необходимо знакомить с техниками управления собственным временем. Сделав тайм-менеджмент элементом системы методической работы с молодыми специалистами, ДОО решит ряд профессионально важных задач:
- выполнение работы с меньшими затратами в лучших условиях с более качественными результатами, при этом без спешки и стрессовых ситуаций, с большей удовлетворенностью от работы;
- как результат — повышение мотивации труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций и достижение целей кратчайшим путем.
Но основной целью изучения тайм-менеджмента все-таки является максимальное использование собственных возможностей и сознательное управление течением времени.
Довольно часто складывается ситуация, когда молодой специалист, казалось бы хорошо знающий специфику и содержание профессии, неплохо владеющий необходимыми навыками, не дает положительных результатов в
воспитательно-образовательной работе. Трудности в адаптации и выработке собственного педагогического стиля,
конечно же, испытывают практически все в начале своего профессионального пути, а ведь успешное начало влияет на способность и желание работать. Несомненно, что эффективное вхождение молодого специалиста в сферу своих обязанностей целиком зависит от того, насколько благожелательно отношение к начинающим специалистам и насколько развита система адаптации в образовательной организации.
Одним из инструментов повышения эффективности адаптации является внедрение методов тайм-менеджмента
в качестве элемента системы работы с молодыми специалистами. Для ее достижения был разработан и реализован проект «Тайм-менеджмент в ДОО как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых
специалистов».
Главная цель проекта — изучить возможности внедрения технологии тайм-менеджмента в систему управления дошкольным учреждением для повышения адаптивности и эффективности деятельности молодых специалистов.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.
1. Изучить теоретические основы внедрения тайм-менеджмента в систему управления ДОО.
2. Разработать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента молодыми специалистами ДОО.
3. Апробировать систему мероприятий по освоению технологии тайм-менеджмента как элемента системы работы с молодыми специалистами с целью повышения уровня их адаптивности и эффективности деятельности.
Инновационные идеи проекта
Зная азы тайм-менеджмента, можно научиться эффективно распоряжаться временем, правильно организовать свою деятельность, избавиться от стресса и находить время на отдых.
Отработка навыков управления временем должна быть произведена на уровне тела, то есть до автоматизма или хотя бы до понимания, когда дальше можно начинать использовать их в обычной жизни самостоятельно.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов.
1-й этап — подготовительный (аналитико-прогностический) — 1,5—2 месяца:
- изучение основ российского менеджмента в образовании;
- анализ существующей нормативно-правовой базы в ДОО;
- анализ существующего положения дел с учетом сложившейся системы организации труда в ДОО;
- анкетирование педагогов с целью выявления имеющихся проблем в профессиональной деятельности;
- создание «банка данных» по существующим техникам и методикам тайм-менеджмента.
2-й этап — основной — 3—3,5 месяца:
- создание модели тематического плана по тайм-менеджменту;
- разработка системы мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеджмента;
- промежуточный анализ и корректировка содержания, методов и приемов работы с молодыми специалистами по тайм-менеджменту.
3-й этап — заключительный — 0,5—1 месяц:
- подведение итогов работы над проектом;
- анализ проделанной работы;
- сравнение предполагаемых и реально полученных результатов;
- выход с презентацией опыта на районном уровне.
Педагогические эффекты в отношении молодого специалиста:
- живет по законам тайм-менеджмента;
- повышается эффективность работы;
- повышается профессиональная компетентность;
- возникает мотивация к творческой самореализации;
- происходит профессиональный (карьерный) рост.
В рамках разработки проекта «Тайм-менеджмент в ДОО» и его реализации в системе методической работы с молодыми специалистами были более подробно рассмотрены:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- трудовые договоры, которые чаще всего подписываются вновь поступающими на работу бездумно;
- недельный расчет объема образовательной нагрузки по всем образовательным областям и всем возрастным группам.
Совместно с молодыми специалистами были проработаны режимы пребывания детей в дошкольной организации и найдены «ловушки времени» и «минутки для творческой лени» в рабочее время.
Кроме того, отработаны с точки зрения профессиональных умений:
- схемы, шпаргалки, облегчающие планирование воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах;
- организация рабочего пространства;
- расстановка приоритетов при скоплении документальной работы.
Что касается личностных свойств молодых специалистов, то в результате тренингов они претерпели определенную корректировку.
Появились:
- способность к анализу информации и определению проблемы;
- умение находить возможности и ресурсы для решения проблем;
- умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
- способность к дискуссии и переговорам, то есть умение выслушивать собеседника, аргументированно убеждать и принимать коллегиальное решение;
- установки на саморазвитие и самореализацию.
Но главное — процесс вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность прошел на хорошем уровне, без каких-либо срывов. Конечно, все это только анализ наблюдений, ведь, как гласит известная поговорка, «время покажет, кто прав».
В череде жизненных событий людей немалое место занимают попытки «подружиться» со временем собственной жизни, сделать его более осмысленным и наполненным. И тем не менее, как справедливо заметил Эрик Берн, мы вынуждены решать проблему структурирования времени с момента своего рождения и до момента своей смерти. И знаем мы о законах тайм-менеджмента или нет, но мы живем по ним. Кто-то слепо мечется, используя для подчинения времени метод проб и ошибок, а кто-то подходит к этому делу серьезно, выстраивая системы и разрабатывая алгоритмы.
Рецептов примирения со временем становится все больше, но битву эту каждый отдельный человек может выиграть только самостоятельно. А наша задача — облегчить этот выигрыш хотя бы молодым специалистам, которые приходят работать в нашу дошкольную организацию.
Система мероприятий по ознакомлению с правилами и техниками тайм-менеджмента
Анкета участника тренинга «Управление временем»
Для эффективного проведения подготовительной работы просим вас ответить на вопросы, которые помогут
более точно подготовить и составить программу тренинга.
Фамилия, имя
Должность
Количество подчиненных (если есть)
Стаж работы в учреждении
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ноябрь 2014.