Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическая неделя в детском саду становится основой планирования и организации работы в дошкольном учреждении.
Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.
Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.
Свою деятельность наш детский сад осуществляет, используя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. По рекомендациям программы, при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематические недели включаются в перспективный план образовательной работы группы на учебный год, который согласовывается со старшим воспитателем детского сада.
На планирование названий тематических недель оказывают влияние:
- образовательные задачи,
- временной отрезок года,
- возраст детей.
Например, так выглядит перспективное планирование тематических недель в первой младшей группе.
Тематический план воспитателя 1 младшей группы на 2013-2014 гг.
В перспективном плане указываем месяц, календарную неделю и номер учебной недели (для удобства при планировании).
Например, третья тематическая неделя называется «Что нам осень принесла (овощи)!». Организация непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познание», «Коммуникация и чтение художественной литературы», «Художественное творчество» строится на основе интеграции и будет подчинена этой основной теме. Так, на эту тематическую неделю запланировали такую непосредственно-образовательную деятельность, как:
- «Наш огород» (Познание);
- «Угостим Петушка горошком» (Рисование);
- «Огурчики» (Лепка);
- «Морковка от зайчика» и «Вершки-корешки», с использованием чтения произведений художественной литературы по теме.
Один раз в неделю в день проведения непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Познание» планируем проведение тематической прогулки, которая является закономерным продолжением данной темы. Например,
Тема «Овощи», вид прогулки: прогулка-наблюдение
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Цель:
- учить узнавать и называть овощи;
- пополнять активный словарь новыми словами;
- учить выполнять посильные трудовые действия.
Оборудование: лопатка для рыхления, лейка с водой, плоскостные деревянные фигурки «овощи».
Наблюдения «Наш огород»: рассматривание тыквы, ее формы, цвета, размера, где растет.
Наблюдение «Чудесная грядка»: рассматривание томата и огурца, сравнить их цвет, форму, размер.
Пальчиковая игра «У Зиночки в корзиночке».
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за растениями (рыхлением и поливом).
Самостоятельная деятельность детей
Предложить плоскостные деревянные фигурки «Овощи» с целью создания мотивации у ребенка устроить «Огород» в песочнице.
Кроме этого тема недели находит отражение и в подборе материалов, находящихся в групповых уголках. Сюда можно отнести: лото «Овощи», картинки «Овощи», муляжи овощей для самостоятельных игр детей, настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, рамки-вкладыши), детские книги по теме. Для развития художественного творчества можно предложить различные изобразительные средства (цветные и восковые карандаши, пластилин, печатки, трафареты), которые помогут детям выразить свои впечатления.
Тематическая неделя связана и с перспективным планом работы с родителями. Так, например, в качестве продолжения изучаемой темы мы запланировали конкурс поделок из овощей «Что нам осень принесла!».
Таким образом, тематическая неделя в детском саду способствует более полному знакомству детей с запланированной темой.
Автор — Коротаева Ольга Анатольевна, воспитатель детского сада № 22, г. Воткинск.