ребенок в детском саду

планирование работы в детском саду

ДОКЛАД. Виды проектов и их реализация в разных возрастных группах детского сада

Выполнила: Тархова И.А., МБДОУ детский сад №64 «Золотой Ключик».

Проекты классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.

Рассмотрим виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения, классифицирующиеся по целевой установке.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательско — творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
  • практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
  • творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

 комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжкина неделя”;

 межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;

 творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др.;

 групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;

 индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”;

 исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.

По продолжительности (срокам реализации) они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (неделя, месяц), долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” — на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.​ обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.​ развитие познавательных способностей;

3.​ развитие творческого воображения;

4.​ развитие творческого мышления;

5.​ развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1.​ пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.​ приобщать детей к процессу познания;

3.​ формировать различные представления;

4.​ привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.​ побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1.​ формирование эмоциональной заинтересованности;

2.​ знакомство с предметами и действиями с ними;

3.​ развитие мышления и воображения;

4.​ речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.​ осознание поставленной цели;

2.​ овладение различными способами решения поставленных задач;

3.​ способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4.​ поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

Социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

Познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

Эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1.​ развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.​ развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3.​ формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4.​ развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1.​ произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2.​ потребности в создании собственной картины мира;

3.​ навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.​ выявить проблему;

2.​ самостоятельно искать нужное решение;

3.​ выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4.​ самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

​ развитие самопознания и положительной самооценки;

​ овладение способами внеситуативно-личностного общения;

​ высокий уровень коммуникативной компетентности;

​ осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

​ развитие осознанного отношения к своему здоровью;

​ формирование потребности в здоровом образе жизни;

​ совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

​ систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

​ развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

​ углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

​ овладение различными видами худ. деятельности;

​ развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»)

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2. Данюкова А. А. Вы любите проекты? //Обруч. — 2001. — №4.

3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3.

4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1.

5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 2.

6. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.