ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

ребенок играет

Доклад на тему: Методы и приёмы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Работу выполнила: Воспитатель — Тархова Ирина Алексеевна, МБДОУ детский сад №64 «Золотой Ключик».

Методы и приёмы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям:

•​ Создание предметно-игровой среды.

•​ Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с деть​ми, в которых педагог передает детям игровые способы действий.

•​ Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт). Проблемно-игровые ситуации создаются через предметно-игровую среду и через игровое общение педагога с ребенком.

•​ Участие педагога в играх детей, основанное на отношениях парт​нерства воспитателя и ребенка.

Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей — помочь ребенку овладеть условностью игровых дейст​вий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение деть​ми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения:

— включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов — «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку);

— заменять в игре хорошо известные предметные действия дей​ствиями с предметами-заместителями, а затем словом;

— передавать действия, характерные для персонажа («мама», «доктор» и др.), и взаимоотношения персонажей («мама» ласково разговаривает с «дочкой»);

— «одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональ​ные состояния;

— словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы («Я кормлю», «Это у меня ложка»);

— в первом полугодии принимать от педагога словесно обозна​ченный замысел игры («Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно;

— в первом полугодии с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой;

— самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2—3 иг​ровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партне​ром-взрослым;

— вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

  • осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
  • радость овладения более совершенными способами деятельности;
  • удовольствие от процесса познавательной деятельности;
  • чувство собственного достоинства;
  • гордость за успех товарища.

К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.

1.​ психофизиологическое обоснование: ребенок овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения — все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение.

2.​ педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».

3.​ решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:

4.​ развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;

5.​ игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);

6.​ занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;

7.​ занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.

Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их «обучают»

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей:

  • заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.
  • Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогическое сопровождение игровой деятельностью предполагает

  • Регулярную диагностику игровой деятельности и учет ее результатов при взаимодействии с детьми в игре.
  • Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия.
  • Отбор содержания игр на основе интересов современных дошкольников.
  • Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее развитие.
  • Создание современной предметно – игровой среды.
  • Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию.

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

​ Ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

​ Способность:

​ видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

​ устанавливать доверительные отношения с окружающими;

​ чувствовать игровые состояния других людей;

​ Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Современный подход к организации творческих игр дошкольников

​ Требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постоянно меняется:

​ Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.

​ Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей.

​ Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений.

Планирование игры совместно с детьми

​ Поддержка спонтанной игры, обогащение и обеспечение игрового времени и пространства

​ Подготовка совместно с воспитателем атрибутов игры

​ Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам