Доклад на тему: Методы и приёмы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Работу выполнила: Воспитатель — Тархова Ирина Алексеевна, МБДОУ детский сад №64 «Золотой Ключик».
Методы и приёмы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям:
• Создание предметно-игровой среды.
• Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передает детям игровые способы действий.
• Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт). Проблемно-игровые ситуации создаются через предметно-игровую среду и через игровое общение педагога с ребенком.
• Участие педагога в играх детей, основанное на отношениях партнерства воспитателя и ребенка.
Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей — помочь ребенку овладеть условностью игровых действий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения:
— включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов — «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку);
— заменять в игре хорошо известные предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем словом;
— передавать действия, характерные для персонажа («мама», «доктор» и др.), и взаимоотношения персонажей («мама» ласково разговаривает с «дочкой»);
— «одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния;
— словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы («Я кормлю», «Это у меня ложка»);
— в первом полугодии принимать от педагога словесно обозначенный замысел игры («Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно;
— в первом полугодии с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой;
— самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2—3 игровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым;
— вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.
В процессе образования личности игра сможет стимулировать:
- осознание собственного роста, продвижения в познании мира;
- радость овладения более совершенными способами деятельности;
- удовольствие от процесса познавательной деятельности;
- чувство собственного достоинства;
- гордость за успех товарища.
К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников. Программа игровой деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при всем своем многообразии исходят из общей идеи связи строительно-трудовых и технических игр с интеллектом ребенка и обладают характерными особенностями.
1. психофизиологическое обоснование: ребенок овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внутреннюю и внешнюю стороны явлений, у ребенка активно формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения — все это позволяет включаться ребенку в коллективную деятельность и общение.
2. педагогический принцип: удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».
3. решение педагогических задач: в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:
4. развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;
5. игровые задания-ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);
6. занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;
7. занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.
Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их «обучают»
Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей:
- заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.
- Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.
Педагогическое сопровождение игровой деятельностью предполагает
- Регулярную диагностику игровой деятельности и учет ее результатов при взаимодействии с детьми в игре.
- Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия.
- Отбор содержания игр на основе интересов современных дошкольников.
- Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее развитие.
- Создание современной предметно – игровой среды.
- Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию.
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
Ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
Способность:
видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
устанавливать доверительные отношения с окружающими;
чувствовать игровые состояния других людей;
Креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
Современный подход к организации творческих игр дошкольников
Требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постоянно меняется:
Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре.
Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей.
Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений.
Планирование игры совместно с детьми
Поддержка спонтанной игры, обогащение и обеспечение игрового времени и пространства
Подготовка совместно с воспитателем атрибутов игры
Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам