ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, в решении нашей проблемы. Дочке 4 года, она очень сообразительная девочка. Стихи учим на лету, уже начинает сама читать по слогам, считает до 100. В общем, проблем с обучением нет. Наоборот, что-то новое начинает познавать сама. С поведением тоже никаких проблем, но в детском саду резко меняет свое настроение от истерик, которые невозможно прекратить, до громкого смеха без причин.

Воспитатели дали нам понять, что у ребенка нездоровая психика, что она не идет ни на какие компромиссы. Разговоры не помогают. Остается только ждать, когда сама успокоится.

Я в это не верила и старалась объяснить, что к нашему ребенку нужно найти подход, что с ней нужно постоянно разговаривать — тогда она все понимает. Пока не увидела сама, когда пришла проверить в детский сад. Все воспитатели перед ней бегали, пытались успокоить, разговаривали. Потом уже подключилась я, но ничего не помогло. Пока мы не ушли домой в слезах, она не успокоилась. Дома опять золотой ребенок! Сразу взяла книжки.

Я не понимаю, что происходит с моим ребенком. Воспитатели у нас хорошие, дочке они нравятся. Но как объяснить ее поведения, я не знаю.

Еще она никогда не отвечает на вопросы воспитателей при группе. Говорят, сама сидит, рассказывает себе, но когда спрашиваешь, впадает в ступор.

В детском саду ее поведение — это исключение. Вообще в гостях, на прогулке и т.д. она ведет себя, как все детки: бегает, дурачится, играет. Очень любит забираться на городскую сцену и читать мне оттуда стихи, но обязательно оглядывается, нет ли кого-нибудь поблизость. Если есть — ей сразу хочется уйти. На детской площадке не будет играть, если много деток, начинаем плакать. Очень избирательна в отношении другей. Нравится общаться с 6-7милетними ребятами.

У меня складывается впечатление, что она боится людей, боится публики. Помогите, пожалуйста, в решении нашего вопроса. Я не хочу, чтобы у нас были проблемы в будущем.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Не волнуйтесь, пожалуйста, с Вашей дочкой все ок.

Это совершенно нормально, когда человеку подходит не всякое окружение. И совершенно нормально, когда он приспосабливается к условиям, к которым ему лично приспособиться трудно, каким-то неожиданным способом. С моей точки зрения, именно это и происходит в вашей группе в саду.

И дело вовсе не в том, что кто-то хороший или плохой — воспитатели, дети, сама Ваша дочка. Все они, думаю, хорошие и симпатичные. Но у Вашего ребенка другие запросы. Опять-таки, не выше и не ниже, а просто другие. Вы сами видите, что с ребенком все в порядке, и если она чем-то и отличается от других деток, так это темпами своего развития и своеобразной жадностью к знаниям. А это превосходный показатель психологического (и физического) благополучия личности. Ну не зря же она так торопится все узнать и всему научиться! Возможно, ей сейчас действительно нельзя терять время попусту (как бы фантастично это ни звучало в отношении 4-летнего ребенка). Так давайте позволим ей развиваться в своем, высоком темпе, и не только позволим, но и поможем.

Сравните, чем занято время девочки дома, и чем – в садике. Не скучно ли ей на садиковских «занятиях»? Может ли она там найти что-то новое и интересное для себя? Есть ли там дети, с которыми она общается с интересом и удовольствием?

Представьте себе грядку, на которую высадили растения. Они все разные, быстро- и медленнорастущие, высокие и приземистые, вьющиеся и прямостоячие, в общем, полное ботаническое разнообразие. Что нужно, чтобы всем им было хорошо? Наверное, индивидуальный подход. А если всех их одинаково поливать, удобрять, освещать, а потом еще и попытаться цветки или плоды в одно и то же время собирать – что получится?
Человек, думаю, посложнее будет, чем растение, хотя, кто знает…

Если среди травы вдруг начнет расти дерево, оно захочет больше света и питательных веществ… а если его начать подрезать под травку, оно будет любыми способами стараться получить то, что ему необходимо для выживания…

По поводу навыков общения с людьми вообще могу сказать следующее. Круг общения ребенка не ограничивается садом и домом. Волей-неволей она сталкивается с людьми на улице, во дворе, в парке, в магазине, везде, где бывает.Все вопросы разрешимы и обычно требуют лишь небольшой подсказки и легких изменений в действиях взрослого.

Застенчивость, страх оказаться в неловком положении перед публикой, неуверенность и боязнь ошибки не являются неразрешимыми проблемами. В той или иной степени они присутствуют у большинства людей, и лекторы, преподаватели, артисты и прочие публичные личности – не исключение. Переживаемые перед выступлением чувства никак не мешают их самореализации, и даже приносят определенную пользу.

Ваше дело — предложить малышке как можно больше всего на ЕЕ выбор. А потом ее выбор принять, согласиться с ним. Вы идеально выполняете эту задачу. Конечно, понятно сразу, что ребенок тяготеет к общению с более взрослыми. Почему ей со сверстниками не интересно, я не знаю, да это и не так важно. Смотрите, из деток есть прекрасная возможность общаться с 6-7-летками. С ними и поиграть. и побаловаться, погонять можно, но и поговорить есть о чем! Вот и замечательно. Предлагаю думать «в эту сторону», расширять дочкины возможности общаться с этим контингентом, раз она так выбирает.

Из возможных путей улучшения ситуации (чтоб еще лучше было):

  1. Исключить разговоры на темы того, что дети — это несовершенные взрослые, что они мало знают, мало умеют. Каждый ребенок — уникальная личность, он может очень многое, и такое, чего взрослые уже не могут. Поэтому дети не хуже взрослых, а отличаются от них, и возможностей у детей, объективно, больше, чем у взрослых. Хорошо, если Вы это чувствуете. Дочка тоже должна это чувствовать, понимать, получать от Вас такие сообщения, делать такие выводы.
  2. Отменить критику, хотя бы на время воздержаться от критических замечаний о внешнем виде (нет, так никто не одевается, это не носят…), действиях (и что тебе на это скажут? люди смотрят и т.п.). заменить подобные обобщающие высказывания сообщениями о своих чувствах и вкусах, если очень хочется высказаться (лично мне не нравится, я бы оделась иначе…). Ребенок не должен ждать восторга от всех поголовно, это чревато разочарованиями. Тогда ей придется все время стремиться к совершенству, чтобы всех поражать, как Мери Поппинс. Это лишняя, бесцельная трата сил. Люди — каждый на своей волне, у каждого свой вкус, и Слава Богу, иначе было бы скучно жить. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Это ок. Если я кому-то не понравилась, для меня это нормально, я знаю, что есть много людей, которым я нравлюсь, это именно те, с кем и мне интересно. Люди всегда имеют право выбора.
  3. Хвалить все, что сможете (адекватно, честно и по существу) в тех действиях девочки, которые Вы считаете слабым звеном. Например, когда она на сцене выступает, или общается с детьми. И вообще хвалить за все, что Вы считаете хорошим, что Вам нравится. В смысле — не молча кивнуть, а сказать словами, улыбнуться, в общем, выразить.