ребенок в детском саду

проект Детская филармония

Проект ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ недавно пришел в Самару. Занятия, на которых дети могут свободно подойти и потрогать все инструменты, присоединиться к музыкантам и в буквальном смысле стоять на головах, пользуются спросом. В детскую филармонию приходят и совсем малыши. Мы пообщались с руководителем проекта Ириной Столецкой и узнали, каким должно быть правильное музыкальное воспитание ребенка, чем проект ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ отличается от других и многое другое. 

— В чем особенность проекта «Детская филармония»? Чем она отличается от филармонии в «классическом» понимании? 

Ирина Столецкая: — Проект появился как ответная реакция на все непроходящую моду на раннее интеллектуальное развитие детей. При этом, про физическое и гармоничное эмоциональное развитие детей зачастую и не вспоминают, а это явное нарушение законов роста ребенка. А ведь связь интеллекта с подвижностью уже доказанная вещь.

— Особенностью этого проекта является как раз интерактивность концертов, когда малыш вместе с родителями заряжается позитивными эмоциями, при этом находясь в постоянном движении. Музыканты дарят детям свою музыку, а те, в свою очередь, дают им обратную связь, танцуя, подпевая, радуясь. Тем самым происходит эмоциональное развитие ребенка, его музыкальной отзывчивости. А если говорить о более «глобальных» целях, то формируем и его эстетический вкус. Многие родители после наших концертов отмечают особую чувствительность ребенка при прослушивании музыки, интерес к различным звукам и музыкальным инструментам. Проект еще и дает уникальную возможность приятно провести досуг мамы с совсем еще маленьким ребенком, не боясь за его «шаловливое» поведение, ведь на наших концертах поощряется двигательная активность, не запрещаются и вокальные проявления. Малышам можно «потрогать» музыкантов и их инструменты, тем самым мы даем импульс познавательному интересу.

проект Детская филармония проект Детская филармония

— Педагогика Карла Орфа популярна за границей. У нас, в России, школы, предлагающие занятия с элементами орф-педагогики, можно пересчитать по пальцам. Как вы думаете, почему?

Ирина Столецкая: — Орф-педагогика предполагает креативный способ мышления, творческий подход в преподавании музыки и объединяет музыку, движение и речь, что трудно себе представить в традиционной музыкальной школе. Как говорит Вячеслав Жилин, президент педагогического общества Карла Орфа, слабая заинтересованность объясняется и государственной политикой во многих регионах, где «другую» педагогику считает нелегитимной и несерьезной. Однако, результаты многих преподавателей, использующие в своей работе идеи этой креативной педагогики, вдохновляют и других своих коллег, и родителей — всех, кто заинтересован оживить работу с детьми, воспитывать в них творческое мышление, что пригодится в будущем в любой сфере. На сегодняшний день, например, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах, растет спрос на орф-педагогов.

— Сейчас очень популярны диски с классическими произведениями в обработке для малышей. Какова ценность таких произведений?

Ирина Столецкая: — В статье руководителя самарского орф-клуба и нашего наставника Ирины Корнеевой «Путь к неслышанию или как дилетанты развивают музыкальный слух» очень метко об этом написано. Музыкальная ценность таких произведений частенько вызывает сомнения. Аранжировки сделаны якобы для малышей, где считающие себя равными Моцарту неизвестные, чаще всего не указывающие свои фамилии, музыканты сделали аранжировку популярной классики на банальном синтезаторе с тембром колокольчиков. Оркестровка, которую написал Моцарт, не подлежит пересмотрению никем, кроме гения такого же масштаба. И воздействие музыки Моцарта можно оценивать только в исполнении близком к тому, как замыслил автор, и лучше бы в акустическом варианте. Аудиозапись уже остается жалким подобием, так как нет акустического воздействия оркестра на слушателя, а уж если мы делаем аранжировку на современных инструментах, то этот продукт нужно рассматривать как совершенно другой, и воздействие на малышей музыки такого качества необходимо предварительно исследовать.

— Какая музыка необходима современным детям? Если родители далеки от классики, а предпочитают рок или попсу, чем это «чревато» для ребенка в будущем?

Ирина Столецкая: — Любая музыка оказывает влияние на ребенка, как и окружающая его речь, обстановка. Уже при рождении на бессознательном уровне у ребенка есть идеальная потребность в гармонии и красоте. Среда, в которой растет ребенок, должна помочь вытянуть эту культурную составляющую. Поэтому нашей основной задачей, как родителей, является создание условий для этой красоты. Дать возможность слушать хорошую музыку не для того, чтобы вырастить из него гения, а развить в ребенке его потенциал, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире, больше красоты. Лишая ребенка этой возможности, мы переворачиваем в нем это представление о прекрасном, формируем соответствующий музыкальный вкус с образами и поведением, присущими такой музыке.

проект Детская филармония

— Как следует правильно заниматься с детьми музыкой?

Ирина Столецкая: — Все в той же статье Ирины Корнеевой выделены основные тезисы, которые обязаны знать все, кто занимается музыкальным воспитанием малышей от 1 года и старше:

1.​ Основная задача музыкального развития малышей – развитие музыкального слуха. Для этого необходимо знать, что музыкальный слух из себя представляет и как именно он развивается.

2.​ Музыкальное развитие малышей неотрывно связано с физическим развитием, поэтому даже для занятий музыкой необходимо знать особенности психофизиологии дошкольников на всех возрастных этапах. Обратите внимание! Не только психологии! Без знания физиологии в дошкольном возрасте не обойтись!

3.​ Музыка и движение – обязательный элемент музыкального воспитания на всех возрастных этапах. Для того чтобы грамотно заниматься с малышами движением, нужно изучать законы построения движения.

4.​ Музыкальный материал для дошкольников должен отбираться очень тщательно специалистом в области именно дошкольного музыкального воспитания.

5.​ Нотная грамота – не для малышей. Это заключительный этап музыкального развития дошкольника.

6.​ С малышами обязательно освоение различных простых музыкальных инструментов. Этот вид музицирования является самым доступным для малыша и через него на самом деле развивается музыкальность ребенка.

7.​ Лучший способ развивать голос ребенка – петь вместе с ним с удовольствием несложные песенки. Слушание дисков с песнями этого не заменит.

проект Детская филармония

проект Детская филармония

— У вас в конце концертов дети берут в руки музыкальные инструменты и начинают музицировать. Что из этого получается?

Ирина Столецкая: — Несомненно, это вызывает восторг у детей. Получив инструмент, они начинают свободно импровизировать вместе с музыкантами. В процессе они меняются инструментами, у некоторых появляются «любимые», с которыми они играют в «оркестре» всю оставшуюся часть вечера. Это самый доступный и эффективный способ развить музыкальность и сенсорные способности у ребенка. У некоторых детей уже сейчас на концертах получается воспроизводить ритм окружающей его музыки — это замечают и сами музыканты. В процессе такого музицирования малыши экспериментируют со звуками, меняясь инструментами и сравнивания их звучание, тем самым развивают еще и тембровый слух.

проект Детская филармония

проект Детская филармония