ребенок в детском саду

Cтатья «Детская психология: ребенок не слушается воспитательницу» вызвала очень много откликов воспитателей, не согласных с психологом. Как известно, любое мнение имеет право на существование, но истина где-то посередине. Постараемся найти эту золотую середину. На комментарии отвечает детский психолог, Любовь Голощапова:

Очень благодарна Вам, спасибо. Для меня очень приятна Ваша констатация, что я далека от реальности…. скучного и неприятного времяпрепровождения, напряжения и недовольства. Да, это так, и я много сделала для этого. Предлагаю и Вам сделать то же самое.

Разве вы не хотите, чтобы ваша жизнь была яркой и приятной, интересной и волнующей, как праздник, который все время с вами?

Не верите, что это возможно?

Давайте внимательно присмотримся к условиям, которые реально для этого имеются. Как я писала в другом ответе на письмо, хорошо бы сделать так, «…чтобы было ясно, что сад — это не тюрьма для детей, где следят только за тем, чтобы дети не поубивались и не сбежали. Чтобы всем – и воспитателям, и няням, и детям, было привычно, что садик – это там, где можно играть, где интересно, где тебя понимают и уважают, где дружат и выясняют отношения, учатся и соревнуются, ну и так далее. Садик – это место, где классно! Куда хочешь попасть, как только утром просыпаешься. А воспитательницу так приятно обнять и поговорить с ней, а нянечка всегда поможет – она же взрослая и все умеет.»

Вот Лидия пишет замечательно: «дайте совет воспитателям, как поступить в подобной ситуации и при этом, чтобы остальные дети не оказались без внимания педагога». Давайте переставим акценты. Внимание педагога и так направлено на всех детей и каждого ребенка в отдельности. Здесь проблемы нет, потому что эта задача выполняется. Загвоздка находится совсем рядом и заключается в том, что не детям не хватает вашего внимания, а наоборот, Вам не хватает внимания детей.

Скажите, пожалуйста, если дети будут все время держать Вас в поле своего зрения, вам будет легко вести группу?

А что для этого надо? Громко и грозно кричать? Быстро бегать за разбегающимися малышами? Вести воспитательные беседы с провинившимися малюками? Нет, Вы сами знаете, это детям это не интересно и быстро надоедает.

Чтобы быть в центре детского внимания, я знаю только один метод – быть для них интересной!

Это все.

Привожу совершенно дурацкий, но показательный пример. Если Вы оденетесь в костюм Микки-Мауса и будете руководить группой в таком виде весь день, детское внимание Вам обеспечено. Если вживетесь в образ, они будут и послушны, и дисциплинированны, и Бог весть, что еще хорошее и неожиданно приятное в такой день в группе произойдет. Это не рецепт, это утрированный пример.

Дети рождаются не для дисциплины, а для радости, для игры, для творчества и для познания. Вы сами знаете, какие они любопытные, как они любят играть, знаете, что веселье из них просто изливается, если есть для этого хоть малейший повод, и если условия этому не препятствуют.

С моей точки зрения, задача воспитателя как раз в том и заключается, чтобы создавать эти условия. А занудство, принуждение и наказания здесь совсем ни при чем.

Радость, творчество и игра – это потребности не только детей. Взрослым людям они нужны так же, если не больше. Те самые «реалии» зачастую таковы, что пока человек взрослеет, ему навешивают столько стереотипов «серьезности», что к 20-25 годам он рискует превратиться в биоробота, а проще говоря, зануду, который живет по расписанию, у которого каждый день похож на любой другой, который уже сам не рад такой жизни, но почему-то уверен, что так надо, что все взрослые так живут и что иначе жить невозможно.

Возможно! И не только возможно, но жизненно необходимо, для Вас, для того, чтобы Вы получали удовольствие от своей жизни, радовались сами и радовали окружающих! Да просто для того, чтобы быть здоровыми. И здесь без творчества – никуда. У воспитателей детского сада для этого едва ли не самые благоприятные и богатые возможности. Дети всегда подскажут, что делать, если сам не знаешь. Детям скучно не бывает (если к ним не пристают скучные взрослые). Не бороться с детьми, а идти с ними за руку, как старший товарищ по большой игре, именуемой жизнью.

В противном случае получается непрекращающаяся борьба. Борются два мира: яркий, красочный мир веселых выдумщиков и серый скучный мир дисциплины и принуждения. Один взрослый воспитатель хочет перетянуть 30 детей в свой мир и удержать их там. Тридцать детей хотят перетащить воспитателя (можно с няней и заведующей) в свой мир. Угадайте, кто выигрывает? Да-да, конечно. Выигрывают дети. Их игра продолжается! Хочет того воспитатель, или нет, его заставляют и бегать, и руками размахивать, и выполнять много разных таких действий, которые просто так он делать не стал бы. А Вы думаете, почему? Потому что в сценарии игры под названием «Детский сад» он выбрал себе роль такого, как бы помягче сказать…., скучного персонажа, который от всех чего-то хочет, что-то навязывает, с которым играть не всегда интересно.

Так выберите себе другую роль! Ту, которая Вам нравится! Вы ведь еще живы? Значит, способны и придумывать, и творить, и играть. Это единственный способ быть рядом с детьми счастливым челвеком. И не только рядом с детьми.