ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

мальчикВопрос: Сыну 9 лет. Добрый, храбрый, всегда постоит за друга или если обижают малышей. Проблема у нас в лени. Он очень ленив, может весь день пролежать на диване перед телевизором, если не сделать замечания по этому поводу. Очень не внимателен. Всегда встревает в разговоры взрослых. В школе учителя жалуются на торопливость, главное скорость, а не качество, хотя дома говорит, что старается.

За плохие отметки не наказываю, просто огорчаюсь. Он первое время очень переживал, сейчас вроде нет.

Есть младшая сестра, очень ее любит. Он ребенок от первого брака, с мужем у него дружеские отношения, уважает его. Я спрашиваю, как он к нему относится, отвечает, что как к папе. Шучу, мол, ты богач, аж два папы. С родным отцом отношения поддерживает.

Хотелось бы знать, как правильно привить трудолюбие и внимательность. Спасибо. Аня

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Дети, да и взрослые, если они здоровы, редко бывают ленивыми. Хоть это слово стало привычным и часто употребляется в речи, обозначают им часто статичное, малоподвижное состояние человека, идет ли речь о физических или психологических, а иногда и духовных параметрах личности.

У здорового человека здоровая энергетика. Это в первую очередь относится к маленьким детям, которые носятся, как угорелые, весь день, а потом буквально падают в кроватку и моментально засыпают. У таких деток энергия бьет ключом, и это видно с первого взгляда. Чистый, незашлакованный организм легко и естественно пропускает энергетические потоки, ребенок много двигается, ему все интересно, он проявляет живые, динамичные, адекватные текущему моменту эмоции, может быстро расстроиться и быстро развеселиться. И хотя унылые взрослые иногда обесценивают сей феномен мрачным термином «гиперактивность», на самом деле это пример нормального, здорового и природного поведения человека.

Что же происходит с человеком дальше? Почему на определенном этапе жизни мы видим себя или другого человека в совершенно противоположном состоянии: днями валяющимся на диване, сутками зависающим за компьютером, высиживающим неизвестно что на лавочке у подъезда?

Основных причин две, и обычно они идут рука об руку: зашлакованность организма и психологические блоки. Именно эта парочка превращает неугомонного, активного, веселого, любопытного человечка в малоподвижное апатичное тело.

И потом можно называть это как угодно, хотите – ленью, хотите – патологией, хотите – нормальным человеком.

Лень – это прежде всего скука!

Почему так часто те, кого мы привыкли называть ленивыми, лежат сутками, уставившись в экран телевизора? Да потому, что им скучно здесь, в реальной жизни! А в телике – не скучно, там события, яркие краски, там все время что-то происходит.

Малышам скучно не бывает.

Вы сами прекрасно знаете, что они делают, когда делать нечего. И что они чаще всего слышат от взрослых, которым это не-у-доб-но, которым ЛЕНЬ совершить лишние телодвижения, хоть, может быть, именно эти движения им сейчас необходимы для здоровья, бодрости, энергичности? «Перестань!», «сиди тихонько», «здесь не принято бегать» и т.п. – это основа для психологических блоков, из которых развиваются элементарные физические зажимы в теле (а хронический зажим – верная дорожка к хроническим болезням).

Не усмирять малыша, а в каждой ситуации найти альтернативу, возможность подвигаться, порадоваться, узнать и увидеть что-то новое и интересное, похохотать вместе с ним – вот режим наибольшего благоприятствования для любого человека, и растущего, и взрослого.

Но вернемся к нашему «ленивому» мальчику.

В 9 лет не так-то просто изменить уже сформировавшиеся и закрепившиеся привычки. Особенно если учесть, что сложились они не в пустыне, а в лоне родной семьи и ближайшего окружения, в том числе школы.

Начнем с самого простого: ребенок отражает вас, как в зеркале.

И здесь скрывается самый большой потенциал для родителя – легче всего изменить свое поведение, а поведение вашего ребенка будет меняться, как ваше отражение, правда, с некоторой задержкой. Так можно наиболее легко и с пользой для всех, прежде всего, для себя любимого, скорректировать любые шероховатости, трудности и нелады.

Вам не нравится, что ребенок мало двигается и мало чем интересуется? А насколько вы подвижны, насколько вам не все равно, что происходит вокруг – на улице, в парке, в театре, в городе, в мире, в небе?

Ребенок встревает в ваши разговоры, и это вам не нравится? Но, может, он хочет о чем-то вам сказать, заявить о себе, возможно, вы не слышите чего-то важного? И не слишком ли бесцеремонно вы участвуете в его жизни? Установлены ли личные границы у вас и у сына, за которыми человек все решает сам и в советах не нуждается, хоть и может попросить вашего совета, когда сочтет нужным?

С отметками в школе отдельная тема. Я не верю, что ребенку, каким бы продвинутым он не был, могут нравиться абсолютно все предметы. Они могут вообще все не нравиться – при определенном стечении обстоятельств и действующих лиц. И славно, если несколько учебных дисциплин вызывают у человека интерес, тогда, значит, все в порядке.

И дети, и взрослые, по-настоящему могут учиться, только когда им интересно.

В противном случае, когда человек заставляет себя что-то жевать и глотать без всякого аппетита ради галочки или иного знака, например, в журнале или дневнике, получается насилие над собой, над своим телом, памятью, умом. Особой пользы от этого нет, а вред имеется: как и от прививки, вырабатываются антитела против насилия – апатия, «лень», невнимательность, небрежность, а то и болезни.

Все ли так безнадежно с получением знаний?

Нет, конечно!

Вам самой интересна школьная программа, по которой учится сын?

Видите ли вы в ней что-то, кроме огромных красных букв НАДО?

Если да – прекрасно, тогда не скромничайте и делитесь своим интересом/интересами с окружающими, сын отлично услышит то, что его зацепит.

Если нет – интересные факты, сведения, гипотезы, фантастические предположения и тайны есть в любой науке. Найдите – и поделитесь! Ищите то, что будет интересно сыну.

НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ, А ПОДСТРАИВАЙТЕСЬ, ИЩИТЕ ТО, ЧТО ИНТЕРЕСНО, ему и, конечно, Вам!

Вот Вам контрольный вопрос: много ли нового Вы узнали за последние три года?

А может, Вы все эти три года собираетесь что-то сделать, но все никак не решитесь? Тогда просто сделайте это, не думая о последствиях. Уверяю Вас, они будут самыми положительными!

_____________________

Читать также: