Рубрика — Детская психология
Вопрос: Здравствуйте! Я сама педагог, умею находить общий язык с детьми, общительная. Но вот не знаю, как быть с сыном, которому почти 7 лет. Семья у нас полная, атмосфера в доме гармоничная. С рождения сын всегда был гиперактивными, лез в розетки, кусал градусник, трогал утюг, плиту (и это всё под неусыпным контролем!), постоянно требовал своё, топал, плакал. Водили к неврологу, надо мной посмеялись, выписали тенотен, тем дело и закончилось.
В то же время сын рано пошёл в детский сад, ходил туда с удовольствием, никаких нареканий по его поведению не было, агрессии при чужих людях не проявлял. Но вот дома!!! Пошёл в первый класс, выдержал экзамен в лицей, его хвалили педагоги. С четырех лет читает, пишет, увлекается астрономией, речь очень развита (мы его не заставляли читать, сам хотел, а заставить его невозможно). Но вот всё делает поперёк.
Пыталась с ним соглашаться, тут же меняет мнение и хочет другого. Папа, если честно, строгий, брался даже за ремень — стало ещё хуже. Сам снимает штаны и говорит: «Бей, мне всё равно!»
Пытались»наказывать» любимым: не пойдёшь гулять, не будешь смотреть ТВ.Ответ такой: «Ну и что, ну и не буду». Теперь не хочет делать уроки — час истерик, а потом выполняет.
Кажется, что нас он вообще не любит, не ласков, ни к чему особо не привязан. Дошло до того, что стал падать на пол и биться головой, руками, ногами об стену. Пыталась оставлять его в комнате подумать, а сама делала вид, что не слышу. Не успокаивался почти два часа! Не выдержала я.
Порой так доведёт, что срываюсь и даю ему по губам. Он обижается и хамит в ответ. Но в школе он другой -послушный, никаких истерик, как было и в саду. Значит, может вести себя нормально? Мы его очень любим, всё у него есть, читаем постоянно о добре и зле. Помогите, как быть? Ольга
Отвечает Анастасия Комарова, детский психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:
Здравствуйте, Ольга! Читая Ваше письмо, чувствуется отчаяние и огромное желание помочь сыну. Честно говоря, чтобы Вам помочь требуется больше информации и лучше очная консультация, так как у меня возникает много вопросов.
По вашему письму я вижу, что ребенку действительно нужна помощь. Могу дать общие рекомендации, но рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу, возможно, потребуются консультации еще каких-то специалистов.
Однако давайте попробуем разобраться, что можно сделать уже сейчас.
Прежде всего надо понимать , что любые негативные проявления в поведении ребенка – это крик о помощи, своеобразный сигнал SOS посылаемый родителям: «Я с чем-то не справляюсь, мне нужна ваша помощь!».
Исходя из ваших слов я могу предположить, что уровень интеллектуального развития вашего сына и уровень личностной зрелости не соответствуют друг другу,то есть интеллектуально он развит выше, чем личностно, эмоционально. Возможно в саду, в школе, где ребенок находится в роли подчиненного, он испытывает сильные эмоциональные перегрузки, а дома он как бы разряжается, его психика не выдерживает такого напряжения, поэтому дома он и ведет себя таким образом, как Вы описываете.
Кроме того, следует учитывать, что поступление ребенка в первый класс, тем более в лицей, где интеллектуальные нагрузки выше, чем в обычной школе, — это огромный стресс для ребенка. Ведь он сталкивается с новой обстановкой, ему приходится выполнять очень много требований и правил, а если психологически он не готов к этому, то нагрузки для детской психики просто разрушительны, и в скором времени это может отразиться и на развитии интеллектуальной сферы. Ведь организм тратит уйму сил на преодоление эмоциональных проблем.
Чем можно помочь сыну:
- Очень полезно ему ходить в бассейн. Занятия в воде снимают мышечное и эмоциональное напряжение.
- Хорошо сделать курс массажа.
- Любой спорт, особенно хорошо восточные виды борьбы (кунг-фу и т.д.), способствуют развитию самоконтроля и снятия напряжения.
- Пересмотрите режим дня вашего сына. После школы обязательно должен быть отдых, лучше на свежем воздухе, чтобы он мог побегать, попрыгать, выплеснуть накопившееся напряжение.
- Уроки лучше делать вместе. Причем ваша роль: проводник-контролер, вам надо научить ребенка новому виду деятельности – учебной.
Составляете четкий алгоритм, который повторяете ежедневно:
Сейчас ты будешь делать уроки
- Убери все лишнее со стола, лишнее это…..
- Достань учебник, тетрадь по математике.
- Прочитай задание.
- Открой тетрадь ит.д.
Причем первое время вы сидите вместе с ним, контролируя каждое его действие. Постепенно, примерно к середине года, вы лишь даете опорные фразы и проверяете их выполнение. Помните, как учителя в начальных классах: в начале года – открыли тетради , пишем дату: отсчитали 4 клеточки сверху, 2 слева пишем…. А к середине года пишем дату – сколько клеточек сверху, сбоку и т.д.
Дома вы делаете тоже самое. Это поможет вашему сыну организовать свою деятельность.
Но помните, приступать к выполнению уроков следует только после качественного физического и эмоционального отдыха ребенка!
Вот несколько игр, в которые можно играть дома, в любое время:
Игры на снятие напряжения:
«Черепаха»
Эта игра снимает напряжение.
— Когда черепаха пугается, она втягивает голову, пряча ее в панцирь. Сейчас мы будем черепахами. Черепаха испугалась! Прячем голову ! (Поднимаем плечи и опускаем голову, прижимая ее к груди). Все. Опасность миновала. Вытягиваем голову и опускаем плечи.
«Снеговик на солнышке»
Игра учит напрягать и расслаблять мышцы, что способствует снятию напряжения и развитию навыков саморегуляции.
— На улице холодно. Ты будешь снеговик. У тебя ледяная головка (напряги шею), ледяные ручки ( напряги ручки), ледяное тело, ледяные ножки. (Взрослый проверяет, дотрагиваясь до соответствующей части тела, насколько сильно она напряжена). Вот какой снеговик! А теперь – светит солнышко. Оно горячее-горячее. И снеговик начал таять! Сначала головка, потом плечи, руки, тело, ноги (соответствующие части тела расслабляются – взрослый помогает расслабиться). И вот он превратился в лужицу. Ребенок «стекает» на пол и лежит полностью расслабиться.
Играть лучше вместе, чтобы у ребенка не было ощущения контроля и навязывания ему игры.
Но помните, вам потребуется время и терпение, чтобы помочь сыну.
И я очень рекомендую Вам сходить к хорошему детскому психологу, может быть, в лицее, в который поступил ваш сын, есть психолог, обратитесь за помощью к нему. Мои рекомендации в данном случае достаточно общие. Удачи Вам!
__________________
Читать также: