ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Я сама педагог, умею находить общий язык с детьми, общительная. Но вот не знаю, как быть с сыном, которому почти 7 лет. Семья у нас полная, атмосфера в доме гармоничная. С рождения сын всегда был гиперактивными, лез в розетки, кусал градусник, трогал утюг, плиту (и это всё под неусыпным контролем!), постоянно требовал своё, топал, плакал. Водили к неврологу, надо мной посмеялись, выписали тенотен, тем дело и закончилось.

В то же время сын рано пошёл в детский сад, ходил туда с удовольствием, никаких нареканий по его поведению не было, агрессии при чужих людях не проявлял. Но вот дома!!! Пошёл в первый класс, выдержал экзамен в лицей, его хвалили педагоги. С четырех лет читает, пишет, увлекается астрономией, речь очень развита (мы его не заставляли читать, сам хотел, а заставить его невозможно). Но вот всё делает поперёк.

Пыталась с ним соглашаться, тут же меняет мнение и хочет другого. Папа, если честно, строгий, брался даже за ремень — стало ещё хуже. Сам снимает штаны и говорит: «Бей, мне всё равно!»

Пытались»наказывать» любимым: не пойдёшь гулять, не будешь смотреть ТВ.Ответ такой: «Ну и что, ну и не буду».  Теперь не хочет делать уроки — час истерик, а потом выполняет.

Кажется, что нас он вообще не любит, не ласков, ни к чему особо не привязан. Дошло до того, что стал падать на пол и биться головой, руками, ногами об стену. Пыталась оставлять его в комнате подумать, а сама делала вид, что не слышу. Не успокаивался почти два часа! Не выдержала я.

Порой так доведёт, что срываюсь и даю ему по губам. Он обижается и хамит в ответ. Но в школе он другой -послушный, никаких истерик, как было и в саду. Значит, может вести себя нормально? Мы его очень любим, всё у него есть, читаем постоянно о добре и зле. Помогите, как быть? Ольга

Отвечает Анастасия Комарова, детский психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК

Здравствуйте, Ольга! Читая Ваше письмо, чувствуется отчаяние и огромное желание помочь сыну. Честно говоря, чтобы Вам помочь требуется больше информации и лучше очная консультация, так как у меня возникает много вопросов.

По вашему письму я вижу, что ребенку действительно нужна помощь. Могу дать общие рекомендации, но рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу, возможно, потребуются консультации еще каких-то специалистов.

Однако давайте попробуем разобраться, что можно сделать уже сейчас.

Прежде всего надо понимать , что любые негативные проявления в поведении ребенка – это крик о помощи, своеобразный сигнал SOS посылаемый родителям: «Я с чем-то не справляюсь, мне нужна ваша помощь!».

Исходя из ваших слов я могу предположить, что уровень интеллектуального развития вашего сына и уровень личностной зрелости не соответствуют друг другу,то есть интеллектуально он развит выше, чем личностно, эмоционально. Возможно в саду, в школе, где ребенок находится в роли подчиненного, он испытывает сильные эмоциональные перегрузки, а дома он как бы разряжается, его психика не выдерживает такого напряжения, поэтому дома он и ведет себя таким образом, как Вы описываете.

Кроме того, следует учитывать, что поступление ребенка в первый класс, тем более в лицей, где интеллектуальные нагрузки выше, чем в обычной школе, — это огромный стресс для ребенка. Ведь он сталкивается с новой обстановкой, ему приходится выполнять очень много требований и правил, а если психологически он не готов к этому, то нагрузки для детской психики просто разрушительны, и в скором времени это может отразиться и на развитии интеллектуальной сферы. Ведь организм тратит уйму сил на преодоление эмоциональных проблем.

Чем можно помочь сыну:

  1. Очень полезно ему ходить в бассейн. Занятия в воде снимают мышечное и эмоциональное напряжение.
  2. Хорошо сделать курс массажа.
  3. Любой спорт, особенно хорошо восточные виды борьбы (кунг-фу и т.д.), способствуют развитию самоконтроля и снятия напряжения.
  4. Пересмотрите режим дня вашего сына. После школы обязательно должен быть отдых, лучше на свежем воздухе, чтобы он мог побегать, попрыгать, выплеснуть накопившееся напряжение.
  5. Уроки лучше делать вместе. Причем ваша роль: проводник-контролер, вам надо научить ребенка новому виду деятельности – учебной.

Составляете четкий алгоритм, который повторяете ежедневно:

Сейчас ты будешь делать уроки

  1. Убери все лишнее со стола, лишнее это…..
  2. Достань учебник, тетрадь по математике.
  3. Прочитай задание.
  4. Открой тетрадь ит.д.

Причем первое время вы сидите вместе с ним, контролируя каждое его действие. Постепенно, примерно к середине года, вы лишь даете опорные фразы и проверяете их выполнение. Помните, как учителя в начальных классах: в начале года – открыли тетради , пишем дату: отсчитали 4 клеточки сверху, 2 слева пишем…. А к середине года пишем дату – сколько клеточек сверху, сбоку и т.д.

Дома вы делаете тоже самое. Это поможет вашему сыну организовать свою деятельность.

Но помните, приступать к выполнению уроков следует только после качественного физического и эмоционального отдыха ребенка!

Вот несколько игр, в которые можно играть дома, в любое время:

Игры на снятие напряжения:

«Черепаха»

Эта игра снимает напряжение.

— Когда черепаха пугается, она втягивает голову, пряча ее в панцирь. Сейчас мы будем черепахами. Черепаха испугалась! Прячем голову ! (Поднимаем плечи и опускаем голову, прижимая ее к груди). Все. Опасность миновала. Вытягиваем голову и опускаем плечи.

«Снеговик на солнышке»

Игра учит напрягать и расслаблять мышцы, что способствует снятию напряжения и развитию навыков саморегуляции.

— На улице холодно. Ты будешь снеговик. У тебя ледяная головка (напряги шею), ледяные ручки ( напряги ручки), ледяное тело, ледяные ножки. (Взрослый проверяет, дотрагиваясь до соответствующей части тела, насколько сильно она напряжена). Вот какой снеговик! А теперь – светит солнышко. Оно горячее-горячее. И снеговик начал таять! Сначала головка, потом плечи, руки, тело, ноги (соответствующие части тела расслабляются – взрослый помогает расслабиться). И вот он превратился в лужицу. Ребенок «стекает» на пол и лежит полностью расслабиться.

Играть лучше вместе, чтобы у ребенка не было ощущения контроля и навязывания ему игры.

Но помните, вам потребуется время и терпение, чтобы помочь сыну.

И я очень рекомендую Вам сходить к хорошему детскому психологу, может быть, в лицее, в который поступил ваш сын, есть психолог, обратитесь за помощью к нему. Мои рекомендации в данном случае достаточно общие. Удачи Вам!

__________________

Читать также: