ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: У меня сыну четыре года. В детском саду постоянно жалуются, что он обижает других деток: толкает, дерется. Я ходила к психологам, разговаривала с ним. Но результата ноль. Причем психолог в детском саду всего лишь два раза была в группе, куда ходит мой сын. Зато меня каждую неделю приглашала к себе на беседу. Мы с мужем прошли кучу тестов.

Хочу сказать, что такое поведение моего сына только в детском саду. Дома, на улице, в гостях он никого и никогда не обижает. Очень ласковый: может обнимать и целовать до посинения. Мы с двух лет ходим в театр, и он там никогда не позволит себе бегать или прыгать. Как-то предложила взять ему с собой шоколадку в зал, он сказал, что нельзя, он же будет мешать смотреть другим деткам. 

Вот я и думаю, почему такая разница в поведении? Когда спрашиваю его в детском саду, почему он так себя ведет, он отвечает: «Не знаю». А дома рассказывает, что кто-то хотел игрушку отнять, кто-то первый его толкнул. Пересказываю потом все воспитателям, а они пожимают плечами и говорят, что это не так. Он сам по себе сильный: если его толкнут или стукнут, он не заплачет. А вот если он толкнет, то… Вот и думаю, что делать. 

Хочу обратиться к мамам тех детей, которых обижают в детском саду. Поверьте: мы, мамы драчунов, очень переживаем, что наши дети обижают ваших. Готовы сделать все, чтобы изменить эту ситуацию. Галя

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Галя, здравствуйте. По вашему письму, чувствуется как Вы переживаете за поведение сына.

Конечно, трудно сказать, не видя всю ситуацию. Но давайте попробуем разобраться, что можно сделать, чтобы помочь Вам и Вашему сыну.

Судя по Вашим словам, Ваш сын обижает других детей только в садике. Тогда у меня вопрос, как решает он спорные ситуации на детской площадке. Например, если к нему подходит другой ребенок и хочет взять его игрушку? Защищает себя и игрушку, отдает молча, ждет Вашей помощи?

Вообще, подобное поведение (как Вы описываете) может быть вызвано разными причинами. Наиболее вероятные из них:

  • Нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться с другим. И тогда легче ударить, чтобы показать, что я не дам свою игрушку.
  • В детском саду нет ощущения безопасности, ребенок все время в напряжении, готов к обороне. И тогда малейший конфликт может вызвать бурю, что выражается в драке.

Напомню, что более точно можно выяснить только на личной консультации.

Но общие рекомендации следующие.

1. Если Вы не намерены покидать детский сад, то просто необходимо искать взаимопонимание с воспитателями и другими специалистами сада (психолог). Ведь именно с ними проводит наибольшее количество времени Ваш сын.

Поэтому, чем ближе будут ваши отношения, тем, в конечном счете будет лучше вашему сыну.

  • постарайтесь выяснить у воспитателей, в каких ситуациях ваш сын дерется, кто инициатор ссоры, как реагируют воспитатели. О том же можно поговорить с психологом, что он думает и рекомендует вам.
  • узнайте, какие требования к поведению в саду. Что считается «хорошим» поведением и «плохим», за что детей хвалят и ругают. Вполне возможно, что в саду и дома разные требования к ребенку. И тогда Вашему сыну очень сложно в такой ситуации. Он в растерянности, как надо поступать, у него как будто почву из-под ног выбивает разница правил. Тогда он находится в напряжении, это и выливается в таком поведении мальчика. Постарайтесь, по возможности, приблизить требования дома и в саду.

2. Именно в этом возрасте ребенком усваиваются нормы и правила поведения в обществе. И формируются они с помощью взрослых, которые УЧАТ детей договариваться друг с другом, ПОМОГАЮТ решать конфликтные ситуации, ПОКАЗЫВАЮТ пример поведения в различных ситуациях. Это и родители, и те взрослые, с которыми ребенок остается, например, в детском саду.

К сожалению, в садах очень редко у воспитателей есть возможность активно участвовать в этих процессах. Это происходит в силу разных причин, прежде всего наличие большого количества детей в группе. Часто воспитатели просто не видят, что происходит с каждым ребенком, и не успевают реагировать. Таким образом, дети реагируют самым эффективным способом: кто сильнее, тот и прав, кто быстрее, тот и взял. Конечно, воспитателей в этом обвинять не стоит, я думаю, что они делают все возможное, чтобы детям было хорошо и комфортно в садике.

Можно просто узнать, как в саду решаются конфликтные ситуации среди детей. Было бы здорово узнать у психолога, проходят ли в саду занятия, направленные на обучение навыкам общения.

Постарайтесь наладить близкие отношения с воспитателями, тогда Вам будет больше понятно про поведение своего сына в саду. Вместе Вы сможете помочь ему. Ведь любое «негативное» поведение наших детей – это крик о помощи, знак, что с чем-то сложно справиться без нашей поддержки.

Удачи!

____________________

Читать также: