Рубрика — Детская психология
Вопрос: Здравствуйте. Моей дочке 4 года 10 месяцев. Около месяца беспокоют истерики продолжительностью от 10 минут до 1 часа. Основные причины: не доиграла, переспала (более 12 часов) и ее разбудили, кто-то (даже воспитатель) дотронулся, не захотела одеть что-нибудь из одежды… Причем истерика на одной тональности, на вопросы не отвечает, на уговоры не идет, но при этом наблюдает за окружающими, повышая голос при бабушке и дедушке. Истерика заканчивается, быстро переходя на другие занятия. Чем меньше обращаешь внимание, тем быстрее.
Были проблемы в детскомсаду, так как у дочки быстро ставятся синяки и долго проходят, поэтому был разговор с заведующей детского сада и воспитателем. После разговора синяков у ребенка нет, но начались истерики и в саду, и дома. Ребенок не слушается, делает наоборот. Вроде больше никаких изменений. Дочка в детском саду не спит (из 3 лет хождения в детский сад спала 5 раз). Засыпает в 20 часов, встает в 6 утра.
Подскажите, что можно сделать и как себя вести. Заранее спасибо!
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Начнем с того, что приведенные причины истерик таковыми не являются. Это поводы, зацепки. Если хотите, крючки, на которые ребенку можно повесить накопившееся напряжение, сбросить его. Длительность и интенсивность истерики определяется количеством накопленного напряжения.
В принципе, хорошо, что малышка избавляется от ненужных накоплений – в противном случае начались бы болезни, потихоньку мог бы начать меняться характер, образовывались бы комплексы и телесные зажимы.
Другой вопрос – в чем истинная причина недовольства и раздражения ребенка. Что ее расстраивает? Чего ей не хватает для спокойной и радостной жизни?
Поскольку вы упомянули о долго не проходящих синяках, могу предположить, что и мелкие психологические травмы у нее проходят тоже не сразу.
А синяки-то откуда у Вашей дочки были? Дети? Воспитатель? Сама? Логично предположить, что телесные столкновения сейчас заменились психологическими. Из Вашего письма я лично причину синяков не поняла.
1. Чтобы разобраться с более глубокими причинами неудовлетворенности ребенка, можно придумывать с ней сказки, проигрывать ситуации в ролевой игре.
Например, Вы ребенок, дочка – воспитатель или мама и т.д., с игрушками, порисовать, то есть любым способом обыграть ситуацию, не поучая, а слушая ребенка, предоставив дочке роль ведущего и подыгрывая ей. Так можно выяснить все, что угодно. То, что даже не будет сказано словами, Вы почувствуете, ощутите.
Более действенный способ – заглянуть внутрь себя. Представьте, дочка – ваше отражение в зеркале. Вы подошли к зеркалу, взглянули в него и видите, что у Вас накопилось слишком много раздражения, обид, разочарований. Что с этим делать? Как Вы поступаете в таком случае? Как Вы лично можете облегчить себе жизнь, сделать более радостной, доставлять себе больше удовольствия? Что Вам нравится?
2. Как вести себя во время истерики?
Ответ очень простой, но поначалу не всегда бывает легко его реализовать — оставаться в позитивном, спокойном настроении. Легко сказать!
Чтобы облегчить себе задачу, представьте очень хороший день, Вы занимаетесь чем-то приятным, весело и интересно проводите время, и вдруг налетает туча, гремит гром, полыхают молнии, начинается ливень. Ваши действия? Станете ли Вы сердиться, успокаивать небо, обижаться на него, расстраиваться? Ведь нет же! Вы просто знаете, что дождь скоро пройдет – у нас не тропики, ливни обычно короткие. Было слишком душно, и гроза с дождем разрядили атмосферу, после них будет легче дышать. А может, и радуга выйдет. Поэтому Вы быстренько прячетесь под какую-нибудь крышу и пережидаете, пока стихии угомонятся. Что Вы делаете в это время? Наблюдаете за происходящим на улице? Болтаете по телефону? Занимаетесь своими делами? Завариваете чашку кофе?
В случае с так называемыми истериками действуйте точно так же. Поначалу понадобится концентрация внимания, чтобы не соскальзывать на привычные рельсы уговоров, нравоучений, раздражения и обиды.
Станьте наблюдателем, выйдите из роли ответственной за все на свете мамы, побудьте таким же ребенком, как ваша дочка (каким каждый из нас на самом деле и является), побудьте ее любимым плюшевым мишкой, представьте себя кем угодно, хоть часами на стене.
Переименуйте эти проявления Вашей дочки, слово «истерика» замените чем-то прикольным, смешным. Сами придумайте название, от которого будете смеяться, аки конь.
Короче говоря, во время истерики ваша цель – выйти из своей привычной роли и смотреть на происходящее (или вообще не смотреть) другими глазами. И продолжать спокойно любить дочку и себя.
Скорее всего, сразу не получится – не унывайте, ни в коем случае не ругайте себя или кого-то еще. У Вас обязательно все выйдет.
Когда Вы научитесь, истерик «для Вас» больше не будет.
Ситуацию можно представить так: Вас берут за ручку, сажают в кресло в зрительном зале и показывают спектакль «…придуманное Вами название…», который раньше назывался «истерика». По сценарию зритель должен переживать, расстраиваться, сердиться и т.д. Оно вам надо? Что, неприлично встать с кресла посреди представления и выйти из зала? Ну и что! Если спектакль не нравится, чего ж зря время терять? Лучше заняться чем-то интересным.
3. Предоставьте себе и дочке больше свободы — в физическом и других планах.
Больше движений, больше альтернатив, больше вариантов поведения и времяпрепровождения.
Делание наоборот, назло – это следствие слишком жестких рамок, в которые пытаются втиснуть человека. Чаще всего так обращаются с детьми, когда растущий человек начинает проявлять все грани своего прекрасного, неповторимого, творческого и энергичного Я. Люди привыкли к рамкам, их самих с большим трудом втиснули в них когда-то давно, в детстве, и они хотят повторить родительский подвиг, теперь уже со своими детьми. В этом нет ничего плохого. Ну разве что немного жаль, что все необычные стороны детских талантов, влечений, гениальности взрослые часто называют «отклонениями», «маргинальностью», «ненормальностью». Всему необычному и в ребенке, и в себе самом можно, наоборот, давать развиваться из непонятного, невиданного бутона в сказочный, неповторимый цветок.
Ведь есть и другой вариант развития событий – не пытаться отрезать что-то ребенку в прокрустовом ложе, а встать со своей собственной прокрустовой кроватки и, взявшись за руку с малышом, пойти вместе с ним по дороге в волшебную и непредсказуемую, полную замечательных сюрпризов страну под названием «Моя жизнь». По бокам дороги растут удивительные деревья. вокруг пробегают невиданные звери, поют неслыханные птицы и навстречу солнечным лучам раскрываются прекрасные цветы.
Там можно гулять, и каждый раз дорога будет немножко другой. Можно не спешить, время там измеряется не будильником, а Вашими чувствами и песнями птиц, дождем и солнцем, распустившимся бутоном, проросшим деревом, новым человеком, встретившимся Вам на пути.
В какие рамки мы себя загоняем?
Короче всего их можно сформулировать так: какой должна быть я? Каким должен быть мой ребенок?
Как видите, все очень просто. Привычные мысли, привычные слова, набившее оскомину отношение к себе и окружающим, как будто все друг другу и себе чем-то обязаны.
Это иллюзия. Вы прекрасно знаете (а дети знают это еще лучше), что на самом деле никто никому ничего не должен.
Представьте себе, что к Вам на улице подходит человек в какой-нибудь форме и говорит, что отныне на каждом квартале будут взимать налог за то, что человек дышит. Или за то, что идет. Или за то, что смотрит по сторонам, неважно, за что именно. Что вы почувствуете? В детстве вы чувствовали то же самое, когда перед Вами неожиданно возникали мама, папа или кто-то другой и сообщали: так делать нельзя! Потому что так не делают (кто не делает?)
Потому что потому! Вспомнили?
Сейчас у Вас, взрослого человека, другие рамки – четкий график, время, работа, домашние обязанности, то, что принято называть «воспитание ребенка» и еще куча всего, что Вы кому-то должны. Вас так научили. У маленького ребенка этой кучи хлама нет. Потому он здоров, весел и энергичен. К среднесадовскому возрасту кучка начинает потихоньку накапливаться, и если она слишком большая, или слишком быстро растет, для ребенка это – непосильная ноша.
Соседскому пацану четыре года. Потеплело, он вышел во двор в одних шортах. Я выходила из дома, он стоял на лестнице, повернувшись ко мне спиной. Возле лопатки, почти под рукой, я увидела здоровенный, уже проходящий синяк. Я спросила его: ты где так летал? Знаете, что он ответил? В стену бахнулся!
Как Вы думаете, из чего взрослые строят стены для 4-летних детей?
___________________
Читать также: