ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как себя правильно вести. Моя дочь (2 года и 4 месяца) очень стала обидчивой, если у нее отбирают игрушку, даже если это не ее игрушка. Начинается дикий плач, истерика, слезы. При этом постоянно просит, чтобы ее пожалели. Хотя сама она, если отнимет, не слушает моих замечаний, что так делать нельзя….

Или сама частенько может полезть в задиру к ребенку, и как только получит сдачу, то начинается дикая истерика. Хотя сама же и виновата.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Может, Вы думаете, что малышка не понимает, что «лезет в задиру»? Напрасно! Она все отлично понимает. И что игрушка чужая, и что будет, если отбирать или не отдавать… И Ваши объяснения – как бы это помягче сказать – слушает из уважения, что ли, чтобы Вам приятное сделать: таковы правила игры между вами и Вашей дочкой.

Ну, если она все понимает – чего же плачет тогда?

Это Вы тоже знаете, вон, сами пишете: чтобы пожалели.

А истерика зачем? Ну, поплакала бы себе тихонько, кричать-то так сильно зачем нужно?

И это тоже Вам известно: для того, чтобы Вы почувствовали то, что Вы чувствуете, когда доча начинает свою песню. (Кстати, а что Вы чувствуете в такие моменты?)

В обычных отношениях с другими малышами ребенок разбирается очень быстро и без труда. Методом проб и ошибок он исследует ситуации в песочнице по принципу «что будет, если», и составляет себе полное представление о том, как разворачиваются те или иные ситуации, и как себя в них можно вести. С детьми-то как раз все просто, потому что они реагируют наиболее естественным образом.

Гораздо интереснее исследовать взрослых. С ними можно долго исследованиями заниматься (не зря ж психологов-бездельников по свету столько развелось), потому что взрослые иногда такое придумывают, что просто ах. Взрослые действуют под влиянием своего разума, своего воспитания, своего мировоззрения. Когда человек руководствуется в поступках таким букетом, о естественности поведения говорить уже не приходится. А малыши вынуждены нас изучить, потому что для них это вопрос жизни и смерти – они зависят от нас, родителей, воспитателей, бабушек-дедушек. И потому должны знать, чего от нас можно ждать.

А правда, чего же от нас ждать?

Проще всего и легче всего было бы жить на свете родителям и детям, если бы родители не утомляли себя «соображениями высшего порядка» и тоже вели бы себя максимально просто и естественно. Жалко стало – пожалела малютку, захотелось не вмешиваться в детское выяснение отношений – не вмешиваюсь. Причем, заметьте, чем более искренне Вы будете выражать себя и свои мысли, тем здоровее и радостнее будете, тем меньше придется Вам долго и нудно объяснять ребенку (и не только ребенку), почему так — хорошо делать, а так – плохо. На естественном уровне поведения дитя понимает почти все без слов. Слова лишь закрепляют интуитивное понимание и, возможно, прорисовывают тонкие оттенки происходящего.

К чему это я веду? Да к тому, чтобы самой вести себя естественно и предоставить ту же возможность ребенку. То есть, не вмешиваться там, где можно (= где безопасно).

Ребенок, попробовав n-ое количество раз не очень удачную тактику, сам на n+1-й раз поймет, что так лучше не делать, и это знание, полученное и прожитое лично, для человека абсолютно любого возраста намного весомее, убедительнее и надежнее, чем сто самых правильных объяснений и бесед.

Другими словами, если взрослый не дает ребенку делать то, что тот все время пытается сделать, если удерживает его от действий, которые безопасны, но с нашей точки зрения «неправильны», тогда взрослый отбирает у ребенка возможность понять что-то важное для него. Ваши разговоры и объяснения не дадут малышу (и любому другому человеку) и сотой доли того, что даст его личный, пережитый опыт.

Когда новый вид поведения «не сработал», и очередной эксперимент окончился неудачей (вспомните, как малышка училась ходить), или, наоборот, все прошло на «ура», ребенок бежит к маме. Что она скажет, что сделает? Не сдерживайте себя, малышке нужны Ваши чувства: жалейте, хвалите, радуйтесь, поддерживайте (ведь у нее все равно получится, раньше или позже!).

Вот, собственно и все. Вы думаете, это только к детям относится?

________________________________________

Читать также:

Рекомендуемая методическая литература по теме:

Книга СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ предназначена для начинающих психологов и родителей, не безучастных к проблемам своих детей.

Автор Р.М.Ткач приводит в пособии примеры терапевтических сказок, которые станут ключиком к взаимопониманию с ребенком.

Цена — 119 руб.

Прибрести можно в разделе магазина развивающих игрушек МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА.