ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте, уважаемая редакция. Подскажите, пожалуйста. Моему сыну 2,5 мы пошли в детский сад среди года, на 2-ой день оставили ребенка спать, чем сильно его напугали. Теперь водим только до обеда и то кое-как. Он постоянно плачет, причем ни маму, ни папу не зовет — просто сидит, плачет и ждет, когда его заберут.

Заинтересовать его игрушками, рыбками и т.п. воспитатели не могут — он говорит, что все это есть у него дома. На все попытки воспитателя проявить участие он отвечает еще большим криком. Поэтому все его просто игнорируют.

Я не волновалась и ждала, когда он привыкнет, но теперь ситуация ухудшилась тем, что он стал бояться детей в целом, он не хочет контактировать. Детские площадки, горки и карусели мы обходим стороной, боимся снимать верхнюю одежду в магазине, гулять тоже не хочет, просится домой, хотя раньше было все наоборот. На все расcпросы про детский сад он переводит тему разговора или упрямо молчит.

Может быть, я паникерша, но не хочу развить у своего ребенка невроз или социофобию. Может быть, нам противопоказан сад? Потому что из подвижного экстраверта мой сын превращается в интраверта. Подскажите, как нам быть?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Подсказывать, как быть, не возьмусь – сама не знаю. А вот рассказать о своем видении ситуации, это пожалуйста.

Я согласна с тем, что Вы не паникерша, и даже совсем наоборот, из письма можно заключить, что Вы очень терпеливый человек. Только зачем Вы терпите?

В жизни бывает не так уж много случаев, когда нужно заставлять себя что-то терпеть. И такая остановка в неблагоприятной ситуации не является нормой, это, скорее, отклонение от жизненного курса. Терпение возводили на пьедестал и буквально поклонялись ему, как великой добродетели… я с этим не согласна. Сама терпела (ой, чего я только не заставляла себя терпеть!), а теперь вижу, что можно было вполне без этого обойтись. Если бы знать тогда, что человек по природе своей таков, что не должен ничего терпеть, что предназначение у него другое, почувствовал, что плохо – сразу же ищи выход, меняй свои действия, находи оптимальный вариант, чтобы было хорошо.

Это одна сторона медали. А вторая – я бы не обобщала, что сыну вообще противопоказан всякий садик. Как мы сейчас можем это знать, если попробовали только одну группу одного сада, к тому же только в одном возрасте))). Понимаете? Опять выходит, что можно поискать – другое место и другое время, может быть, других людей.

Ваше письмо для меня не первое с подобными вопросами. И каждый раз для меня остается не совсем понятным, почему взрослые люди, видя, что получается явное «не то», продолжают сами страдать, глядя, как расстроен их ребенок, вместо того, чтобы что-то изменить в ситуации. Это ребенку трудно сделать, а взрослому вполне по силам, но что этих взрослых сдерживает, я не знаю. Для чего нужно обязательно ходить в сад? Пушкин и Гоголь, например, в сад не ходили. И зачем ходить именно в этот садик? Ведь объективно садиков много, а еще есть няни, бабушки, (и, кстати, папы и дедушки) группы раннего развития и прочая. Посмотрите вокруг себя – как много есть разных вариантов, разных возможностей. Не заставляйте себя и своих детей терпеть, когда в этом нет необходимости! Человек рождается для счастья и творчества, а не для скуки и самоистязания. И пусть с Вами будет изобилие, присущее нашему миру – изобилие возможностей, изобилие материальное, изобилие любви и радости.