ребенок в детском саду

Материал на конкурс «Методика игры»

Автор — Марина Белкина.

Дидактическое пособие «Приезжайте к нам в город» для детей 5-7 лет.

Данное пособие может реализовываться индивидуально и коллективно. Первоначальное освоение осуществляется под руководством взрослого, в дальнейшем, по мере освоения, воспитанники могут играть самостоятельно.
Потребность осуществления авторской разработки в форме познавательно-развивающей игры возникла в связи с поступившим запросом от детей старше-подготовительной группы в период работы по проекту «Приезжайте к нам в город». Совместная познавательная деятельность способствовала формированию интереса детей к изучению материала о родном городе. Вместе с детьми мы посетили музей истории города Заволжье. Экскурсия была рассчитана на более взрослых детей, наши дошколята с интересом рассматривали экспонаты: зуб мамонта, найденный на месте котлована под будущую ГЭС; водолазные костюмы и фотографии первых строителей города, но экскурсию слушать не хотели…

Основное и любимое занятие детей это игра. В игре часто сложное становится доступным и интересным. Как педагог я знаю, что многие виды знаний, которые ребенок не может понять на основе словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если эти знания преподать ему в виде игры. Так возникла идея создания дидактического пособия «Приезжайте к нам в город», состоящего из нескольких дидактических игр.

Цель создания авторского дидактического пособия: формирование у дошкольников интереса к изучению истории своей малой родины.

Задачи: развитие познавательного интереса к своему ближайшему окружению; воспитывать чувство гордости за свой родной город; продолжить знакомство с историей и достопримечательностями родного города; поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, городе; воспитывать чувство гордости за достижения своей страны; развивать память детей, внимание, наблюдательность.

Пособие представляет собой поле имитирующую схему города Заволжья с нанесёнными на них значками с цифрами, изображёнными на разных цветовых полях, а так же набор маленьких карточек с изображением памятных мест и культурных зданий, на них так же имеется цифровое обозначение.

На первом этапе предлагается игра «Путешествие по городу», дети знакомятся со схемой города, с расположением памятных мест и культурных зданий. Для этого варианта игры маленькие карточки пронумерованы цифрами на синем фоне. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Работа с планами и схемами развивает у детей способность к моделированию пространственных отношений между объектами, заставляет их анализировать свои знания. Игра позволяет закреплять знание домашнего адреса, адреса детского сада, значимых мест, название улиц города. Забавно наблюдать, как дети находят на схеме свою улицу, знакомые здания. Столько восторга, интереса в глазах!

Затем дети знакомятся с игрой «Заколдованный город». Взрослый ставит перед детьми проблему: «В город пробрался злой инопланетянин, он прилетел с Туманной планеты. Он весь наш город погрузил в туман». Ведущий раздаёт карточки с силуэтами зданий и предлагает «освободить» город от туманности. Дети выбирают нужные карточки с изображениями зданий города, называют их. Кто первый справится с заданием, тот и побеждает. В процессе игры дети знакомятся с архитектурными особенностями города; формируется интерес к разнообразным зданиям и сооружениям – жилые дома, учебные заведения, магазины; совершенствуется умение рассказывать о знакомых зданиях, делиться личным опытом.

Когда дети свободно ориентируются с картой-схемой, знают название улиц Заволжья, умеют определять по силуэту здания города, детям предлагается игра «Где находится памятник». Игра проходит на уже знакомом детям «поле» города Заволжье, так же к игре предлагается комплект карточек с фотографиями памятников города, в уголке карточки имеется цифровое обозначение, но уже на зелёном фоне, которое соответствует место положению объекта на карте-схеме. Игра носит поисково-иследовательский характер, роль взрослого состоит в том, чтобы рассказать детям название памятника, историю его создания. Данное пособие помогает воспитателю формировать у детей умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования; поощрять интерес детей к событиям, произошедшими в нашей стране; воспитывать чувство гордости за её достижения, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Из этого следует, что педагог так же должен очень хорошо знать историю родного города, постоянно вести работу по самообразованию.