ребенок в детском саду

Что мы чувствуем, когда слушаем музыку? О чем размышляем, о чем мечтаем? А может быть, что-то себе представляем? И почему восприятие музыки неповторимо индивидуально? Слушая музыку, мы не только проникаемся ее настроением, наслаждаемся красотой мелодии и жанров, но и ощущаем душевную сопричастность музыкальному Высказыванию.

И взрослых, и детей волнует содержание музыкального произведения. Взрослые склонны к «погружению» в мир звуков, желаний и тонковибрирующих эмоциональных смыслов, каким и является музыка, детей же привлекает творческий диалог с ней (посредством словесного, пластического и изобразительного фантазирования).

Фантазирование — способ художественного самовыражения ребенка, найденный им «мостик» между музыкальным впечатлением и своеобразием его индивидуального воплощения.

Музыка, воображение и словесное творчество дошкольников… Каким образом осуществляется их взаимосвязь? На музыкальных занятиях мной была поставлена задача: развивать образное восприятие детьми инструментальной музыки. Почему  инструментальной? Потому что в отличие от вокальной она не содержит смыслообразующих поэтических текстов. Детям предлагается самостоятельно сочинить небольшой рассказ, опираясь на тему, характер и средства художественной выразительности музыкального опуса.

Например, пьеса Ю. Некрасова «Козел» описывает странное происшествие, случившееся с персонажем. Музыкальный сюжет сочетает эмоции страха и недоумения, что придает ему комическое значение. Чтобы настроить маленьких слушателей на юмористическую волну, читаю им смешную потешку про Козла. Ребятишки весело смеются, затем внимательно слушают музыку.

В фонохрестоматии представлено фортепианное и оркестровое исполнение пьесы. Пианист подчеркивает сюжетную линию  развития темы, оркестровая группа — многозвучие ее тембровой палитры. Создается «импульс» для активизации слушательского воображения. Дети затаив дыхание вслушиваются в осторожные «шаги», улавливают пугливые «движения», и кажется им, что вот-вот кого-то или что-то увидят… В «самом страшном» месте (кульминация пьесы) многие закрывают глаза ладошками, шумно топочут ногами, но все громко смеются!

Спрашиваю ребят после прослушивания: «Как вы думаете, что случилось с Козлом?» Дети бурно делятся своими предположениями:

  • «Козел заблудился в лесу: ходил-ходил по тропинкам и вдруг увидел на дереве Волка! Оказалось, что это была Сова, ее глаза горели в темноте, как у Волка»;
  • «Шел Козел по дороге и провалился в яму, а там — темно-темно и чьи-то косточки лежат!..»;
  • «Козлу приснился страшный сон, он испугался и проснулся!»;
  • «Козел стукнулся рогами о большое дерево, не смог вытащить свои рога, поднатужился и поднял дерево нал головой!..»;
  • «Козел увидел на дороге лужу, посмотрел в нее, а оттуда на него кто-то рогатый, бородатый смотрит! Сам себя испугался!..».

Многообразие ответов появилось после неоднократного прослушивания музыки и побуждающего к продумыванию новых историй вопроса: «А что еще могло случиться?» Сколько «мучений» пришлось претерпевать неразумному Козлу!

Необычные, увлекательные задания и игры в детском саду раскрывают творческие возможности наших воспитанников. Однажды в предновогодний день я предложила им прослушать «Музыкальную табакерку» А. Лядова: «Всем, кто любит музыку, волшебная шкатулка откроет сегодня свой секрет. Попытаемся разгадать его?» Легкость, мелодичность вальса, звенящая палитра его оркестровки (аудиозапись) навеяли ребятам сказочные образы.

Мне представилось, как девочка украшает елочку, а игрушки радуются и звенят…
Лена, 5 лет

А я увидел заснеженную полянку. Там елочка нарядная стоит, а вокруг нее Куколка с Зайчиком танцуют…
Вова, 5 лет

Волшебная шкатулочка открылась, а ней драгоценные камешки блестят, сверкают… И музыка играет…
Антон, 5 лет

Мне показалось, будто зимой расцвели розы, маки и колокольчики… Они разговаривают друг с другом и тихо-тихо лепестками шелестят…
Аня, 5 лет

Новогодние фантазии оригинальны, художественно соотносимы с характером и стилем «Музыкальной табакерки».

Фортепианное произведение «Элизе» Л. Бетховена предлагаю детям «прочитать» как музыкальное письмо. «Представим себе, что молодой человек, композитор, не смог приехать к знакомой девушке и написал для нее „нотное сообщение“. О чем говорится в нем на музыкальном языке?» Девочки, взволнованно прослушав «посвящение», стремятся найти психологическую связь между выраженными в нем чувствами нежности, восхищения и душевного смятения.

Музыка рассказывает о том, какая Элиза красивая… у нее длинные светлые волосы и голубые, как небо, глаза… Молодой человек не смог встретиться с ней, потому что началась гроза…
Кристина, 7 лет

Музыка рассказывает о любви… Композитор уехал далеко-далеко, в другую страну. Он вспоминает, как его Элиза стояла у окна и смотрела ему вслед…
Катя, 7 лет

Как значимы детские толкования пьесы («портрет», «воспоминание»), раскрывающие смысл сокровенных чувств ее автора!
Детям очень нравится описывать замыслы воображаемых «рисунков».

На вопрос: «Что вам хотелось бы нарисовать, слушая музыкальные пьесы „Гном“ и „Избушка на курьих ножках“?» (М. Мусоргский, «Картинки с выставки»), вот что они ответили:

Я нарисовала бы Гнома. Он плачет, потому что за ним гонится злой Колдун. Кругом — цветы, травка зеленеет, а све рху Солнышко свет ит, жалеет Гнома… Солнышко с неба лесенку спускает, чтобы Гномик убежал…
Марина, 7 лет

Я нарисую Бабу-ягу. Лес дремучий, деревья в паутине, а из избушки на курьих ножках Баба-яга выглядывает, Змея Горыныча в гости ждет…
Дима, 7 лет

«Рисунки» созданы под воздействием музыки и стихотворных фантазий Ю. Кушака, сопровождающих избранные пьесы музыкального цикла («Колобок», № 1, 1986). И вместе с тем в них выражено индивидуальное понимание музыкально-поэтических сюжетов. Образ Солнышка, придуманный Мариной в «Гноме», олицетворяет жизнеутверждающее начало мира; образ Змея Горыныча, введенный Димой в смысловой контекст «Избушки на курьих ножках», напротив, усиливает враждебный миру характер его проявлений.

Особое место в словесном фантазировании о музыке занимает тема природы.

Дети настолько чутки в восприятии ее звуков и красок, что кажется, будто они слышат и видят «музыкальные пейзажи». И конечно же одухотворяют их.

Гулял Месяц по небу и смотрел на землю… И цветы спят, и деревья, и птички… Заглянул Месяц в глубокое озеро, а там, на самом дне, большая рыба спит…
Алеша, 7 лет

Гулял Месяц по небу, звездочками любовался… Зашел за тучку, а из нее дождик пролился на яблоньку с яблочками…
Ира, 7 лет

В светлом образе Месяца, созерцавшего ночную природу, Алешей и Ирой художественно осмыслена фортепианная миниатюра С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами» (из альбома «Детская музыка»). Лирические «этюды» были написаны под впечатлением от прослушанной музыкальной пьесы (ее темы, выраженной в названии; настроения умиротворенности, «переклички» высоких и низких звуков, легких и плотных звуковых «мазков»), а вопрос «Что увидел Месяц?» помог «живописцам» воплотить свои представления.

Обратимся также к сочинениям ребят о фортепианных пьесах П. Чайковского «Баркарола» и «На тройке» (из цикла «Времена года»). Задание усложнилось: детям предстояло не только описать музыкальные образы летней и зимней природы, но и рассказать о своем «присутствии» в воображаемых местах.

Плывем в лодке по реке, а под веслами вода журчит, струится… В воде небо отражается, облака, можно свое лицо увидеть, если низко наклониться к воде… Вдруг так тревожно стало: мы оказались в глухом и темном месте… И снова плывем и плывем по реке…
Оля, 7 лет

Бежит тройка лошадей по дороге, все быстрей и быстрей!.. Бубенцы звенят, снежок скрипит, деревья в инее стоят, и песня русская звучит… Мы по первому снегу едем!..
Артем, 7 лет

Сочинения были представлены детьми после трехкратного прослушивания произведений. Слушатели всем сердцем внимали музыкальному повествованию, мысленно рисовали красоту воспеваемых в музыке картин и настроений, мечтали…

Музыкальное восприятие мечтателей нуждается не только в сюжетно-образных опорах.

Немаловажную роль в развитии творческого воображения девочек и мальчиков играет возможность свободного общения с классической и современной инструментальной музыкой («Мелодия» и «Сентиментальный вальс» Э. Грига, «Менуэт» и «Фуга» А. Шнитке из «Сюиты в старинном стиле», «Вокализ» М. Таравердиева, эстрадная композиция «September Morning»). На «звуковой дорожке» — два-три стилистически сочетаемых произведения. Послушаем музыку, помечтаем вслух? Детям хочется увидеть море, летать на воздушном шаре, танцевать в балете, слышать пение птиц, смотреть, как плавают лебеди, превратиться в любимых сказочных персонажей и многое, многое другое. В мечтах выражается трепетный мир детской души, расцветающей под воздействием прекрасной, возвышенной музыки.

«Слово не может до конца объяснить всей глубины музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания
чувств…» — писал В. Сухомлинский.

Музыку невозможно пересказать словами, но с помощью слов можно творчески воплотить свои впечатления.

Вспомним стихотворения С. Маршака, Б. Заходера, В. Берестова, В. Семернина, Ю. Кушака и других поэтов, посвященные музыке и музыкантам. Дети с большим интересом слушают их. Чувство, Образ и Смысл в художественном творчестве неразделимы, на каком бы языке искусства они ни выражались.

Словесное фантазирование о музыке (в произвольно выбираемых формах — сказки, рассказа, рисунка, сочинения, мечтания) развивает образное мышление дошкольников, помогает им осмыслить музыкальный опус как эмоционально содержательный текст в вариантном «прочтении», способствует формированию слушательских установок на заинтересованное внимание и художественное соучастие. Именно на творческом воображении строится музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Автор — О.А.Вайнфельд.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, номер за август 2012 года.