ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Очень важно не допустить бездумного заучивания и механического запоминания.

В.А. Сухомлинский

Автор — И.Ю.Щербакова

Нарушения речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны.

Наиболее сложными являются органические нарушения, в частности общее недоразвитие речи, осложненное стертой формой дизартрии. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, то есть сила голоса, его тембр и выразительность.

Нарушения голоса характеризуются его

  • слабостью,
  • хриплостью,
  • монотонностью,
  • сдавленностью,
  • назализованностью.

Они влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи ребенка.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок — подросток — взрослый», то есть ведут к возникновению у детей  закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Основная цель в работе с такими детьми — сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием.

Эта связь так сильна, что нарушения психического развития создают разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями. Поэтому моторика детей с данным речевым диагнозом характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, то есть координация.

Хочется также отметить, что такие дети испытывают проблемы еще и в том, что на занятиях они двигательно расторможены, беспокойны, часто отвлекаемы и неусидчивы.

МЕТОДИКА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Для того чтобы урегулировать неправильные и лишние движения детей, установить равновесие в деятельности нервной  системы, а также помочь детям говорить более выразительно и эмоционально, необходима систематическая работа по развитию моторных функций посредством движения, с помощью его различных форм и видов.

Таким образом, роль стимула развития речи, в частности ее просодики, играет формирование и совершенствование двигательной сферы детей, имеющих речевые нарушения.

В коррекционной работе с такими детьми я искала такую методику, которая помогла бы мне разрешить указанные проблемы и не перегрузить детский организм. И я нашла такой комплексный подход в методике логоритмического воздействия Г.А.Волковой, которую считаю своей педагогической находкой. Данная методика помогла мне реализовать образовательные, коррекционные, а также развивающие программы в работе с детьми, имеющими речевую патологию.

Опираясь на нее, мы совместно с музыкальным руководителем составили свою систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений. Основной принцип построения этой системы — взаимосвязь музыки, движения и слова. Именно музыка помогает детям на занятиях изображать живой и неживой мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с общим недоразвитием речи.

Следующий принцип — включение в логоритмические средства речевого материала в самых разнообразных формах (тексты  песен, хороводы, драматизации, инсценировки, потешки, музыкальные подвижные игры, считалки).

Очень важным принципом является дифференцированная направленность приемов логоритмической работы.

Анализ недостатков произвольных движений и речи у дошкольников-дизартриков показал, что группу детей необходимо условно разделить на две основные подгруппы:

  1. дети с патетической формой дизартрического нарушения;
  2. дети со спастической формой дизартрического нарушения.

Для занятий мы подбираем музыкально-ритмический материал с учетом характера речедвигательного и общедвигательного нарушений.

Так, для неловких, дискоординированных детей (с явлениями патетичности) мы стараемся подбирать такие игры и музыкальное сопровождение к ним, которые бы стимулировали их, ободряли (с четко выраженными ритмическими фразами).

Для детей со спастическими явлениями подбираем спокойные игры и музыку, способствующие расслаблению (журчание воды, шум ветерка, дождя и т. д).

И конечно же мы соблюдаем в работе принцип последовательности. Для этого все логоритмическое воздействие проводим поэтапно.

Задачи подготовительного этапа:

  • воспитание статики движений;
  • развитие общих движений ног, рук, туловища;
  • совершенствование различных видов внимания;
  • формирование навыков речевого дыхания;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица;
  • постепенное формирование нормального двигательного навыка.

В подготовительном периоде мы стремимся создать для детей психологический комфорт и эмоциональный подъем. В таких условиях успешнее решаются задачи основного периода:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков;
  • совершенствование тонких дифференцировок;
  • развитие голоса как главного компонента просодии речи;
  • развитие творческой фантазии и воображения.

Многолетний опыт работы с детьми-дизартриками помог мне выявить специфические приемы:

  • применение подетальной подачи материала с демонстрацией отдельных элементов;
  • большее внимание совершенствованию координации и переключению движений;
  • чередование статических и динамических упражнений для детей с повышенной утомляемостью;
  • показ упражнений в сочетании со словесным объяснением педагога.

Исходя из задач, я планирую свои занятия в детском саду таким образом, чтобы они включали элементы музыкального, физкультурного занятий, занятий по ритмике. Для закрепления всех полученных знаний в конце недели проводится логоритмическое занятие вместе с музыкальным руководителем.

А для того чтобы успешнее реализовать наши цели, мы составили единое перспективное планирование логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. В нем мы использовали принцип единого тематического планирования и концентрического наращивания материала по всем лексическим темам.

За основу занятий мы взяли разнообразные сказочные сюжеты, воображаемое путешествие или экскурсию, фольклорные источники, сюжетные игры. Все это способствовало формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживало положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям.

А теперь рассмотрим более детально те логоритмические средства, которые мы используем ежедневно на своих занятиях. А также познакомим со своей системой музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в которых используются данные логоритмические средства.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Практически на каждом занятии мы используем динамические упражнения, включающие различные виды ходьбы, бега и маршировки со словесным и музыкальным сопровождением.

Эти упражнения учат первоначальным навыкам ходьбы по кругу, парами, группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать одинаковые  расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны.

У детей с нарушениями речи отмечается отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость при ходьбе, замедленность движений.

Ходьбу, маршировку, бег, сочетающиеся со словом и музыкой, включаем в каждое занятие. Данные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому следует направлять внимание на руководящую роль музыки. Для того чтобы включать эти упражнения в ход занятия, мы используем различные занимательные сюжеты: «Лесная зверобика», «Веселый зоосад», «Заводные игрушки», «На бабушкином дворе» и т. д. Они дают возможность детям превратиться в разных персонажей и быть похожими на них, продемонстрировав данные физические упражнения.

Все движения дети выполняют под выразительный поэтический текст с использованием подобранной музыки или без нее.

Чтение четверостиший требуется произносить в умеренном темпе, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это помогает развивать творческое воображение детей, способствует улучшению качества движений, их выразительности и пластичности. Проявляя фантазию и выдумку, ребенок может действовать самостоятельно или же следовать образцу исполнения, который предлагает ему взрослый.

Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок,
Красная бородка,
Важная походка.

Дети идут, высоко поднимая ноги, с хорошо оттянутым вниз носком. Корпус следует держать прямо, голову слегка поднять.  Руки расправлены и несколько отведены назад. Во время движения дети активно «машут крыльями», поднимая и опуская руки.

Следующие игры и упражнения направлены на развитие дыхания, голоса и артикуляции, как неотъемлемой части развития просодии речи.

Разработан целый комплекс артикуляционной гимнастики, которая проводится в нетрадиционной форме — с применением точечного самомассажа и элементами биоэнергопластики, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. С помощью этих упражнений биоэнергия равномерно распределяется в организме ребенка. В результате  развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Ценность такой артикуляционной гимнастики состоит в том, что ее можно включать в различные подвижные игры в детском саду с пением, игры-драматизации, потешки, физминутки.

Комплекс дыхательных упражнений направлен на формирование глубокого вдоха и диафрагмально-реберного дыхания, так как у многих детей дыхание ключичное, поверхностное. Выполняется в игровой форме и сочетается с движениями рук, ног, туловища, головы и одновременно включается речевой материал, который произносится на выдохе. Сначала это гласные и согласные звуки, которые произносятся изолированно. Потом сочетания этих звуков, характеризующие звукоподражания животных, птиц, людей и неживых предметов. Эти движения как бы усиливают речевой вдох и выдох.

В целом эта дыхательная гимнастика насыщает организм ребенка кислородом и укрепляет иммунную и нервную систему. Некоторые упражнения дети придумывают сами и с удовольствием их выполняют. Например, «Птичка» — делать вдох
носом с одновременным поднятием рук, на выдохе произносить «фр-р-р», «гр-рр».

Очень широко применяем на занятиях упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Эти упражнения учат управлять своими движениями. С самых первых занятий дети учатся чувствовать мышечно-двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, холодные и теплые предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются  игры-превращения, которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей тела (ног, рук, головы, шеи, плеч), а также всего тела в целом и сравнивать их. В результате дети начинают изображать сначала различные явления живой природы (холодный и теплый ветер, солнечные лучики, распускающиеся и замерзшие деревья, крылья птиц, плеск волн и т. д.), а потом и неживые предметы (куклу, самолет, подушку, стол, диван и т. д.). В процессе этой работы очень активно начинает обогащаться словарь, что немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Образы-представления постепенно переходят в образы-понятия, смысл слов постигается за счет образования связей между образами предметов, явлений и словами, их  обозначающими.

Применяем в работе игры-миниатюры, которые учат детей пластичности выполнения движений, оживляют их фантазию и воображение.

С помощью этих игр можно организовать отдых ребенка на занятии, так как в них чередуется напряжение и расслабление всего тела. Проводятся они под музыкальное сопровождение и выразительный стихотворный текст.

Качели

Все лето качели
Качались и пели,
И мы на качелях
К небу летели!
Настали осенние дни,
Качели остались одни.
Лежат на качелях
Два желтых листа,
И ветер качает
Качели слегка.

Дети раскачивают вперед-назад свободные руки, легко пружиня в коленях. Голова мягко опускается вниз. Кисти рук медленно опускаются. Туловище слегка раскачивается вправо и влево.

Следующее логоритмическое средство — счетные упражнения.

Мы используем их на занятиях для конфликтных,  неуравновешенных детей, для их организации при выполнении заданий. Например, для того, чтобы выбрать одного водящего для игры, используются веселые считалки. Дети разучивают их в свободное время с воспитателем. Счетные упражнения включаем и в организационный момент, когда предлагается посчитать, сколько детей на занятии, пересчитаться по порядку, рассчитаться на первый, второй и т. д. Счет помогает разделиться детям на команды, если в ход занятия включается задание с соревнованием.

Для расторможенных, перевозбудившихся детей включаем такое логоритмическое средство, как слушание музыки.

Дети с удовольствием слушают музыкальные отрывки, характеризующие различные времена года, движения, повадки, голоса животных, птиц и т. д. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов позволяет привлекать внимание к изменению музыки и регулировать движения детей. Музыка помогает добиться устойчивости внимания детей, когда они начинают уставать на занятиях или слишком перевозбудились. По сюжету занятия можно включить музыку, иллюстрирующую явления природы — журчание ручейка, шум ветерка, шум дождя. Музыкотерапия побуждает сосредоточить внимание и активизировать речевую деятельность.

Мышечный тонус ослабленных, вялых, пассивных детей хорошо развивается с помощью хороводных подвижных игр с пением. Они развивают слуховое внимание, координацию движений, активизируют речевую активность и создают бодрое и радостное настроение. Дети под музыку имитируют текст песни с помощью движений.

Пример — Игра ТАНЕЦ В КРУГУ

Дети стоят в хороводе и выполняют ритмичные движения под пение педагога. Используется хорошо знакомая мелодия русской народной песни «Как пошли наши подружки»:

Мы сейчас пойдем направо
Дружно — раз, два, три!

А потом пойдем налево
Дружно — раз, два, три!

В центре круга соберемся
Дружно — раз, два, три!

И на место все вернемся
Дружно — раз, два, три!

Тестовыми играми по развитию просодии речи я считаю игры-драматизации, которые включаются на более поздних этапах  обучения.

Дети с помощью пантомимики, выразительной речи передают образ своего героя. Движения побуждают детей превращаться в настоящих артистов. Занятия проходят на эмоциональном подъеме. Таким образом, система этих упражнений и игр дает возможность проявить свою индивидуальность ребенку с различными психологическими особенностями.

Эта методика носит здоровьесберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, формированию осанки, развитию дыхания. А хорошая осанка и правильное дыхание — залог здоровья каждого человека. Данная методика полезна не только педагогам коррекционных групп, но и родителям, педагогам-психологам, учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений любого вида и типа.

Конспект логоритмического занятия В ГОСТИ К БАБУШКЕ

Цели

  • Активизировать словарь по теме «Домашние животные».
  • Закрепить артикуляцию и характеристику звука [у].
  • Развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию движений и речи.
  • Вырабатывать речевой выдох.
  • Развивать выразительность движений и речи.
  • Прививать любовь к животным.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети под веселую мелодию подскоками заходят в зал и встают в кружок

Логопед:

— Сегодня мы поедем в гости к бабушке. Вы радуетесь, когда едете в гости к бабушке?

Дети:

— Да!

Логопед:

— А когда люди радуются, они хлопают в ладоши. Давайте и мы похлопаем.

2. Развитие чувства ритма

Дети проговаривают текст, хлопают на каждое слово, последнее слово в строчке выделяют хлопком над головой

Дети:

— Лады, лады, ладушки,
Едем в гости к бабушке,
К нашей милой бабушке,
К бабушке Забавушке.
Едут к ней ребятушки,
Милые внучатушки.

3. Развитие речевого выдоха

Логопед:

— Нам надо торопиться, потому что поезд подает сигнал к отправлению и поет свою песенку.

Музыкальная распевка «туууууууууууууу»

Беседа по вопросам
— Какая песенка — длинная или короткая? Почему?
— Какой звук помогает ее тянуть?
— Какой это звук?

4. Артикуляция и характеристика звука [у]

5. Развитие ритмичности движений

Логопед:

— Поезд набирает ход.

Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку по тексту.

Дети:

— Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим!
И в окошечко глядим,
Весело глядим!
Едет, едет паровоз —
Сто колес, сто колес.
Ребятишек он повез,
Весело повез.

6. Координация движений и речи, развитие слухового внимания

Логопед:

— Послушайте музыку и угадайте, кто нас встречает вместе с бабушкой?

Дети:

— Петушок.

По желанию ребенок надевает маску петуха и рассказывает стихотворение, сопровождая речь движениями (ритмичные поднятия рук и ног).

Ребенок:

— Вот идет петушок,
Гордо поднял гребешок,
Красная бородка,
Гордая походка.

Логопед:

— Стоя спит, опустив голову, лошадка. Вот она открывает глаза и ржет: и-го-го.

Ребенок в маске изображает лошадку, сопровождая речь движениями, цокает языком и щелкает пальцами.

Ребенок:

— Я лошадка — серый бок,
Цок, цок, цок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь, прокачу,
Цок, цок, цок, цок!

Логопед:

— Прокатимся на лошадке?

Дети под фонограмму ритмично цокают языком и щелкают пальцами.

Логопед:

— А гусь хочет похвастаться, у него в семействе прибавление. Покажите пальчиками, какие клювики у гусей?

Дети соединяют большие и указательные пальцы на руках обеих рук и ритмично проговаривают текст, открывая и закрывая «клювики».

Ребенок:

— Га-га-га — гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь,
На гусят и на гусыню
Все гляжу не нагляжусь.

Логопед:

— Но больше всего нас ждала кошечка, потому что она любит, когда ее гладят.

Дети расслабленной рукой под стихотворный текст имитируют поглаживание кошки.

Дети:

— Кисонька, мурысенька,
Ест, пьет, песенки поет,
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.

Логопед:

— Давайте попросим кошечку научить нас ходить так же мягко, как она.

Ребенок надевает маску кошки и имитирует ее движения.

Ребенок:

— Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша,
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается.

7. Развитие мелкой моторики

Логопед:

— Давайте погладим кошку за ушками.

Дети под музыку ритмично каждым пальцем имитируют поглаживание

8. Развитие речевого выдоха

Логопед:

— Кошка увидела мышку. Покажите, как она прыгает.

Дети сжимают пальцы в кулачки, делают вдох носом. На выдохе выбрасывают руки вперед, произнося «мяу».

9. Подвижная игра КОШКИ И МЫШКИ

Дети выбирают кошку с помощью считалки: ребенок проговаривает считалку, показывая рукой на каждого ребенка.

Ребенок:

— Вот идет черный кот,
Притаился, мышку ждет.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Кошка выходит на охоту за мышами. Как только кошка засыпает, мышки выходят гулять

10. Итог. Ритмичное проговаривание с хлопками

Дети:

— Лады, лады, ладушки,
Где были? У бабушки.
До свиданья, бабушка,
Бабушка Забавушка.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, февраль, 2010 г.