ребенок в детском саду

Детская психологияРубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день. Моему сыну 5 апреля будет 2 года, и меня очень беспокоят следующие вопросы:

— он никак не хочет проситься на горшок. Я ему уже и объясняла, и сама сажала, но сидит со слезами. Может встать и через 5 минут пописать в штаны. У меня уже не хватает терпения и я даю ему по попе. А по большому ему и самому не нравится, когда он грязный и он говорит фу-фу, но когда уже поздно. А когда только начинает делать в штаны, то притаится где-то, спрячется, как будто вину чувствует.

— мало в обед спит. Раньше спал по 3 часа, а вот после простуды стал спать по 1,5. Я думала потом наладиться — но никак.

— когда ему запрещаешь что-то делать — не слушается, делает со скандалами. А в некоторых случаях, пока по заду не дашь, замахивается, иногда подходит и ударяет, иногда плакать начинает, но всегда отвечает «неа».

Помогите, пожалуйста. Я чувствую себя такой плохой мамой. Мне хотелось, чтоб ребенок был спокойный, послушный. Он очень подвижный, везде лазает, все трогает, ломает. Я злюсь на него и вымещаю свою злобу на нем. А потом очень очень злюсь на себя, что чувствую, что не так поступила, не так надо было, но не могу себя в такие моменты контролировать, но я очень люблю своего сына, я так его хотела.

И еще одно: сын плачет, когда я ухожу. У него жуткие истерики. А после моего ухода он берет мою вещь (что пахнет мной) и ходит с ней по квартире. Больше всего он боится оставаться с папой (папа очень строг с ним и у него разговор короткий — по заду и в детскую комнату). Я пыталась поговорить с мужем, но у него свое виденье вопроса. Он не хочет, чтоб сын сел ему на голову (типа как мне, что он меня не слушает). Я не знаю, что мне делать. Мне очень хочется, чтоб у нас была дружная семья. Заранее спасибо за ответ.

Отвечает Николаевская Елена, детский психолог:

Добрый день. Вопросы, связанные с приучением ребенка к горшку возникают очень часто. Следует помнить, что независимо от того, высаживаете ли вы ребенка на горшок с 6-ти месяцев, или приучаете после года, сам он начнет им пользоваться примерно с 2-летнего возраста. Это связано с этапами созревания головного мозга. Замечательно, что вы высаживаете малыша на горшок, объясняете. Так вы закладываете знания о предмете и его назначении, и это знание малыш использует, когда будет готов. Однако слезы и наказания следует исключить. Дело в том, что если у ребенка горшок будет ассоциироваться с наказанием, это может затормозить процесс приучения к горшку, или нарушить процесс оправления, что может повлечь за собой возникновение невроза. В вашем случае эффективны будут следующие действия:

  • Уберите горшок на 1-2 недели, можете купить новый, отличный от предыдущего. За это время малыш успокоится.
  • Горшок должен появиться в игровой ситуации и сажать на него вы будете мишек, машинки, книжки, папу, подушку. Все, что угодно, но не ребенка.
  • Когда вы видите, что ребенок хочет в туалет, вместе «поищите» куда оправиться. Кстати мальчик может пописать и стоя. Таким образом, вы демонстрируете, для чего нужен горшок, и не заставляете сына сидеть.
  • Покажите ребенку, для чего нужен унитаз. Ведь есть, спать, ходить и т.д. он научился, подражая, а не на основе словесных инструкций.
  • Горшок должен быть теплым.

Будьте терпеливы и доброжелательны и вы добьетесь успеха.

Продолжительность сна у детей непостоянна. Режим сна резко нарушается от перенесенного стресса: болезнь, изменение режима, перемена в обстановке и т.д. Причиной могут быть этапы взросления и развития нервной системы. В зависимости от возраста изменяется продолжительность дневного сна. Смотрите на своего ребенка. Если у него усталый вид — он недосыпает. Установите строгий режим дня. Вставайте пораньше, делайте гимнастику, подольше гуляйте, больше движений на воздухе, питайтесь в одно и то же время. Исключите просмотр телевизора перед дневным сном. Если ребенок выглядит отдохнувшим — организм перестраивает свой режим.

Ваш ребенок не слушается, бегает, ломает, везде лазает? Радуйтесь, у вас абсолютно здоровый ребенок. Когда он вдруг станет послушным, спокойным и будет делать лишь то, что можно — можете беспокоиться. У Джерома Клапки Джерома есть цикл рассказов «О детях» — почитайте, они весьма актуальны и вас подбодрят. Рассмотрим вопрос с запретами. Что конкретно вы запрещаете: лазать пальцами в розетку или играть половником. Для маленького ребенка запретов должно быть мало. Он растет и изучает мир вокруг. Когда вы отнимаете кастрюлю или рассыпанную крупу, вы мешаете ему развиваться, вот он и возмущается. Дети до 2.5 лет больше играют предметами обихода, чем игрушками. Спрячьте подальше то, что малыш не должен достать и он не испортит дорогие приборы, не перебьет хрусталь. Изучайте вместе те предметы, которые можно показать только под контролем взрослого — и он будет знать, что иголка колется, а утюг горячий. Оставьте для запретов только жизненно опасные вещи: ток, проезжая часть, плита, окошко+ Составьте список сами и, во-первых — вы успокоитесь, во-вторых — ваш малыш реже будет говорить «неа».

С мужем, конечно, будет сложнее, ознакомьте его с литературой по воспитанию детей. Попросите его рассказать, каким он был ребенком, и как воспитывали его. Всегда ли были правы его родители, понравилось бы ему, если бы с ним обращались так же, как он обращается с сыном. Возможно, он еще не осознал, что сыну всего лишь 2 года. Можно спросить, как бы он (муж) относился к человеку, который бы его постоянно бил, без объяснений. Возможно, он не знает, что с этим малышом делать и как с ним общаться. Приучайте их друг к другу, рассказывайте мужу, как сын, повзрослев, разделит увлечения своего отца, как отец сможет гордиться сыном. Посмотрите на их взаимоотношения со стороны, и вы найдете решение.