ребенок в детском саду

Автор — Марина Сергеевна ЛЫСОВА, музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 12, г. Александров Владимирской области

С древнейших времен известно, что музыка обладает целительными свойствами. В статье представлен опыт работы музыкального руководителя с детьми, имеющими отклонения в развитии, описаны различные игры в детском саду и игровые упражнения, способствующие терапевтическому и коррекционному эффектам.

Детей с отклонениями в развитии становится все больше. Этому есть много причин: неблагоприятные экологические
условия, чрезмерно напряженный ритм жизни, недостатки в развитии современной медицины. В нашем детском саду функционируют три специализированные группы для детей с умственной отсталостью. Я стала работать с ними недавно и сразу столкнулась с тем, что не удавалось решить образовательные задачи, которые ставила перед собой.

Среди проблем можно назвать:

  • непроизвольность движений;
  • боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
  • речевые нарушения или отсутствие речи;
  • замкнутость, неактивность у аутичных детей (не смотрит в глаза взрослого и не интересуется игрушками);
  • неустойчивые внимание и память у дошкольников с задержкой психического развития.

Даже самое элементарное содержание музыкальных занятий оказалось для них неприемлемым. Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

  • не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
  • не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
  • не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка протянуть руку за игрушкой или научиться стучать палочкой по деревянной коробочке.

К сожалению, методических пособий для музыкальных руководителей, посвященных работе с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, пока немного. Практика работы с детьми с отклонениями в развитии показывает, что в ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальные занятия, праздники, развлечения и др.) даже при дифференцированном подходе невозможно осуществить коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации проблемных детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:

  1. психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
  2. логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
  3. систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для дошкольников виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание и развивает. Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми с пониженным интеллектом, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим психические отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для дошкольников, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц:

  • игры на развитие внимания: ЧТО СЛЫШНО?, БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!, СЛУШАЙ МУЗЫКУ!;
  • игры на развитие памяти: ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО, ТЕНЬ, В МАГАЗИНЕ ЗЕРКАЛ;
  • игры на преодоление двигательного автоматизма: ФЛАЖОК, СТОП!, ЗАМРИ!;
  • подвижные игры: ИГОЛКА И НИТКА, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ, ЛОВИШКИ, СОВА, САМЫЙ ЛОВКИЙ НАЕЗДНИК;
  • игры, способствующие успокоению и организации: СЛУШАЙ КОМАНДУ!, ИДЕМ ЗА СИНЕЙ ПТИЦЕЙ;
  • игры на выражение различных эмоций: ТАНЯ-ПЛАКСА, ПОССОРИЛИСЬ-ПОМИРИЛИСЬ, ПРОГУЛКА.

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Еще В.М. Бехтерев утверждал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

ОПИСАНИЕ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН ПСИХИКИ

Будь внимателен!

Цели: стимулировать внимание; учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под «Марш» С. Прокофьева. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» – двигаться прямым галопом, «птицы» – «летать», то есть бегать, раскинув руки.

Запомни свое место

Цель: развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят по кругу, каждый запоминает свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки возвращаются на свои места.

Флажок

Цель: преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,
все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Иголка и нитка

Цель: развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.

С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку. Дети становятся друг за другом.
Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны».

Самый ловкий наездник

Цель: развитие внимания, сообразительности, ловкости, быстроты реакции.

По залу расставлены стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все скачут по залу, как «лошадки». В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки (Р. Шуман «Смелый наездник») дети садятся на стулья, обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.

Идем за Синей птицей

Цель: тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.

Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие») слова:

Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

Поссорились – помирились

Цель: выражение различных эмоций с помощью движений.

Дети стоят парами спиной друг к другу и притопывают одной ногой, изображая поссорившихся ребят; руки на поясе.
Затем поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным (таблица). Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

  • ритмическая разминка;
  • упражнение на развитие внимания;
  • упражнение, регулирующее мышечный тонус;
  • упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
  • упражнение для развития координации слова с движением;
  • слушание;
  • пение;
  • упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
  • упражнение для развития речевых и мимических движений;
  • игра;
  • заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

Полетаем— Вводное упражнение на развитие внимания

Педагог (под музыку) показывает картинки с изображением различных видов транспорта и предлагает детям (под ту же музыку) двигаться так, как: автомобиль (дробным шагом), лодка (покачиваться с ноги на ногу), самолет (легкий бег), лошадь (галопом).

Упражнение, регулирующее мышечный тонус

Дети изображают пантомиму «Ремонт автомобиля» («закручивают гайки» – вращают кистями рук, «накачивают шины» – наклоняются с выдохом и произносят: «Ш-ш»).

Упражнение для развития чувства темпа и ритма

П е д а г о г:

– Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.

– Что это?

(Поезд.)

– И мы с вами поедем на поезде.

Упражнение для развития координации слова с движением

П е д а г о г:

– Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?

(Самолет.)

Д е т и  в м е с т е  с  п е д а г о г о м:

– Сам, сам, самолет.

Дети два раза хлопают и разводят руки в стороны.

– Тут и там самолет.

То же самое.

– Самолет летит близко-далеко.

Руки сначала к себе, затем от себя вытянуть.

– Самолет летит низко-высоко.

Руки вниз; встают, руки в стороны.

Слушание

Пьеса Р. Шумана «Смелый наездник».

Пение

Песня «Паровоз» (музыка В. Карасевой).

Упражнение для развития речевых и мимических движений

П е д а г о г:

– Как стучат вагоны? Какую песенку поют?

Д е т и:

– Так-так-так, так-так-так.

П е д а г о г:

– А какую песенку поет паровоз?

Д е т и:

– Ту-ту-ту!

П е д а г о г:

– А как стучат копыта лошади?

Д е т и:

– Цок-цок.

П е д а г о г:

– Как сигналит машина?

Д е т и:

–Би-би-би.

Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук

Дети изображают скачущих лошадок, капитана, который смотрит в бинокль, хлопают в ладоши (стучат вагоны), трут ладонь о ладонь (шуршат шины).

Игра ЛЕТЧИКИ, СЛЕДИТЕ ЗА ПОГОДОЙ (под музыку М. Раухвергера)

П е д а г о г:

– Все готово к полету. Будьте внимательны. Погода может измениться (Солнце – полет, гроза – садятся на аэродром.)

Заключительное упражнение
П е д а г о г:

– После трудного полета летчикам надо отдохнуть.

Дети ложатся на ковер. Звучит музыка. Затем рассказывают о том, что видели в полете.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому пришлось внести коррективы в подбор музыкально-дидактических игр. Так, например, ребята с умственной отсталостью, задержкой психического развития определяют звучание различных инструментов сначала на слухозрительной основе, а потом только на слух. В ходе проведения упражнения УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ сначала даю возможность увидеть музыкальные инструменты, послушать их звучание и найти на карточках их изображения.

В следующий раз музыкальные игрушки ставлю за ширму, и ребенок только по звуку определяет инструменты (барабан, бубен, дудочку, колокольчик).

Участвуя в такой игре, как МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, дети, рассматривая иллюстрации, угадывают, к какой песне они сделаны. Методика проведения игры такова, что позволяет всем детям, независимо от тяжести дефекта, включиться в нее. Угадывая песню, ребенок, у которого отсутствует речь, подходит к столу и выбирает из нескольких иллюстраций или игрушек ту, которая соответствует содержанию песни.

В игре КАК ТЕБЯ ЗОВУТ на развитие чувства ритма также может принимать участие тот, у кого отсутствует речь. На вопрос «Как тебя зовут?» ребенок берет кубики и отстукивает ритмический рисунок своего имени: Ка-тя (2 удара), Ма-ри-на (3 удара).

У дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью формирование способности различать звуки по высоте, силе, длительности дает лучшие результаты, если оно строится на зрительной опоре.

Соответственно в игре «Птичка и птенчики» после прослушивания высоких и низких звуков дети поднимают изображение «мамы птички» – на низкие звуки, а «птенчиков» – на высокие звуки.

Различение звуков по силе лучше усваивается с помощью известной игры ГОРЯЧО-ХОЛОДНО, когда звуки бубна
усиливаются или становятся тише в зависимости от приближения или удаления ребенка от спрятанного предмета.

Важную роль играют материалы, используемые в работе с детьми:

  • различные куклы (дымковские, верховые куклы на гапите, настольные вязаные и др.),
  • игрушки, сделанные своими руками (погремушки, волшебные нити, звучащие бутылки, пособия на различение звуков и др.)

Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.
Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто стучит в барабан, а только когда играет музыка, выполняет то, что просит музыкальный руководитель, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок попадает палочкой по барабану, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дошкольники узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка.

Литература:

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное воспитание. – 1996. –№ 5–9.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №3 за 2011 год.