ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

игрушки

Вопрос: Здравствуйте, у меня такой вопрос. В детском саду, где я работаю, программа Васильевой. Я ничего против программы не имею, но методика старая, 70-80 годов. Сейчас в интернете много сайтов, где показаны очень интересные работы. Также появилось много новых методик, по аппликации, к примеру: квилинг, айрис, фолдинг, пластилинография и прочее. Я стараюсь познакомить детей со многими этими и другими методиками. Соответственно, занимаюсь не по программе.

Детям очень нравятся мои занятия в детском саду: на занятиях полная тишина, и дети занимаются с удовольствием. Родителям тоже мои работы нравятся, но старший воспитатель постоянно меня ругает за то, что я делаю работы не по программе, и если будет комиссия в саду и они увидят мои работы не по программе, то будут проблемы. Вплоть до увольнения.

Так неужели за интересные занятия не по программе в детском саду, но которые очень нравятся детям, могут уволить? 

Отвечает юрист В.Коржов:

Здравствуйте, я разделил Ваше обращение на две части:

  • об обязательности применения и реализации программы дошкольного образования (с учетом творческого подхода к образовательному процессу),
  • о последствиях неисполнения такой программы.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении согласно ч. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» (далее Закона) определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. При этом образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ (ч. 6 ст. 14 Закона);

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»), обязательные при реализации такой образовательной программы (ч. 6.2. ст. 9 Закона).

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 32 Закона к компетенции ДОУ относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов.

В порядке п 12. Положения (Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении») ДОУ несет ответственность за:

  • выполнение функций, определенных уставом;
  • реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • качество реализуемых образовательных программ;
  • соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 55 Закона педагогические работники при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников (но только!!!!) в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Согласно п. 2.5. ФГТ образовательная программа состоит из двух частей:

  1. обязательной части;
  2. части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В Порядке п. 2.7. ФГТ часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

  1. видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
  2. специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В соответствии с п. 2.9. ФГТ объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20% общего объема Программы.

Согласно Методики (Письма Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с Методическими рекомендациями о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования) среди целей дошкольного образовательного учреждения также может быть внедрение (апробация) новых образовательных программ, технологий, методик или экспериментальная деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, различных моделей дошкольного образования (дошкольное образование в модели семейного воспитания, центра игровой поддержки ребенка, лекотеки).

В порядке норм ч. 1 ст. 31 Закона органы местного самоуправления отвечают за организацию общедоступного бесплатного дошкольного образования, то есть могут осуществлять контроль за исполнением норм законодательства (Закона, Положения, ФГТ, Методики), которыми предписано соблюдать утвержденную образовательную программу.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Таким образом педагогические работники ДОУ обязаны в ходе образовательного процесса реализовывать мероприятия утвержденной в этом ДОУ образовательной программы.

Как можно легально проводить занятия не по программе в детском саду:

1) дополнить (изменить) силами педагогического коллектива ДОУ обязательную часть образовательной программы в порядке, установленном Уставом ДОУ; на практике целесообразно разработать аналитическую справку (обоснование) о необходимости изменений и дополнений; утвердить протокол педагогического совета о принятии изменений и дополнений в образовательную программу; издать приказ по ДОУ о реализации принятых изменений и дополнений; утвердить учредителем принятые изменения (дополнения);

2) инициировать изменение (дополнение) обязательной части или части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, родителями воспитанников ДОУ, которые согласно договору с ДОУ (регламентирован ч. 4 ст. 18 Закона) могут обратиться к заведующему ДОУ или в орган местного самоуправления с просьбой о внесении необходимых изменений в образовательную программу ДОУ.

Также незапланированные педагогические мероприятия могут осуществляться в порядке п. 22 ФГТ в рамках дополнительных образовательных программ за пределами определяющих статус ДОУ образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Следует отметить, что согласно Методики образовательная программа ДОУ разрабатывается на основании ФГТ и примерной основной общеобразовательной программы.

Исполнение требований обязательной образовательной программы ДОУ, как правило, определяется в Уставе ДОУ обязанностью всех педагогических работников.

В соответствии с п. 1 ст. 336 Трудового кодекса РФ и ч. 4 ст. 56 Закона дополнительным основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником может служить повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения.

Таким образом повторное в течение года нарушение графика (порядка) реализации обязательной образовательной программы ДОУ может представлять собой соответствующее грубое нарушение Устава ДОУ с последующим увольнением педагогического работника в порядке п. 1 ст. 336 Трудового кодекса РФ полномочиями заведующего ДОУ, так как согласно п. 50 Положения заведующий дошкольным образовательным учреждением осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы.