Особенный ребенок – особенный во всем. Ему нужен другой подход, другие стимулы, другие слова. Елена Лаврик, педагог, воспитатель старшей группы в необычном киевском детском саду для детей с аутизмом «Дитина з майбутнім», хорошо знает, что такое работать с особенными детьми, что и как им рассказывать, чему учить и от чего отучивать.
В данном мастер-классе Елена расскажет нам, как научить ребенка с аутизмом раздеваться-одеваться, и поделится полезными практическими советами.
1. Учим ребенка раздеваться.
Снять легче, чем надеть, поэтому в процессе обучения ребенка навыкам одевания сначала лучше научить малыша раздеваться. Обучение процессу раздевания лучше осуществлять двумя способами параллельно.
- Первый способ — «Попробуй сам». Он заключается в том, что взрослый, проговаривая фразу «Я снимаю …» и приспустив ребенку штанишки или приподняв футболку, сначала показывает, что надо снять одежду, а потом говорит: «Попробуй сам».
- Второй способ — «Давай помогу» — подразумевает частичную помощь со стороны взрослого, то есть воспитатель раздевает малыша его же руками. Руками ребенка — это означает, что воспитатель берет малыша за кисти рук и помогает манипулировать пальчиками.
Цель первого способа выяснить, как ребенку проще снять одежду. Например, некоторым детям проще снимать футболку, потянув за рукава, другие тянут за ворот, а третьи — за низ.
По результатам наблюдения воспитатель переходит ко второму способу «Давай помогу», то есть помогает малышу его руками снять одежду так, как ему удобно. Если ребенок отказывается снимать сам, тогда взрослые переходят сразу ко второму способу, помогая снимать одежду руками малыша.
2. Учим ребенка одеваться.
Когда процесс раздевания освоен, переходим к следующему этапу — учимся одеваться. Этот этап желательно разбить на несколько шагов. Первый шаг — взрослый частично (до половины) надевает одежду на ребенка, а дальше ребенок дотягивает сам. Например, взрослый надевает носки до пятки (штанишки до колена), а дальше предлагает ребенку надеть самостоятельно.
Чтобы научить малыша надевать футболку или свитер можно поиграть в игру «Ку-Ку». Воспитатель надевает футболку на голову ребенку так, чтобы было закрыто лицо. Такие действия вызывают естественное желание освободиться из некомфортной обстановки, и малыш просовывает голову в горловину. «Ку-Ку» — с улыбкой на лице говорит воспитатель.
Важно: если у ребенка в процессе данной игры присутствует паническое чувство страха, данный метод применять нельзя.
Иногда дети вместо того чтобы надеть, снимают футболку. В таком случае взрослый должен постараться надеть так, чтобы горловина была единственным «выходом». Все действия воспитателя и ребенка сопровождаются словами «футболка, это футболка, надеваю футболку» (описание действий для детей с аутизмом должны озвучиваться от имени ребенка «надеваЮ носки», а не «надеваЙ носки»).
На каждом следующем этапе количество помощи взрослого уменьшается. Например, сначала носки надеваем только на пальчики, потом даем в руки пяткой вниз, дальше берем руками ребенка и разворачиваем пяткой вниз. На следующем этапе – берем ребенка за запястье или предплечье и помогаем удерживать правильное направление и не отвлекаться от процесса и так далее.
Также хорошо использовать игру «Помоги мне», в которой дети помогают друг другу одеваться, наблюдая процесс одевания как бы со стороны.
3. Учим одеваться правильно.
Самая большая сложность в этом процессе — это научить особенного ребенка смотреть на то, что он делает и не отвлекаться от процесса. Очень часто дети с расстройством аутичного спектра надевают одежду навыворот, просовывают две ноги в одну штанину, надевают футболку через ворот, носки пяткой вверх. Это происходит не только потому, что они не умеют или не понимают, как одеваться, а еще и потому, что они не сосредоточены на процессе. В данном случае хорошо действует прием «Тебе удобно?». Его суть заключается в том, что ребенку дают возможность одеться неправильно: например, надеть одну штанину на две ноги, а потом предлагают идти. Обычно дети быстро включаются и тут же переодеваются правильно. Но это еще не значит, что в следующий раз ребенок будет сосредоточен на процессе. Многим детям требуется повторение приема иногда по 3-5 раз.
Когда учить ребенка выворачивать одежду зависит от интеллекта. Для одних — это следующий этап после усвоения процесса одевания, других можно начинать учить в процессе обучения раздеваться.
Одеваться в правильной последовательности — это последний этап обучения. Особенный ребенок может запомнить, как и в какой последовательности одеваться, только или опираясь на собственный интеллект, или методом заучивания.
4. Памятка родителям.
Одежда и обувь для ребенка с особенностями в развитии должны быть удобны для самообслуживания!