Социализация – это умение вести себя в обществе. Обычные дети всегда копируют взрослых, поэтому им легче научиться каким-то общепринятым манерам и правилам. Но ребенок с аутизмом не может повторять за другими, его надо учить даже самым элементарным вещам: закрывать двери, одеваться и раздеваться в нужных местах, не есть руками, а часто даже учить жевать. О том, как происходит социализация особенных детей, рассказывает психолог школы-сада «Дитина з майбутнім» Юлия Миколюк.
— У детей с аутизмом нарушен процесс взаимодействия с внешним миром. И за счет этого им очень сложно чему-то научиться или что-то усвоить. Они уходят от общения – одни просто игнорируют внешний мир, другие активно отвергают его, и вторжение в их мир для них очень болезненное. Некоторые исследования даже утверждают, что аутисты могут чувствовать боль от общения.
У некоторых из них есть те элементарные навыки, проявления, которых мы ждем от всех детей. Но во многих случаях ребят нужно учить дополнительно.
Для успешной работы с особенными детьми необходимо выполнять своего рода правила:
1. Наладить первичный контакт с ребенком.
Общаясь с девочкой или мальчиком, педагог должен понять, что она/он умеют, какой у них характер, а главное – что им нравится. Именно то, к чему тянется ребенок, и что приносит ему удовлетворение, можно использовать для дальнейшего поощрения. А это очень важно для детей с аутизмом. За каждый успех их необходимо хвалить.
2. Знакомить ребенка с правилами поведения постепенно, плавно.
Рамки для ребенка вводятся постепенно, чтобы не было резкого перехода, который может его травмировать. Потому что особенные дети могут быть в шоке от того, что вокруг всего так много.
3. Использовать принцип «от простого к сложному».
Все действия, которым мы пытаемся научить ребенка, педагоги разбивают на маленькие шажочки и, конечно же, начинают с самого простого. Это тоже помогает наладить первичный контакт с детьми с аутизмом.
4. Давать много подсказок.
В первое время мы не должны требовать от ребенка сразу сделать все быстро и правильно. Мы должны давать ему подсказки и не забывать хвалить даже за самый маленький успех. На первых этапах педагоги часто делают все руками ребенка. Но также важно помнить о том, что необходимо постепенно уменьшать подсказки, а со временем и совсем уходить от них. Это необходимо для того, чтобы дети научились быть самостоятельными.
5. Использовать принцип дозированной речи.
Педагогу следует давать только короткие подсказки-инструкции детям с аутизмом, так как такой ребенок не должен ни на что отвлекаться и четко понимать, чего от него хотят.
6. Сформировать учебное поведение.
Как и обычного ребенка, особенного мы должны научить, как вести себя во время занятий: сидеть за столом, не вскакивать, не кричать, выполнять задания педагога, даже если этого не хочется. Поэтому мы стараемся создать «правильную» атмосферу – отсутствие шума, лишних предметов и так далее. Причем, педагог сразу должен настроиться на тот факт, что ребенка придется многому учить.
7. Комплексный подход – основа социализации.
Такой подход лежит в основе социального обучения ребенка в нашем садике. Это значит, что по каждому конкретному малышу вырабатывается серия шагов и манипуляций, которые повторяются везде и всегда, во время любого занятия. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что есть правила, которые надо выполнять всегда и везде, с любым педагогом, на индивидуальном занятии и в группе.
Однажды к нам пришел новый ученик, который постоянно раздевался – ему не хотелось быть одетым в помещении. Стоило его оставить на минуту одного, он тут же снимал с себя всю одежду. Он не умел сидеть за столом, держать ложку и ел руками. Мы разработали серию правил, которые помогли ему научиться правильно себя вести. Мы останавливали его, когда он раздевался, и объясняли, что так нельзя. Одевали заново и следили за тем, чтобы он больше так не делал. Ложку сначала держали сами, потом – рукой мальчика. А сейчас малыш уверенно ест сам.
У другого мальчика был высокий уровень тревожности и низкий уровень социализации. На самом деле он многое умел, но не знал, как это проявить и что делать с этими «умениями». Он боялся незнакомых людей – и взрослых, и детей. Попав в группу, он «терялся». Сейчас мама может взять его с собой и в магазин, и на рынок. И мальчик ведет себя адекватно. Он хорошо проявляет себя в группе детей. Это дорогого стоит.
Детский сад – это пространство искусственной социализации — тренажер, где ребенок тренируется жить в обществе. Он необходим как обычным детям, так и детям с синдромом аутизма. Каждый педагог, особенно если он работает с детьми с аутизмом, должен работать в одном направлении со своими коллегами, добиваясь таким образом целостного положительного результата.
Ребенок должен доверять тем людям, которые находятся рядом с ним, а значит, это доверие нужно заслужить.
Только так он сможет делать дальнейшие шаги по своему становлению полноценного члена общества.