Уже около полутора лет в детском саду для детей с особыми потребностями «Дитина з майбутнім» («Ребенок с будущим») успешно проводятся сеансы канистерапии.
Добрая и ласковая лабрадор Дейзи каждое утро спешит к своим маленьким друзьям, чтобы подарить им радость и тепло, поиграть с ними в мяч, попрыгать через обруч, дать себя погладить и почесать (а иногда и поцеловать) и просто полежать вместе с малышами. Дети ее просто обожают. И Дейзи, в свою очередь, отвечает им взаимностью. Как же занятия канистерапией влияют на детей с аутизмом? Как проходят занятия и как научить малышей доверять четвероногому другу? Об этом нам рассказывает канистерапевт сада «Дитина з майбутнім» Ольга Телюк.
— Канистерапи́я (лат. Canis — собака и греч. θεραπεία [therapeia] — лечение, оздоровление) — один из видов лечения и реабилитации человека при помощи специально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов-канистерапевтов.
По причине экономической доступности данного вида терапии и высокого уровня социального поведения используемых при этом животных, является одним из самых востребованных видов анималотерапии наравне с дельфинами, лошадьми и кошками. Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Они легко обучаются голосовым командам и охотно им подчиняются.
Занятия с собакой положительно воздействуют на человека. Они способствуют нормализации состояния пациента, помогают в процессе социализации, влияют на мотивацию людей, успокаивают и мобилизируют внимание, и так далее.
1. Первое правило педагога, который занимается этим направлением, — правильно подобрать собаку.
Ведь не каждая из них может стать настоящим канистерапевтом. Например, когда в нашей семье родилось восемь замечательных щенков, одна из них была необычной. Особой. Во всём первая, самая добрая, самая смелая. Всем своим существом она давала понять, что в этот мир она пришла с особой миссией. И когда пришло время расставаться с потомством, мы с мужем твёрдо решили, что никому не сможем отдать нашу Дейзи. Такая собака обязана дарить своё тепло людям тем, кто в этом особо нуждается — детям с ограниченными возможностями. Ей скоро пять лет. А она до сих пор, как щенок, нежная и ласковая.
2. Знакомство с четвероногим другом.
Большинство наших учеников впервые так близко увидели собаку на сеансах канистерапии, потому знакомству с животным и налаживанию с ним эмоционального контакта отведена значительная роль. Преодоление страха перед животным, завоевание доверия имеет большое значение.
Знакомство происходит постепенно и издалека. На ознакомительном этапе малыши просто наблюдают за собакой, как она играет, как умеет выполнять команды и поручения, ест и пьет воду. Убеждаются в её дружелюбии и безопасности.
3. Постепенно дети сами присоединяются к игре – кормят Дейзи, гладят ее.
Важно отметить, что тактильный контакт (прикосновение, поглаживание и укладывание на собаку) оказывают значительный терапевтический эффект. От копошения в шерсти животного дети получают удовольствие и благоприятную энергию (в это время у них выделяется окситоцин — гормон материнской привязанности). А лёжа у неё на груди и слушая её сердцебиение, успокаиваются и входят в положительный резонанс с животным.
4. Как известно, аутизм — это нарушение коммуникации, сопровождающееся различными речевыми нарушениями. И цель наших занятий — с помощью собаки помочь ребёнку научиться общаться с окружающими и говорить.
Поэтому малыши учатся давать простые голосовые команды: «Дай!», «На!», «Иди!», «Фу!» и другие, начиная таким образом осознавать, что чтобы собака принесла что-либо или выполнила команду — нужно сказать. На сеансах часто разучиваются стишки и песенки. А Дейзи выступает в роли мотиватора и проводника. Так формируются навыки пониматийной речи и коммуникации.
За полтора года практики более пятидесяти малышей сада «Дитина з майбутнім» прошли курс канистерапии. Программа реабилитационных занятий для каждого составляется индивидуально, исходя из физических, психологических и возрастных показателей ребёнка.
Сейчас, когда канистерапевт приходит в группу, чтобы забрать какого-то малыша на занятие, многие дети тоже просятся идти к Дейзи.